Просмотр содержимого документа
«"Формирование эмоциональных и нравственных проявлений у детей младшего дошкольного возраста"»
Уважаемые коллеги!
Сегодня я представлю вашему вниманию тему «Формирование эмоциональных и нравственных проявлений у детей младшего дошкольного возраста » (из опыта работы).
В данное время я работаю с детьми 2 младшей группы. С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Первые дни работы с новой группой самые трудные: я изучаю каждого ребёнка, а они меня. Уже к концу первой недели многое знаешь о детях. Например, один уравновешен, исполнителен, смышлён, другой подвижен, любознателен, третий – своенравен, непослушен, драчлив, в одном ребёнке уживаются доброта и злоба, отзывчивость и упрямство. Одни дети сразу как бы заявляют о себе: с нами будет трудно, другие незаметны, но и они проблема для воспитателя: заглянешь к такому незаметному поглубже в душу, и раскроешь целый мир противоречий! Другие - дисциплинированные, организованные, деловитые. Это – будущее ядро детского общества, на которое можно опереться воспитателю в создании детского коллектива. Но какими бы разными они не были, всем им требуется внимание, ласка, теплота, справедливость воспитателя. Справедливость воспитателя – один из важнейших регуляторов нравственных отношений.
Проблема воспитания личности молодого поколения является на сегодняшний день актуальной.
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, тревожность, гиперактивность, что приводит к трудностям во взаимоотношении с окружающими.
Каждое утро встреча с моими воспитанниками происходит по – разному. Одни идут в группу с удовольствием, другие плачут, к сожалению, это обычное явление плакать при расставании с мамой. В садике же жёсткий режим, необходимость подчиняться правилам, уступать, делиться игрушками. В других случаях «плакать» - это необходимое условие, чтобы получить дополнительную порцию внимания от мамы, от воспитателя. Я стала задумываться, как найти подход к каждому ребёнку, какую форму педагогического воздействия использовать, чтобы проявление эмоции были только положительные, не было душевного дискомфорта, негативного поведения и каждое утро, день, вечер были ежедневной радостью ребёнка. И тогда мне пришла мысль придумать ритуал, стимулирующий свои действия, создать уголок «Светофор эмоций», который используется для отслеживания эмоционального состояния ребёнка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции, и полноценной поддержки развития ребёнка.
Именно такой метод воздействия на эмоциональное состояние ребёнка очень помог. Во – первых, дети заходят в группу с хорошим настроением, берут свою прищепочку с фотографией и прикрепляют на улыбающийся смайлик. Теперь плачущий и грустный ребёнок в нашей группе – это редкость.
Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна обогатить опыт ребёнка, смягчить и полностью устранить отмеченные проблемы.
Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо хотелось подчеркнуть значение игры.
Игра создаёт благоприятную обстановку для эмоционально – нравственных проявлений, творческой самореализации. Использую игры на развитие эмоциональной экспрессии, которые направлены на развитие мимической, пантомической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами создают фон для проявления индивидуальности, развитие эмоциональной чуткости. В работе с детьми использую фольклор, произведения детских писателей, сказки, рассказы, потешки.
Игра оказывает огромное влияние на личность ребенка. Она как важнейшая деятельность детей – великолепная форма организации их жизни. Там, где дети много играют они растут более организованными, дисциплинированными. Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения с детьми. Но следует помнить, что игра воспитывает только тогда, когда в своей основе имеет нравственное содержание. Одно дело, если малыш отображает в игре заботливое отношение к игрушке, другое, если в той же игре грубо обращается с ней.
Поэтому организуя игровую деятельность детей, забочусь о том, чтобы она была содержательной и воспитывающей.
Наблюдая за играми детей, вижу, что малыши иногда ссорятся из – за игрушек, не уступают их друг другу, некоторые дети плохо обращаются с игрушками: бросают игрушки на пол, ломают их.
Как научить детей беречь игрушки, быть чуткими, внимательными друг к другу, как воспитать добрые чувства в этом возрасте?
Свою работу я начала с того, что групповое помещение разделила на три зоны:
- Спокойная зона: «Центр познания», «Центр природы», «Центр книги», «Центр сенсорного развития», «Центр развития речи – «Говоруша».
- Зона средней активности: «Центр конструирования», «Центр творчества».
Создавая благоприятные условия для игр, игрушки разместила в определенном порядке по видам игровой деятельности. Познакомила детей с местом хранения игрушек. Способ хранения целесообразный и доступный детям: ребенку удобно достать и убрать игрушку после игры. Очень важно, чтобы места для игрушек были постоянными. Это позволяет детям самостоятельно находить нужную игрушку, уменьшает возможность возникновения конфликтов. И, конечно, всякий раз, убирая игрушку, ребенок знает, куда ее поставить. Приучая малышей к порядку, говорю:
«Дети, поиграли, уберите игрушки на место»
Дети включаются в работу, наводят порядок. Одновременно своим примером показываю заботливое отношение к игрушкам. Обращаю внимание детей как красиво, когда игрушки стоят на месте.
Зачастую бывают случаи, когда малыш может оставить куклу там, где играл. Вновь обращаю на это внимание, говорю, что кукле плохо, «оживляю» ее. Прием одушевления игрушки позволяет проникнуться ребенку сочувствием к ней как к живому существу и обращаться с куклой ласково и внимательно. Ласково говорила: «Чья это дочка плачет? Ей холодно. Она хочет, чтобы ее положили в кроватку». Ребенок реагирует на мои слова, поднимает и жалеет куклу. Вижу, как некоторые дети бросают любимую игрушку и переключаются на другие игры. Говорю: «Если хочется поиграть в другие игры, положи на место игрушку, которую бросил, ей обидно, что ты забыл про неё». Игры с куклой имеют особое значение для нравственного воспитания.
Играя с куклами, мы систематически последовательно упражняем детей в проявлении добрых чувств. С большим интересом проходят такие игры, как «Разбудим куклу», «Накормим куклу», «Отведём куклу в детский сад», «Кукла заболела» В этих играх я уделяю внимание воспитанию у детей таких чувств, как нежность, заботливость, доброта, внимание, сочувствие, сопереживание.
Игры с куклами требуют от детей порядок в кукольном уголке, я от имени кукол предлагаю убрать забытые вещи, посуду на место тем детям, которые играли в неё. Играющие дети наводят за собой порядок, остальные малыши наблюдают, как они это делают. Вот так постепенно мы приучаем детей к бережному отношению к игрушкам и порядку, усваивая правила: «Каждой игрушке – свое место», «Прежде, чем взять игрушку, убери ту, с которой играли раньше». Только при систематическом требовании со стороны педагогов можно сформировать умение и навыки.
Малыши постепенно учатся убирать за собой игрушки. В результате проделанной работы добрые чувства детей переходят в привычку и распространяются на отношения не только с игрушками, но и с детьми.
Очень хороший метод, который помог мне приучить детей убирать игрушки, заботиться друг о друге – это создание уголка «Копилка добрых дел» (саморегуляция нравственной отзывчивости).
Она состоит из отдельных кейсов на каждого ребёнка, куда ребёнок опускает камушек, который он получает от педагога за какое – либо доброе дело. В конце дня камушки подсчитываются, делается анализ.
Сейчас дети не разбрасывают игрушки, как прежде. Все дети стараются принять активное участие в уборке группы. Благодаря такому методу, малыши учатся оказывать посильную помощь друг другу, например, перед дневным сном, помочь сверстнику снять одежду или застегнуть пуговицы, надеть колготки или носочки.
Воспитание человечности, отзывчивости, чуткости к окружающим – задача, которое общество должно решать с самого раннего возраста и она является основой нравственного развития личности.
И в заключение хочу сказать, что жизнь диктует нам необходимость совместной работы детского сада и семьи, как главное условие воспитания ребенка. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если мы - педагоги и родители станем равноправными партнерами, так как мы воспитываем одних и тех же детей.
Надеюсь, что работа, направленная по формированию эмоциональных и нравственных проявлений поможет сделать мир детей ярким и насыщенным, что каждый из детей может сказать: «Пусть всегда буду Я!»