Работая в начальной школе, я сталкиваюсь с необходимостью организовывать свою работу с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. В этом мне безусловно помогают воспитатели дошкольных учреждений и ФГОС начального общего образования.
Одним из требований ФГОС к результатам обучающихся является достижение учащимися личностных результатов, что включает в себя готовность и способность к саморазвитию, сформированную мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся.
Вопросам формирования готовности к саморазвитию и мотивации обычно уделяется несколько больше внимания, чем развитию ценностных ориентаций, тогда как проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей стоит достаточно остро. Мы часто видим, как многие дети не хотят и не могут проявить своё сочувствие и сострадание. Все чаще мы видим проявления жестокого отношения к животным и друг к другу.
В период организации перехода от дошкольного образования к обучению в начальной школе важно обратить внимание на формирование эмоциональной отзывчивости как на важный шаг к становлению психологического здоровья детей.
Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности – это неотъемлемая часть нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь человеку в трудной ситуации, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
В настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России, поэтому для формирования таких морально-нравственных качеств необходима слаженная работа специалистов дошкольных и школьных образовательных учреждений, согласованность целей и задач дошкольного и школьного начального образования.
Важно придерживаться основных содержательных линий непрерывного образования детей 5-7 летнего возраста в рамках программы Преемственность, таких как:
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность;
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей во взаимодействии с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей — сюжетно - ролевой игрой, которая способствует развитию умения вставать на позицию другого, учитывать интересы всех участников, формирует творческий характер деятельности.
Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающегося на переживания окружающих людей и живых существ, стремящегося прийти на помощь в трудной ситуации, не проявляющего враждебность и агрессивность к окружающим, умеющего эффективно работать в коллективе.
Этого можно добиться, занимаясь как напрямую эмоциональным развитием ребенка (обучая его различным способам эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях; развитие его эмоциональную выразительность через слово, движение, игру и т.д.; формируя эмпатию, сопереживание, умение встать на позицию другого; знакомя с многообразием человеческих эмоций, обучая их различать и называть у себя и других) так и опосредованно, через знакомство с музыкой, сказками, поддержкой взрослым адекватного способа реагирования ребенка на различные эмоциональные ситуации.
Знакомство детей с эмоциями должно осуществляться как в ходе всего воспитательно - образовательного процесса, так и на специальных занятиях с педагогом - психологом, где дети с помощью элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций, сказкотерапии) переживают эмоциональные состояния, учатся словесно выражать свои переживания.
Работая в начальной школе, я сталкиваюсь с необходимостью организовывать свою работу с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. В этом мне безусловно помогают воспитатели дошкольных учреждений и ФГОС начального общего образования.
Одним из требований ФГОС к результатам обучающихся является достижение учащимися личностных результатов, что включает в себя готовность и способность к саморазвитию, сформированную мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся.
Вопросам формирования готовности к саморазвитию и мотивации обычно уделяется несколько больше внимания, чем развитию ценностных ориентаций, тогда как проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей стоит достаточно остро. Мы часто видим, как многие дети не хотят и не могут проявить своё сочувствие и сострадание. Все чаще мы видим проявления жестокого отношения к животным и друг к другу.
В период организации перехода от дошкольного образования к обучению в начальной школе важно обратить внимание на формирование эмоциональной отзывчивости как на важный шаг к становлению психологического здоровья детей.
Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности – это неотъемлемая часть нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь человеку в трудной ситуации, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
В настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России, поэтому для формирования таких морально-нравственных качеств необходима слаженная работа специалистов дошкольных и школьных образовательных учреждений, согласованность целей и задач дошкольного и школьного начального образования.
Важно придерживаться основных содержательных линий непрерывного образования детей 5-7 летнего возраста в рамках программы Преемственность, таких как:
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность;
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей во взаимодействии с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей — сюжетно - ролевой игрой, которая способствует развитию умения вставать на позицию другого, учитывать интересы всех участников, формирует творческий характер деятельности.
Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающегося на переживания окружающих людей и живых существ, стремящегося прийти на помощь в трудной ситуации, не проявляющего враждебность и агрессивность к окружающим, умеющего эффективно работать в коллективе.
Этого можно добиться, занимаясь как напрямую эмоциональным развитием ребенка (обучая его различным способам эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях; развитие его эмоциональную выразительность через слово, движение, игру и т.д.; формируя эмпатию, сопереживание, умение встать на позицию другого; знакомя с многообразием человеческих эмоций, обучая их различать и называть у себя и других) так и опосредованно, через знакомство с музыкой, сказками, поддержкой взрослым адекватного способа реагирования ребенка на различные эмоциональные ситуации.
Знакомство детей с эмоциями должно осуществляться как в ходе всего воспитательно - образовательного процесса, так и на специальных занятиях с педагогом - психологом, где дети с помощью элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций, сказкотерапии) переживают эмоциональные состояния, учатся словесно выражать свои переживания.