Огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.
Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В уголке экспериментальной деятельности в раннем возрасте рекомендуются
Оборудование: защитные фартучки, рулонные полотенца, пластиковые контейнеры, коробки, баночки, ватные палочки.
Материал: Объекты эксперимента: песок, вода, бумага белая и цветная, пластилин, краски. 3. Познавательная литература и творческие задания, картотека с играми, книги познавательной тематики с иллюстрациями.
В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе рекомендуются
книги познавательного характера для младшего возраста;
тематические альбомы;
семена разных растений, должны лежать в отдельном контейнере вне доступа для детей, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
песок, глина;
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
Лупы должны лежать в отдельных контейнерах, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
семена бобов, фасоли, гороха
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
персонажи, наделанные определенными чертами - ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Средний дошкольный возраст рекомендуются
книги познавательного характера для среднего возраста
тематические альбомы
коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
песок, глина
набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
материалы для игр с мыльной пеной
красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
семена бобов, фасоли, гороха
некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!