Просмотр содержимого документа
«Экологическое развитие детей дошкольного возраста»
Цель.
Формирование экологической культуры дошкольников. Развитие познавательной и речевой активности.
Задачи.
Обучающие — Способствовать накоплению представлений детей о птицах, о частях тела птиц. — Закрепить правила поведения в лесу. — Закрепить навык подлезания под дугу.
Развивающие — Развивать внимание, память. — Развивать познавательную и речевую активность детей средствами игровой мотивации.
Воспитательные — Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование. Мяч Контуры изображений птиц Изображение птиц для прикладывания их к контурному изображению Паутина, плетенная из ниток Дуга для подлезания Дерево с дуплом Гнездо с 3-мя птичьими яйцами Птица-дятел (игрушка) Аудиозапись музыки 2 подноса Вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки Тарелочки на каждого ребенка Оборудование для рисования: карандаши, рисунки птиц с неокрашенной деталью
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда, сегодня мы немного попутешествуем по весеннему лесу. Только сначала вспомните правила поведения в лесу.
(Упражнение с мячом) Воспитатель. В лесу нельзя: -нельзя отставать друг от друга -нельзя ломать ветки -нельзя разорять муравейники -нельзя рвать цветы -нельзя громко кричать и т.д. Воспитатель. Правила поведения вы знаете, значит смело можно отправляться в путешествие. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите: «Раз, два, три, повернись – в лесу весеннем очутись!» Воспитатель. А вот и лес.
Также интересное занятие по экологии: Конспект занятия по экологии в младшей группе ДОУ «Природа и я»
Перед детьми контуры изображений птиц.
Воспитатель. Злой волшебник превратил птиц в тени. Что делать? Может, попробуем их снова превратить в живых птиц? (да) — Назови, тени, каких птиц видишь на картинке?
— Чтобы оживить птиц, нужно расставить правильно их яркие изображения на силуэты. Дети расставляют картинки птиц на контуры.
Воспитатель. Ребята, птицы так долго были тенями, что проголодались. Чем же их накормить, кормушки пустые? — Назовите, чем питаются птицы? (зерном, семечками, хлебными крошками и т.д.) Воспитатель. Где же нам взять все это? Ой, здесь какие-то подносы со странным содержимым. (Воспитатель ставит на два стола 2 подноса, в которых смешаны вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки) — Посмотрите и скажите, что на подносах? (вишневые косточки, бусинки, мелкие пуговички и семечки) — Что из перечисленного будут клевать птицы? (семечки) Воспитатель. Ребята, вы готовы покормить птиц? Для этого, нам нужно разделить друг от друга все, что находится на подносе. (Воспитатель делит детей на команды по 4 человека) Сейчас каждый из вас будет отбирать в свою тарелочку то, что я назову. (1-ый ребенок отбирает вишневые косточки, 2-ой – мелкие пуговицы, 3-й – бусинки, 4-ый — семечки) Воспитатель. Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием. Поставьте тарелочки с семечками ближе к птичкам. Думаю, они с удовольствием полакомятся нашим угощением.
Воспитатель. Ребята, мы с вами вышли попутешествовать, поэтому пора идти дальше.
На лесной тропинке — паутина (плетенная из ниток паутина закреплена между деревьев), дети не могут пройти.
Воспитатель. Что делать? Возникает противоречие. (убрать паутину, разорвать и т.д. или сохранить ее) Воспитатель. Пауки приносят большую пользу, они защищают нас от вредных насекомых, которых ловят в свои сети (паутины). Поэтому не нужно разрывать паутины, если они находятся на деревьях или заборах. Воспитатель. Давайте осторожно, не задевая паутины, пройдем под ней (дети проходят под дугой или другим препятствием). Молодцы, ребята, никто не задел и не разорвал паутины.
Перед детьми дерево, на дереве дупло (в дупле под листьями и перьями 3 маленьких яичка) Воспитатель. — Ребята, как вы думаете, кто живет в дупле? (белка) — Загляни в дупло. Кого ты там видишь? (никого) — Что лежит в дупле? (яйца) Ребята, теперь, что скажете, кто живет в этом дупле (может быть птица) Правильно, здесь гнездится какая-то птица. А вот что это за птица вы узнаете, если отгадаете загадку. «Врач» для сосен и берез, Крепче стали длинный нос, Съест вредителей в коре И в мороз, и при жаре! В. Кузьминов Воспитатель выставляет птицу дятла и предлагает поиграть. Воспитатель. Ребята, у дятла есть друг, шустрая синица. Он очень любит прыгать и скакать. Давайте покажем, как он это делает.
Физминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
Дятел стучит клювом тук-тук-тук. Воспитатель. Дятел простучал нам телеграмму. Догадались о чем она? А я догадалась. Послушайте: (под стук дятла) До-мой по-ра! До-мой по-ра! Попробуйте простучать телеграмму.
Воспитатель. Да, время прошло незаметно и нам, действительно, пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель. Встаньте полукругом, закройте глаза и скажите: «Раз, два, три, повернись – в садике нашем очутись!» Воспитатель. Мы снова в детском саду. — Понравилось путешествовать по весеннему лесу? (да) — Кому вы помогли в лесу? (птицам) — Пройдите к столам. Перед вами изображения птиц. Художник рисовал их второпях и допустил ошибки, не докрасил какую-то деталь. Исправьте неточности художника. Дети докрашивают деталь птицы (крыло, клюв, ножку, хвост, голову, туловище) под музыку. Воспитатель. Какую деталь ты докрашивал? — Посмотрите, как много разных птиц нарисовал художник, а вы все ему помогали. Воспитатель. Давайте выпустим птиц на волю, пусть они живут на свободе. Воспитатель закрепляет рисунки птиц на заранее подготовленное «поднебесье». Включает звуки птичьего пения.
Воспитатель. Давайте послушаем, как птицы благодарят вас за свою свободу и вашу доброту!
Конспект НОД для детей 3-4 лет: Тема: Знакомство с комнатными растениями
Этот конспект, направлен на воспитание у детей любви, заботы о комнатных растениях.
Цель: создать атмосферу радостного настроения; Задачи: Обучающая - учить узнавать и называть части растения; Развивающая - развивать сосредоточенность внимания и запоминания, Воспитательная - воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения и умения ухаживать за ним. Словарная работа: активизировать речь детей словами «корень, стебель, листья, цветок» Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с комнатными растениями, чтение стихотворений и сказок о цветах, беседа о растениях. Методы: наглядный, словесный, практический.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. Вы согласны? Ответы. Воспитатель: А путешествие мы совершим в наш уголок природы. Отправляемся? Ответы. Воспитатель, вместе с детьми, стоят возле уголка природы. Воспитатель: Ребята вы заметили, что изменилось в нашем уголке природы? Ответы: Появились новые цветы. Воспитатель: Правильно. А кто из вас ребята принес эти цветочки? Дети отвечают. Воспитатель: А может Егорка знает, как называется цветок, который он принес? В ответ тишина. Воспитатель: А ты Катюша знаешь название своего цветка? Тоже в ответ тишина. Воспитатель: Ребята, цветок, который принес Егор – называется фикус, а цветок, который принесла Катюша – называется бегония. Красивые названия, правда? Ответы.
Реклама 09
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти цветы. Они похожи? Дети: листочки зеленого цвета, растут в земле, на одном цветке есть цветочки, а на втором нет… Воспитатель: Молодцы, но обратите внимание, листочки похожи на наших цветах? Дети: нет. Воспитатель: Чем они отличаются? Ответы: на одном цветке они с узором, а на втором просто овальные. Воспитатель: А как вы думаете, на ощупь они разные или одинаковые? Дети: мнения детей расходятся. Воспитатель: Давайте мы с вами потрогаем листочки на наших цветочках, и убедимся разные или одинаковые листочки? Дети отвечают: разные на ощупь, на одном цветке гладкие, а на другом пупырчатые, одни сухие, вторые влажные. Воспитатель: Ребята, а цветы, которые растут у вас дома, как называются? Дети: комнатные. Воспитатель: А они могут расти в лесу, на лугу? Дети: нет. Воспитатель: А почему комнатные растения не могут жить в другом месте? Дети: оно же комнатное и может жить только в доме и тепле. Оно нуждается в заботе и уходе. Воспитатель: А как вы думаете, в какой заботе нуждаются комнатные цветы? Дети: Его нужно поливать, рыхлить землю, мыть листочки от пыли.
Воспитатель: Предлагаю рассмотреть внимательно наши цветочки. Кто знает, как называются части из которого, состоит растение, а точнее, нужно назвать части, из которого состоят наши цветочки? В ответ тишина. Воспитатель рассказывает детям, что у каждого растения есть: корень, стебель, листья, цветок, для чего они служат растению. Воспитатель: приглашаю вас немного отдохнуть, небольшая физминутка: Физминутка. Говорит цветку цветок. Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок». (дети поднимают и опускают руки) Выйди на дорожку Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени) Да головкой покачай Утром солнышко встречай (вращение головой) Стебель наклони слегка- Вот зарядка для цветка. (наклоны) А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. (встряхивание кистями рук) Наконец готовы все День встречать во всей красе. Воспитатель: Немножко отдохнули, возвращаемся в наш уголок. Посмотрите на слотах возле цветов лежат разные предметы. Как вы думаете, для чего они нужны? Дети отвечают. Воспитатель: Конечно для ухода за растениями. Хотите ими поработать? Дети: да. Воспитатель: возьмите каждый по одному предмету в ручки, скажите, что вы взяли в руку, и что вы будете делать этим предметом, и зачем? Дети рассказывают, для чего нужен каждый предмет и что они будут делать. Воспитатель: Я вам предлагаю побыть немного садовниками или огородниками. Приступайте к своим обязанностям.
Воспитатель: Молодцы, все. Давайте послушаем Аленку, зачем она рыхлили землю цветам? Ребенок рассказывает. Воспитатель: А теперь нам Феденька расскажет, зачем он поливал цветочки? Федя рассказывает. Воспитатель: вы все большие молодцы, потрудились от души. Давайте подведем итоги нашего мероприятия. Ребята вам понравилось наше занятие? Как называются цветы, о которых мы с вами сегодня беседовали? Где живут эти цветы? Зачем нужно ухаживать за цветами? Какого цвета цветы? Как называются части наших растений? Воспитатель: А теперь можно всем присесть на свои места и немного поиграть. Я вам на столы положили игры: «Разрезные картинки», «Собери целое из частей», «Дорисуй недостающую часть растению»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЯНЫХ КАПЕЛЕК
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: дать детям знания о значении воды в жизни человека. растений, животных.
Закрепить знания о свойствах воды: жидкость, лед (при замерзании).
Воспитывать бережное отношение к воде, растительному и животному миру.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседа с детьми о свойствах воды, опыты со снегом.
изготовление цветных льдинок.
Заучивание потешек, разгадывание загадок о воде, снеге, льде, сосульках.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Емкости с водой.
Стаканы с водой на каждого ребенка.
Бумажные голубые капельки.
Иллюстрации с изображением деревьев, диких животных, птиц, грибов
Игрушки домашних животных и птиц.
Шапочки для игры «Уточки и утята»
Шапочка для игры «Солнышко и дождик»
Пустая емкость для сбора капелек.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Вводная часть
В – Читаю детям отрывок из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»
Рано утром на рассвете
Умываются мышата
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
В – Дети, а вы сегодня умывались?
Д- Да!
В- А чем вы умывались?
Д – Водой, теплой водичкой.
В – А потешку про водичку вы знаете?
Д – Да! Водичка, водичка!
Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
В – Вы сегодня хорошо вымыли свои щечки и глазки, вы весело улыбаетесь?
Д – Да!
II Основная часть
В – А теперь посмотрите, что вы видите на этом столе?
Д – Стаканчики с водой.
В – А какая вода в стаканчиках?
Д – Светлая, чистая, прозрачная.
В – А теперь понюхайте воду и скажите, есть ли у воды запах?
Д – Нет.
В – А какая вода на вкус?
Д – Без вкуса.
В – А что будет с водой, если ее вынести на холод?
Д – Замерзнет, превратится лед.
В – А лед будет какой?
Д – Твердый, холодный, скользкий.
В – А если лед занести в тепло, подержать в теплой ладошке, что с ним будет?
Д – Будет капать водичка.
В – Дети, вы хорошо рассказали про воду и лед. А теперь посмотрите на два больших стакана. Что вы в них видите?
Д – В одном стакане много воды, другой совсем пустой.
В – Посмотрите, в пустом стакане осталась одна капелька и она просит нас помочь найти ее подружек – капелек, которые вытекли из стакана, чтобы выполнять полезную работу. Вы готовы помочь капельке?
Д – Да!
В – Тогда отправляемся на поиски водяных капелек.
Давайте посмотрим, куда мы пришли?
Д – На полянку, к животным.
В - А какие это животные?
Д - Домашние.
В – А почему капельки оказались на полянке, где гуляют домашние животные?
Д – Чтобы их напоить водой.
В – Давайте мы нальем воды, чтобы животные попили
Дети ставят маленькие тарелочки с водой.
В – А кто гуляет рядом животными?
Д – Куры, гуси, утки.
В – А домашним птицам вода нужна?
Д – Да!
В – А для чего?
Д – Пить, купаться.
В – Давайте мы с вами запустим в наш пруд утят и гусей, пусть они поплавают. А почему куры остались на траве?
Д – Они не умеют плавать.
В – Мы с вами тоже сейчас поплаваем. Вы будете утята, а я ваша мама – утка.
надеть детям шапочки утят и во время игры читать стихотворный текст: Сама по двору хожу,
И утят за собой вожу
Сама к реке пойду
И утят за собой поведу
Дети двигаются друг за другом. как утята, после игры снять шапочки.
В – Как вы думаете, водяные капельки справились со своей работой на полянке у домашних животных и птиц?
Д – Да.
В – Теперь мы можем капельки посадить в стакан.
Игровая зона «Семья»
дети подходят к игровому уголку и находят водяную капельку.
В – Почему водяные капельки здесь задержались?
Д – Они будут мыть посуду.
В – Какая вода нужна для мытья посуды?
Д – Чистая, теплая.
В – А что еще они могут делать на кухне?
Д – Приготовить обед.
В – Правильно, вода нужна не только , чтобы мыть посуду, но и готовить еду. А еще где мы видим водяные капельки?
Д – На кроватях, на куклах, на наших костюмах для ряженья.
В – Что будут делать водяные капельки?
Д – Стирать белье, купать кукол.
В – Почему водяные капельки можно отправить стакан?
Д – Они помыли посуду, постирали белье, приготовили еду.
В – В нашем стакане капелек становится все больше.
Живой уголок
Дети подходят к живому уголку и находят на аквариуме голубые капельки.
В – А здесь кому нужны водяные капельки?
Д – Рыбкам, улиткам, водяным растениям.
В – А какая вода в аквариуме?
Д – Чистая, прозрачная, теплая.
В – Как вы думаете, в такой воде улиткам и рыбкам хорошо живется?
Д – Да.
В – А без воды они могут жить?
Д – Нет.
В – Давайте осмотрим, может мы еще найдем водяные капельки в живом уголке?
Д – Да, на клетке с попугаем.
В – А зачем попугаю вода?
Д – Пить, купаться.
В – А почему попугай купается?
Д – Чтобы быть чистым, моет свои перышки.
В – Давайте нашему попугаю нальем воды в поилку и купальницу.
Можно ли теперь водяные капельки отправить в стакан?
Д – Да!
В – Посмотрите, в нашем стакане много водяных капелек?
Д – Да!
В – Чтобы стакан стал полным, нам надо еще отыскать водяные капельки. Посмотрите внимательно и скажите, где еще задержались водяные капельки?
Д – На цветах.
В – Чтоже они делают на цветах?
Д – Поливают, моют листья.
В – А для чего надо поливать цветы, мыть листочки?
Д – Чтобы цветы росли, а листочки были чистыми и красивыми.
В – Давайте польем цветы и протрем листья мокрой тряпочкой.
Дети выполняют задание
В – Водяные капельки можно положить в стакан?
Д – Да!
Дети подходят к стенду, где прикреплены иллюстрации деревьев. диких животных, лесных ягод, грибов.
В – Дети, как вы думаете, куда попали водяные капельки?
Д – В лес.
В – А как вы догадались, что это лес?
Д – Здесь много деревьев, диких животных, грибов.
В – А почему водяных капелек здесь так много?
Д – Чтобы поливать деревья, напоить птиц, животных, чтобы выросли грибы.
В – А кто же будет поливать лес?
Д – Дождик.
В – Когда начинается дождь, как стучат капельки?
Д – Кап-кап-кап.
В – А когда идет сильный дождь с ветром, как он шумит?
Д – Ш-ш-ш-ш.
В – Давайте прочитаем потешку о дожде, чтобы он скорее пришел и полил лес.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Зря в окошко не стучи,
Только нас не замочи!
Брызни в поле пуще,
Будет травка гуще.
В - Дождик будет поливать лес, а мы с вами поиграем в игру. Но сначала отгадайте загадки: Круглое, желтое, по небу катается, всем улыбается.
Д - Солнышко.
В - Меня ждут – не дождутся, а увидят – разбегутся.
Д - (Дождь)
В – Мы играем с вами в игру «Солнышко и дождик»
Проводится игра
В – Как вы думаете, после того, как дождик полил лес, капельки можно собрать в стакан?
Д – Да!
В – Дети, мы помогли капельке собрать своих сестричек в стаканчик?
Д – Да!
III Заключительная часть
В – Сегодня водяные капельки сделали полезную и нужную работу. Давайте вспомним, что они делали?
Д – Поили животных, птиц, поливали цветы, деревья, грибы и ягоды, стирали одежду, купали кукол, мыли посуду, готовили обед.
В – Как вы думаете, сколько нужно воды, чтобы выполнить эту работу?
Д – Много.
В – А чтобы было много чистой, прозрачной воды, как нужно относиться к воде?
Д – Бережно.
В – Что значит «бережно»?
Д – Не лить зря воду, не бросать мусор в реки и озера.
В – Дети, сегодня мы с вами узнали, кому и зачем нужна вода и как ее беречь.
ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВО II МЛ. ГРУППЕ. (КОМПЛЕКСНОЕ)
Тема:«Медовое путешествие»
Цели: уточнение представления детей о меде, его полезных свойствах;
ознакомление детей с некоторыми медоносными растениями;
альбомные тонированные листы «», гуашь разных цветов, мелки, вода, салфетки;
аудиозаписи: «Голоса леса», «Вальс цветов».
Ход занятия:
I . Вступительная часть.
Дети свободно перемещаются по группе и подходят к окну.
Воспитатель:
Дети, посмотрите какая сегодня хорошая, солнечная погода, как ярко светит солнышко! Давайте подарим солнышку и гостям улыбки и хорошее настроение! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Волшебный лес.
Как вы думаете, что мы можем увидеть в лесу? (траву, цветы, грибы, ягоды, муравьев, жуков, бабочек и т.д.)
А можно ли шуметь в лесу? Почему? (чтобы не испугать жителей леса, лес может притаиться и показать своей красоты.)
А пойдем мы с вами по волшебной тропинке. Скорее вставайте все за мной – путешествие начинается!
II. Основная часть.
Звучит музыка «Голоса леса»
Воспитатель:
Посмотрите, какая красивая полянка. Что вы видите? (цветы, бабочек)
А какие цветы вы знаете? (ромашка, колокольчик, ландыш, мать-и-мачеха, клевер, василек, ноготок)
Звучит аудиозапись «Вальс цветов».
Воспитатель:
Здесь растет ромашка,
Клевер с беленькою кашкой,
Мать-и-мачеха и
Колокольчик с синей челкой
А еще кошачьи лапки, василек,
Ярко - рыжий ноготок.
А кто из насекомых любит цветы? (пчелки, бабочки). А что пьют пчелы из цветков? (сок). Как называется сок из цветов? (нектар).
Я вам расскажу, как пчёлы делают мёд. Они хоботками высасывают сладкий сок — нектар из глубины цветка (показываю цветок) и несут его в свой дом — улей или дупло дерева (показываю улей и дупло дерева). Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска (показываю соты).
Так как же собирают пчелы нектар? (повторение: ответы детей). Давайте вместе скажем: цветы – медоносы! А какие это цветы? (ромашка, клевер, мать-и-мачеха, колокольчик, ноготок)
Ой, что за шум в лесу?
Показывается Мишка и плачет.
Мишка:
Меня ужалила пчела. (Мишка плачет)
Воспитатель:
Не плач Мишка. Ты, наверное, у пчел мед просил?
Мишка:
Нет. Я сорвал цветок, который мне очень понравился. Он очень хорошо пах. А пчела меня ужалила.
Воспитатель:
Мишка, а разве ты не знаешь, что цветы рвать нельзя? Они очень нужны пчелам. Сейчас дети тебе расскажут, что любят пчелы.
Пальчиковая гимнастика «Пчелы»:
Пчелы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят пчелы,
Если захотят.
(выставили средний пальчик, зажали его между указательным и безымянным, вращаем ими в разные стороны)
Ширма. Показывается пчела.
Пчела:
Мишка, Мишка, как ты мог сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен,
Я берегла его на уж-жин,
Уж-жалю, уж-жалю!
Мишка убегает.
Воспитатель:
Не грусти пчелка. Дети тебе нарисуют много цветов на полянке, чтобы ты могла собирать нектар с цветов.
ИЗО
А рисовать мы будем своими пальчиками. Посмотрите, как это делаю я: указательным пальчиком я буду рисовать, а остальные спрячу в кулачок. Теперь я опускаю пальчик в желтую краску и ставлю отпечатки на листе бумаги. Вот так. Много раз. Если краска закончилась, то окунаю пальчик в краску еще раз. А теперь вы нарисуйте для нашей пчелки цветочки. Не забывайте, что цветы могут быть разного цвета: ромашки – белые, клевер – розовый, ноготки - желтые. Поэтому вытирайте пальчики при смене цвета краски (Дети рисуют, индивидуальная помощь оказывается по необходимости). Посмотрите, какие красивые цветочки у нас получились. Молодцы!!!
III. Заключительная часть.
Пчелка:
Спасибо! Какие красивые цветы! Какая красивая поляна! Ребята, а давайте позовем Мишку. Я не буду его обижать.
Дети вместе с Воспитателем:
Мишка, Мишка иди к нам.
Мишка возвращается.
Пчелка:
А в подарок вам всем я принесла мед. Мед полезный – в нем много витаминов. Кто его ест, тот не болеет. А еще – мультфильм обо всех пчелках и о тебе Мишка, и называется он: «Как Вини Пух в гости ходил».
Конспект по экологическому воспитанию во второй
младшей группе.
,,Сказочное путешествие в осенний лес,,
Образовательные задачи:
П/с Продолжить знакомить с характерными признаками осеннего леса. Учить детей называть и узнавать диких животных,птиц,рыб. Продолжить учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий – узкий, высокий – низкий.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей: развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы: развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умение вести себя в лесу, воспитывать любовь, бережное отношение к природе: проявлять заботу и внимание ко всему живому. Формировать доброжелательность.
Предварительная работа:
Рассматривание наглядно – дидактических пособий с изображением диких животных, птиц, деревьев. Рассматривание альбома ,,Времена года,,; беседа об осени, чтение стихотворений об осени. Загадки о птицах, животных. Работа с родителями – вместе с детьми сделали кормушки, на прогулке кормили птиц.
Оборудование материал
Дорожка ( 2 шнура=2 метра )
Река ( полотно синего цвета, белые пластмассовые рыбки 3 штуки, елка искусственная, ветки березы, вата, листья желтые, оранжевые, кормушки, корм ,,Султанчики,, Игрушка медведь, берлога, домик.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в осенний лес?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Скажите, а какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: А как догадались, что осень?
Дети: Листья падают, желтеют, дуют ветры.
Воспитатель: Вот с помощью этих султанчиков мы с вами определим направление и силу ветра.
Дети: Слабый ветерок.
Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в лес, нам просто нужно пройти по дороге. Перед нами лежит дорога. Какая она по ширине?
Дети: Широкая. Дети проходят парами по дороге.
Воспитатель: Куда приведет наша дорожка?
Дети: К реке.
Воспитатель: А кто в реке обитает? Как называются эти рыбы?
Дети: Рыбы плавают в воде. Окунь, щука, сазан, лещ.
Воспитатель: А чтобы пройти до леса, нужно перейти через реку по мосту. Какой он по ширине?
Дети: Мост узкий.
Воспитатель: Чтобы не упасть, возьмемся за перила одной рукой и перейдем по мосту на другую сторону.
Дети проходят друг за другом, по мосту.
Воспитатель: А чей это домик, красивый?
Дети: Медведя.
Воспитатель: Посмотрите, какой запасливый мишка, приготовил уже осенью себе запасы на зиму. А каких животных, которые живут в лесу, вы знаете?
Дети: Заяц, лиса, белка, волк.
Воспитатель: А как можно назвать животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие.
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: Синицы, снегири.
Воспитатель: А есть птицы которые остаются осенью воробьи, голуби.
Воспитатель рассказывает загадку про осень:
Листья кружат желтые, красные. Кружат по воздуху, обрывают с деревьев листву.
Дети: Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята. Узнали меня?
Дети: Осень.
Осень танцует под музыку.
ИГРА ,, СОБЕРИ ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ ,,
Осень: Посмотрите, сколько вокруг деревьев: ели, березы. Мой лес называется смешанным, потому что здесь растут деревья. Деревья бывают и низкие, и высокие. Как это дерево называется?
Дети: Береза.
Осень: А что есть у березы?
Дети: ствол, ветки – высокое дерево.
Осень: А что это за дерево?
Дети: Елка.
Осень: А что есть у елки?
Дети: Ствол, ветки, хвоя.
Осень: Вы все знаете. В лесу свежий воздух, подышим вместе.
Дети делают упражнение на дыхание. Глубокий вдох носом. Выдох ртом, губы трубочкой 3 раза.
Руки за спину, грудь вперед, спина прямая, голову приподнять. Вдох ртом, выдох носом 3 раза.
Воспитатель: Мы с детьми принесли подарки для птиц леса, кормушки – скворечники.
Осень: Молодцы, ребята. Осенью готовим для птиц – домики. Чтобы зимой можно было положить корм, пшено, семена подсолнечника. А сейчас я напомню, как надо себя вести в лесу.
Если в лес пришел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только, чур не забывай
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Ветки дуба не ломай
Никогда не забывай
Здесь не нужно всех ловить
Топать, бегать, палкой бить
Ты в лесу всего – лишь гость
Здесь хозяин – дуб и лось
Их покой побереги
Ведь они нам не враги.
Воспитатель: Посмотрите кто к нам прилетел. Узнали кто это?
Дятел: Кто я?
Дети: Дятел.
Дятел: Я санитар леса. Лечу деревья. А теперь пора мне в лес. До свидания, ребята.
Осень: Вы устали, ребята! Сказочное путешествие закончилось. Закройте глаза и вы очутитесь в детском саду.
Воспитатель: Вот мы в детском саду, ребята. Здесь очень тихо, светло, уютно.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Куда вы сегодня путешествовали?
Что видели по дороге?
Кто встретился в лесу?
Радомир: Что тебе понравилось?
Влад: А тебе что?
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Сегодня путешествовали в сказочный лес: Шли по широкой дороге, по узкому мостику, видели берлогу медведя, встретились с осенью.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию во второй младшей группе на тему :
« В гостях у обитателей леса»
Цель: закреплять умение классифицировать животных (диких и домашних). Учить находить общие и отличительные признаки животных. Обогащать представление об образе жизни и повадках зверей. Активизировать словарь ( названия диких животных, частей их тела, жилищ). Совершенствовать артикуляцию. Развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость. Вызывать интерес к живой природе.
Материал: Картина « Зимний лес». Картинки с изображениями диких и домашних животных. Схематичное изображение частей тела животных, их жилищ. Игрушечные заяц, белка, лиса, медведь, ёж. Бочонок мёда, шишки и грибочки, муляжи морковки, капусты, яблочек, рыбки.
Ход НОД: Воспитатель: Ребятишки, вчера я пошла гулять в лес и не узнала его. Как же он изменился! Почему я его не узнала, хотите узнать? Тогда давайте со мной сегодня отправимся в лес? Сейчас сядем в паровозик и отправимся в путь. Присоединяйте свои вагончики к паровозику (под песенку паровозика).
Воспитатель: Ребята, смотрите, в лесу наступила зима, снег лежит на земле и ветках деревьев. Лес весной и летом был зелёным, осенью разноцветным, а зимой стал белым. ( Демонстрирует картину « Зимний лес»). Сейчас очень холодно, поэтому, чтобы не замёрзнуть нам, нужно потеплее одеться.
Проводится тактильная игра - массаж « Собираемся на прогулку» ( по показу).
Надеваем брюки, носки.
( Поглаживают ноги)
Надеваем кофты.
( Поглаживают руки, живот).
Надеваем валенки.
(Поглаживают ноги от пальцев до колен).
Надеваем шапки.
(Поглаживают голову, имитируют завязывание тесёмок под подбородком).
Застёгиваем пуговицы на курточках.
( Выполняют точечные движения от шеи до живота).
Завязываем шарфики.
( Имитируют движение).
Отправляемся гулять!
(Звучит тихая волшебная музыка: звуки природы).
Воспитатель:
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес.
По тропинке мы пойдем,
Тихо мы в него войдем.
Прежде чем мы в него войдём, вспомним правила поведения в лесу.
Дети (вместе с воспитателем). Ходить надо по тропинкам. Нельзя кричать и шуметь. Нельзя ломать ветки деревьев.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Как здесь красиво и тихо! Кажется, что в лесу никого нет. Но это не так. Здесь много жителей. Кто же обитает в лесу?
Дети подходят к столу, выбирают среди картинок изображения диких животных и прикрепляют их к картинке « Зимний лес». Затем вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом всех, кого вы заселили в лес? (дикие животные.) Верно. И ещё их называют зверями. Почему эти животные называются дикими? ( Они называются дикими, потому что живут не с человеком, а в лесу.) Чем они похожи друг на друга?
Дети (с опорой на схему). У них есть четыре лапы, хвост, голова, тело покрыто шерстью.
Воспитатель: Правильно, все они похожи друг на друга, но у каждого есть характерные отличия. Благодаря этому мы отличаем их друг от друга.
Чем похожи заяц и белка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем различаются заяц и белка?
Дети: У зайца длинные уши, у белки маленькие с кисточками. У зайца хвост короткий, у белки хвост длинный и пушистый. Заяц прыгает по земле, а белка прыгает по деревьям.
Воспитатель: Зачем зайцу длинные уши?
Дети: Чтобы прислушиваться, не грозит ли ему опасность. У зайца есть враги.
Воспитатель: Кто же эти враги? Кого боится зайчик?
Дети: волка, медведя, лису.
Воспитатель: Ребята, как зайчик грызёт морковку?
Дети стучат зубами, будто грызут морковку, произносят « хрум-хрум». Воспитатель: Какие звуки издаёт белка?
Дети произносят « ц-ц-ц».
Воспитатель: Давайте с помощью язычка изобразим, как прыгают зайчик и белочка.
Дети несколько раз поднимают язычок к верхней губе и опускают к нижней.
Воспитатель: Теперь сравним лису и ёжика. Чем они похожи?
Дети: У них острые мордочки.
Воспитатель: Чем отличаются? Дети: Лиса большая, рыжая, а ёж маленький, серенький. У лисы длинный пушистый хвост, у ежа короткий. У лисы мягкая пушистая шерсть, у ежа иголки на спине.
Воспитатель: Зачем ежу иголки?
Дети: Иголками он защищается от врагов, а ещё переносит на иголках яблочки, грибочки.
Воспитатель: Как фыркает ёж?
Дети произносят «ф-ф-ф».
Воспитатель: Давайте поиграем.
Физкультминутка. Ёжик Ёжик топал по тропинке, И грибочек нёс на спинке. Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.) А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгай - ка. В огороде чьём-то ловко, Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Дети: Медведя называют сладкоежкой , потому что он любит мёд.
Воспитатель: Представим, что мишка съел мёд и испачкал губы. Как он облизывает губы язычком?
(Дети выполняют круговые движения языком.)
Проводится игра « Изобрази животное».
Воспитатель: Давайте превратимся в лесных зверей.
Дети надевают шапочки-маски зверей и ходят под музыку, подражая звукам, которые издают животные, их движениям, повадкам.
Воспитатель: Где животные живут в лесу? У них есть домики? Кто их построил? ( Ответы детей). Животные ушли далеко в лес и заблудились. Они никак не могут найти свои домики. Давайте поможем каждому животному найти свой домик.
Проводится игра « Кто где живёт?»
Дети поочередно выходят к мольберту, берут картинки с изображением животных и помещают их на картинки с изображением жилищ.
Воспитатель: Где живёт белка? ( Белка живёт на дереве в дупле). Где живёт медведь? ( Медведь живёт в берлоге). Где живёт волк? ( Волк живёт в логове под деревом). Где живёт лиса? ( Лиса живёт в норе). Где живут заяц и ёж? ( Они живут под кустом).
Молодцы! Вы помогли зверям найти свои домики. А зачем им нужны домики? ( Домики им нужны для того, чтобы прятаться от врагов, отдыхать , спать, прятаться от дождя и холодая. хранить запасы пищи).
Воспитатель: Дикие животные хранят в своих жилищах запасы пищи. Помогите им найти их еду.
Проводится игра« Кто что ест?»
На полу разложены муляжи грибочков, яблочек, моркови, капусты, рыбки, бочонок мёда. Дети ходят по группе, отыскивают предметы и подносят к каждому зверю и затем поочерёдно рассказывают, какую пищу они положили.
Воспитатель: Звери говорят вам « спасибо» за то, что вы их угостили. Они унесут еду в свои домики и будут лакомиться. А сейчас угадайте, о каком животном идёт речь.
Проводится игра « Он такой, как…»
Злой, как …волк.
Неуклюжий, как…медведь.
Трусливый, как…заяц.
Хитрый, как…лиса.
Косолапый, как…медведь.
Колючий, как… ёжик.
Воспитатель: Вы хорошо запомнили названия диких животных, их повадки. Теперь сможете их узнать и различать. Вам понравилось играть с лесными обитателями? Как вы с ними играли? ( Ответы детей). Ну а нам пора возвращаться обратно в группу. Пристёгивайте свои вагончики, мы отправляемся в путь.
( Под музыку « едем на паровозике» в группу). Воспитатель оценивает работу детей на занятии.
Экологический долгосрочный проект
«Тропинка в природу»
Проблема:
Низкий уровень развития экологической культуры у детей дошкольного возраста, недостаточно сформированы сенсорные умения и навыки работы с природными и бросовыми материалами.
Цель:
Воспитание экологической культуры у дошкольников, через понимание того, что в природе все взаимосвязано – собственные действия и состояние окружающей среды.
Задачи:
Воспитание любви и уважения к природе, восприятие ее красоты и многообразие;
Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
Идентификация себя, как представителя живой природы;
Формированию у детей желание сохранить окружающую среду, осознание ими влияние человека на природу;
Вовлечение детей в разнообразные виды творческой деятельности и осознание ее необходимости;
Воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем – в содействие.
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе ,особенно в таком как наш крупный мегаполис- город Москва..
Ожидаемый результат.
Заботливое отношение детей к природе, развитое чувство сопереживания природе, ощущение себя, как часть природы;
«Умный физический труд» ребенка на преобразование и сохранение природы, в процессе которого ребенок убеждается, что природа не терпит невежества;
Развитие творческого общения детей с природой при изготовлении поделок из природного и бросового материала;
Раскрытие детьми новых тайн природы, развитие у детей культуры ощущения и восприятия.
Механизм выполнения.
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение их к таинствам природы, желание заботиться и охранять ее. Умение использовать в практической деятельности материалы природного и бросового происхождения, создавая неповторимые поделки. Развивать сенсорные навыки путем использования разных предметов из ближайшего окружения ребенка.
В проекте «Тропинка в природу», отображена моя работа , как педагога , с детьми, их родителями, в которой даются наиболее полные рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. В данный план включены мероприятия проводимые со всеми участниками проекта в детском саду.
Занятия с сенсорной тропой повышают эффективность развития умственных способностей, стимулируют развитие речи, а также служит дополнительным средством улучшения психического и физического здоровья.
На занятиях используются следующие упражнения:
1.Хождение по сенсорной тропе в разном темпе.
2.Хождение с закрытыми глазами и с открытыми.
3. легкий массаж стоп в каждом виде тропы.
4. составление рассказа по ощущениям « Путешествие по неожиданным тропам»
5. использование игрушек ( машинкой проехать по маршруту тропы)
В работе ставим и решаем задачи::
Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическими материалами и экспериментированием с ними.
Накопление знаний об окружающем мире, умение ориентироваться в свойствах предметов(цвет, форма, величина, количество, материал)
Умение ставить задачу и доводить ее до конца и получать положительный результат.
Своими наработками по данной теме я буду делиться с коллегами на следующих семинарах- практикумах. Летом я планирую создать с помощью детей и их родителей экологическую тропу на участке.
Данный проект поможет сформировать у детей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у детей в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой.
Основная часть. Описание проекта.
Ф О Р М Ы Э К О Л О Г И Ч Е С К О Г О В О С П И Т А Н И Я Д Е Т Е Й
1. Занятия познавательного типа;
2. Экскурсии;
3. Наблюдения за животными и растениями;
4. Классификация представлений о природе;
5. Ознакомление с трудом взрослых в природе;
6. Развитие речи;
7. Обучения детей по уходу за растениями и животными;
8. Работа детей с природным и бросовым материалом.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
1. Экологические досуги и праздники;
2. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
3. Труд в уголке природы;
4. Опыты, поисковая деятельность;
5. Сбор коллекций семян, камней, листьев;
6. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
7. Беседы на экологическую тему;
8. Игры;
9. Целевые прогулки на природе.
10 Сенсорная тропа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Разные виды игр;
2. Экспериментирование;
3. Уход за растениями в уголке природы;
4. Работы с литературой;
5. Задание для самостоятельных наблюдений;
6. Создание проблемных ситуаций;
7. Задания для самостоятельной деятельности.
Модель реализации проекта
Сроки исполнения – в течении 2015-2016 учебного года.
Направления работы
Работа с детьми Занятия, беседы с детьми познавательного характера в течении года
Изучение уровня развития у детей экологических знаний Диагностика 2 раза в год
Посещение детьми сенсорной тропы . Наблюдения, беседы, труд, проведение занятий. в течении года
Цикл наблюдений за живой и неживой природой Прогулки, экскурсии в течении года
Изучение художественной литературы Чтение рассказов, сказок о животных, и природных явлениях, заучивание стихов в течении года
Содержание деятельности
Продуктивная деятельность детей Рисование природы, аппликация, лепка животных и птиц, выполнение поделок из природного и бросового материала. в течении года
Театрализованная деятельность детей Постановка экологических сказок и показ их малышам 2 раза в год
Экологические игры Дидактические, словесные, имитационные, подвижные, эстафеты, игры-путешествия в течении года
Акция «Помоги птицам зимой» Беседы о зимующих птицах, наблюдения за птицами, изготовление кормушек для птиц, подкормка птиц, продуктивные виды деятельности (рисование зимующих птиц, аппликация, лепка и т. д.) . Декабрь - март
Проведение месячника «Хоть полсвета обойдешь – лучше сада не найдешь» Экологическая акция по благоустройству территории (окопка и побелка деревьев, сбор сухой листвы и т. д.) Апрель
«Мы сажаем в детсаду »… Экологическая акция «Посади растение». Беседа воспитателя с детьми о том как нужно ухаживать за вновь посаженными растениями. Апрель вос-ли, род-ли
«Всем известно, что цветы, нам нужны для красоты… » Смотр – конкурс «Самый красивый цветник». Рассказ воспитателя о цветах, их пользе, и способах ухода. Май
«Знатоки природы» проведение развлечения «Мы друзья природы» Июнь
«Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного, чтоб люди были к ней добры» Проведение уроков доброты. Создание «жалобной» книги природы. Составление детьми подгруппы рассказов «Добрые поступки». Чтение произведений о защите животных. Июнь - август
«Экологическая тропа» Игры – путешествия по тропе с подробным изучением станций. Наблюдением, трудом и т. д. июнь - сентябрь
Цикл занятий «Нет на свете ненужных вещей» Изготовление поделок из бросового материала в течении года
«Я гербарий собираю – листья, веточки, цветы» Сбор природного материала, заготовка листьев и цветов для флористики август - сентябрь
Цикл занятий из природного материала Выполнение поделок из: желудей, шишек, ракушек, веточек, листочков и т. д. сентябрь-декабрь
Родительские собрания «Воспитание любви к родной природе в семье»
«Воспитание доброты к природе»
«Воспитание любознательности средствами природы» 1раз в год воспитатели
Ваше мнение нам важно. Проведение анкетирование среди родителей Сентябрь
«Не мешайте мне трудиться - труд мой может пригодиться»
«На природе всей семьей»
«Очумелые ручки»
Проведение мастер классов для родителей:
«Игрушки своими руками»,
«Домик для цветка»
«Веселые фантики»
Консультация для родителей «Сенсорная тропа – здоровье сбережет»
Проведение праздников и развлечений:
«Грибная путаница»;
«День цветов»;
«Природы жалобная книга»
«Праздник Нептуна»
Ресурсное обеспечение проекта:
Участок дошкольного учреждения, уголки природы и экспериментирования в группе, дидактические игры, конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, подборка художественной литературы, инструментарий для изучения уровня знаний детей, экологическая тропа, анкеты для родителей, памятки – обращения, игрушки – аналоги, демонстрационный материал, материал для детского творчества: природный, бросовый, методическая литература.
Экскурсия на экологической тропе
Цель: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Задачи: 1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.
2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.
Ход экскурсии:
Педагог: Посмотрите, посмотрите, снова осень к нам пришла,
У нее потом мы спросим, что в подарок принесла?
А пока пришла посылка к нам от Осени в детсад.
Кто коробочку откроет, будет очень, очень рад!
(Дети подходят к лавочке: на лавочке стоит красиво оформленная коробочка. Дети вместе с воспитателем открывают коробку и достают письмо)
Педагог: Ребята, я сегодня предлагаю, вам отправится в путешествие по экологической тропинке «Теремка», посмотрите, в конверте есть схема экологической тропинки, а ней отмечено много разных точек, но мы с вами попутешествуем не по всем точкам. А пройдем по некоторым из них. Итак, у нас первая точка, и чтобы узнать, как она называется, я предлагаю вам отгадать загадку.
(Загадка о цветнике)
Это грядка для цветов -
Для пионов, ноготков.
Этот островок в саду
Поливать сейчас пойду.
Наша первая точка называется «Цветник», почему она называется «Цветник», как вы думаете? Правильно, потому что, здесь растут разные цветы. А какие названия цветов вы знаете? Молодцы, много назвали цветов. Какими были цветы летом? Что им помогало расти? А что произошло с цветами осенью?
Педагог: нам пора шагать дальше по экологической тропинке. Слушайте загадки?
Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты.
Кто б подумать только мог,
Что взлетит живой цветок!
Из личинки лапочка!
Так ведь это?
По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок -
Два надкрылья то, дружочек.
Ровно семь на каждом точек!
Ткач умелый, альпинист,
А ещё эквилибрист,
Мух назойливых ловец,
Сеть готовит им хитрец.
А как можно их всех назвать, одним словом.
Конечно, эта точка называется «Насекомые», но сейчас уже октябрь, насекомые, куда все делись? Конечно, они спрятались, чтобы перезимовать. Но у меня есть вот такие лупы, давайте попробуем, может быть на березе или в траве, кого – нибудь обнаружим.
(дети пытаются найти насекомых) .
Педагог: ну чтож, мы никого не нашли, надежно насекомые спрятались на зиму. Пора идти дальше по нашей тропинке. Слушайте следующую загадку:
«Эта модница лесная,
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Правильно, это береза. И следующая точка называется «Береза».
А что, вы знаете о березе? (дети рассказывают) .
Педагог: давайте с вами поиграем:
«На березку посмотрите и в неё вы превратитесь.
Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки)
Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо)
Как скажу вам 1, 2, 3
Так к березке ты беги
(дети бегут к березе)
Педагог : давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково.
Послушаем, что она нам говорит: (Дети слушают) .
Дети, что летом появляется на березе? Правильно, сережки. А что находиться в сережках?
В сережках находятся семена. Они уже облетели, но я собрала заранее немного. Давайте пройдем в нашу лабораторию с помощью лупы рассмотрим эти семена. Какие у березы семена? На что они похожи? Для чего нужны семена?
Педагог: на улице хорошо, свежий воздух, давайте с вами подышим, поиграем в игру «Чей листочек дальше». Я вам раздам высушенные листья березы, вы их положите на ладонь и попытаетесь сдуть, а мы посмотрим, чей же листочек улетит дальше всех.
(проводится игра) .
Педагог: мы с вами познакомились с березой, а теперь я предлагаю пойти к следующей точке. А называется она «Метеостанция». Посмотрите, вот это снегомер. Как вы думаете, для чего он здесь находится? Правильно, чтобы измерить, сколько выпало снега за день или за месяц. А вот это – дождемер. А для чего он нужен? Конечно, чтобы измерить, сколько осадков выпало в виде дождя. Вот такая она наша метеостанция.
Хотите посетить еще одну точку экологической тропы? Тогда слушайте загадку:
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка? (Скворечник) .
Эта точка называется «Птичий столб». Что дети, вы видите на столбе? Почему он называется птичий?
Для кого делают скворечники? А где сейчас скворцы? Скворец это какая птица? Как вы думаете, что будет со скворечниками зимой? Может кто – нибудь в них поселиться? Да, зимой в них могут жить воробьи и синицы. А воробьи и синицы, какие птицы?
Давайте поиграем в игру
(Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, вороны»)
Я буду называть вам названия птиц, а вы выполнять определенные движения.
Скворец – машете руками, воробей – прыгаете на двух ногах, ворона – кружитесь.
(Проводится игра) .
Педагог: что ж путешествие по некоторым точкам экологической тропинки «»Теремка» закончилось, вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? А сейчас вам понравится еще больше! Посмотрите, это Страшила, он хозяин экологической тропы. Ему понравилось, как вы себя вели у него в гостях. Он принес вам угощение, угощайтесь. А Страшила приглашает нас еще пройти по точкам его тропинки весной, зимой и летом.