Статья:Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта.
Статья:Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта.
Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта.Cтатья для педагогов ДОУ.
В соответствии с переходом детского сада на внедрение стандарта особую значимость обретает использование деятельностного подхода к определению содержания и организации экологического воспитания дошкольников. Экологическая направленность определяется как форма активности личности, обуславливающая развитие экологического сознания. В процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому закономерным считается обращение ученых к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья:Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта.»
Экологическое образование детей дошкольного возраста в свете федерального государственного образовательного стандарта.
Саенко Т.Н. воспитатель
МДОУ д/с №53 «Солнышко»
г. Новоалександровска
В соответствии с переходом детского сада на внедрение стандарта особую значимость обретает использование деятельностного подхода к определению содержания и организации экологического воспитания дошкольников. Экологическая направленность определяется как форма активности личности, обуславливающая развитие экологического сознания. В процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому закономерным считается обращение ученых к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного. Они реализуются целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме. Стратегическая цель работы с детьми дошкольного возраста: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности. На наш взгляд, экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах: а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе; б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетическо- этических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне; в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природой.
Наше образовательное учреждение работает не первый год над проблемами экологического образования. Педагоги стремятся стать носителями экологической культуры, овладеть современными педагогическими технологиями по данному направлению: Николаевой С.Н., Белавиной Н.Г., Рыжовой Н.А., Дороновой Т.Н..
Воспитатели организуют деятельность так, чтобы она была содержательной, эмоционально – насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей.
Применяя все перечисленные педагогические технологии, красной линией проходит основная педагогическая гипотеза совместной деятельности взрослого и ребенка, так как сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие необходимо при формирование экологической культуры. Оптимальное педагогическое общение педагога с детьми является наилучшим условием для развития ребенка, его активного творческого участие в деятельности, при этом:
воспитатель демонстрирует образец (эталон) взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологическая культура.
Так же:
демонстрирует способы общения с объектами природы, обеспечивая заинтересованность, эмоциональное, практическое взаимодействие с ними.
Это и
- ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, которое строится на основе понимания потребности живого организма;
- косвенное обучение диалогу, вопросно - ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;
- развитие наблюдательности, установление причинно - следственных связей в природе.
Каждый из нас хорошо знает, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Через игровую деятельность наши воспитанники познают окружающую действительность и формы взаимоотношения с ней. Особую ценность в этом плане отводим дидактическим играм, викторинам, кроссвордам, отгадыванию загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях (например: кроссворды « В грибном царстве», «Пестрые звери» и т. п.).
Интересной находкой считаем использование авторских дидактических игр педагогов Хатуевой Н, У., Лебедевой Н. А., Трофимовой Г. В. И многих других. Технология по разработке авторских дидактических игр доступна каждому воспитателю. Главная ее особенность – смотреть на мир глазами ребенка, чувствовать его интерес и понимать многочисленное « Почему», а также системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникшие проблемы с ребенком, как с партнером. Потенциальное задание подсказывает сама жизнь, наблюдения в природе, происходящие с кем-то ситуации.
Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования, является экологизация среды в детском саду, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Следует отметить, что наше дошкольное учреждение имеет хорошие условия, позволяющие решать вопросы экологической культуры. На протяжении ряда лет мы пополняли и совершенствовали развивающую экологическую среду учреждения. На сегодняшний день усилиями коллектива, родителей, Управляющего совета сформировали среду, которая способствует всестороннему развития дошкольников:
« Экологическая тропа»- в разные сезоны года воспитанники пополняют знания о многообразии растительного мира, проводятся наблюдения за птицами, экологические опыты.
«Кладовая лесовика» - ребята не только расширяют свои знания, но изучают правила поведения в лесу, познают причинно- следственные связи.
« Лужайка - целительница». Здесь проводится цикл занятий и наблюдений о лекарственных растениях. Дети определяют их на вид, узнают о способах размножения.
« Альпийская горка»- дошкольники не только знакомятся с различными видами цветочных культур, приобщаются к эстетике, участвуют в уходе.
« Лаборатория природы»- ребята вместе с педагогами проводят опыты с живой и неживой природой.
« Теплица бабушки Агафьи» - излюбленное место дошколят, детская трудовая деятельность позволяет проверить и развить практические умения воспитанников по охране и благоустройству социо- природного окружения.
Экологизация развивающей предметно - пространственной среды дает нам возможность включать в процесс формирования экологической культуры содержание всех видов деятельности ребенка, вести опытническую, исследовательскую работу по авторским проектам. Наше дошкольное учреждение на протяжение последних лет является ежегодным победителем городского конкурса « Образцовая территория детского учреждения». Воспитанники являются неоднократными победителями Всероссийских конкурсов и викторин, природоохранительных акций «Спасем муравейник», « Покормите птиц зимой», « Встреча пернатых».
Таким образом, решая проблемы экологического воспитания дошкольников, педагоги детского сада формируют экологическую культуру воспитанников, повышают качество дошкольного образования, тем самым осуществляя переход на стандарт дошкольного образования.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие /. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников.