kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Цель экологического воспитания – это формирование осознанно- правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они контактируют.

Нами сформированы задачи:

• уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях родного края;

  • формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса
  • расширение представлений о многообразии растительного и животного мира разных климатических зон
  • развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру
  • привлечь воспитанников к деятельности, в процессе которой они сами изыскивает новые знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»






Проект



«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №36 «Сказочка» города Димитровграда Ульяновской области»





Автор: Хасиятуллова Ольга Павловна

–старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №36 «Сказочка»

города Димитровграда Ульяновской области».





Димитровград, апрель 2022 год













Оглавление

Введение 2

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста 5

2.Методы и приемы экологического воспитания дошкольников. 5

Глава II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 6

1.Мониторинг эффективности педагогических воздействий 7

2.Социальное окружение и предметно – пространственная среда. 7

3.Ведущая деятельность экологического развития. 9

4.Участие в Международных, Всероссийских и Городских конкурсах. 11

5.Инновационная работа 11

Заключение: 13

Список использованной литературы 14



















Введение


Наш сад впервые открыл свои двери для детей в 1970 году. На сегодняшний день в саду работает 11 групп, из них 7 групп общеразвивающей направленности, 2 группы раннего возраста и 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Общая численность воспитанников – 252 человека. С детьми работают 29 грамотных и отзывчивых педагога, имеющих первую и высшую квалификационную категорию. В нашем детском саду организовано 12 часовое пребывание воспитанников.

Цель экологического воспитания – это формирование осознанно- правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они контактируют.

Нами сформированы задачи:

• уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях родного края;

  • формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса

  • расширение представлений о многообразии растительного и животного мира разных климатических зон

  • развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру

  • привлечь воспитанников к деятельности, в процессе которой они сами изыскивает новые знания.


Данный проект имеет бессрочный срок действия. В процессе освоения новыми знаниями, проект разделяется на несколько тем, связанных с экологией:

-Использование метеорологической станции

-Экологические игры для интеллектуального развития детей: Йохокуб.


Количество охватываемых воспитанников – 100 человек.


Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста

Детство – это период развития ребенка, когда усваиваются базовые знания об окружающем предметном и социальном мире. Детский сад является первым общественным звеном в образовании ребенка и становлении его мира. Перед педагогами детского сада стоит непростая задача: помочь, ввести ребенка в мир всестороннего развития: интеллектуального, социального взаимодействия, активности, увидеть творческий потенциал.

Экология – это биологическая наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи понятия экологии.

Особенностями экологического образования детей дошкольного возраста являются:

-ознакомление с окружающей природой, ее многообразием;

- гуманно- ценностное отношение к природе, осознание ребенком своей принадлежности к природе, ее частицей;

-любовь к животно – растительному миру;

-формирование культуры поведния в природе,

-формирование экологических знаний.


2.Методы и приемы экологического воспитания дошкольников.

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Ни для кого не секрет, что экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, т.к. подрастающее поколение должно с самого раннего возраста  знакомиться с природой и знать о проблемах экологии.

Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих исследований, которые осуществлятся в ходе следующих мероприятий:

–наблюдение ( на прогулке, в группе, дома и т.д)

-моделирующая деятельность (календари сезонных изменений природы, метеостанция)

-игры ( настольные, подвижные и т.д)

-экологические мероприятия (акции, всероссийские уроки и т.д)

-чтение художественной литературы;

-взаимодействие с семьей.






















Глава II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


1.Мониторинг эффективности педагогических воздействий

В нашем детском саду мы используем разнообразные методы для реализации экологического воспитания детей дошкольного возраста: взаимодействие с социальными партнерами, использование тематического пространства, традиционные методы, природоохранные акции, проектная деятельность, использование инновационных технологий. Работа ведется на постоянной основе. Мониторинг усвоения детьми образовательной программы включает в себя вопросы, связанные с экологический воспитанием. С 2017 года при оценке уровня эффективности педагогических воздействий регистрируется увеличение процента освоения воспитанниками в данном направлении.

Используемые нами методы позволяют проводить большую работу по ознакомлению воспитанников с экологической грамотностью.

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с природой и окружающим миром, на которых мы знакомимся с овощами и фруктами, ягодами и грибами. Узнаём, где они растут, как правильно их собирать. Знакомимся с животными, насекомыми, птицами, деревьями, с условиями их роста, средой обитания. Полученные знания закрепляем на практике и в художественном творчестве.


2.Социальное окружение и предметно – пространственная среда.

В рамках сотрудничества с социальным окружением в «МБДОУ «Детский сад №36 «Сказочка» часто показывают театрализованные представления. Приоритетное направление конечно же экологическая тематика.

С 2018 года территория МБДОУ «Детский сад №36 «Сказочка» оформлена в виде экологической тропы. Посещая общий маршрут экологической тропы или отдельные её объекты можно побывать в мире насекомых и растений, птиц и животных или насладиться чарующей тишиной леса. Путешествовать по экологической тропе можно с целым коллективом детей или подгруппой. Экологическая тропа служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников. Осенью 2021 года на территории МБДОУ «Детский сад №36 «Сказочка» установлена метеостанция. Продуманная организация и оборудование метеоплощадки обеспечивают возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами: проводить многоразовые наблюдения за приборами; фиксировать наблюдения за приборами доступными для детей способами; обсуждать увиденное; отражать впечатления и представления о работе метеоплощадки в разных формах художественной и игровой деятельности.

На территории можно наблюдать за насекомыми, за птицами: воробьями, дятлами, голубями, снегирями. А так же внимание детей привлекает слаженная, кропотливая работа в муравейнике. Это, конечно же, неоценимый вклад в экологическое развитие детей дошкольного возраста. …..

В летний период мы создаем массу возможностей для интересного ознакомления с экологией. Дети с радостью посещают тематическое пространство «Огород», являющегося частью экологической тропы. Для удовлетворения познавательных потребностей воспитанников мы выращиваем самый разнообразный урожай: кабачки, картофель, томаты, рожь, пшеница и т.д. Дети с радостью приходят на наш весёлый огород, что бы сравнить, какие же изменения произошли.

Говоря об экологическом воспитании детей в нашем саду хочется сказать и о традиционных, давно используемых методах- это уход за комнатными растениями, дидактические игры, наблюдение на прогулке. экспериментальная деятельность.

В группах организовано дежурство в уголках природы. Воспитанники с радостью выполняют простые трудовые поручения: полить цветы, прорыхлить землю и т.д.

В зимнее время работа по экологическому воспитанию продолжается. Ребята совместно с педагогами выращивают на «Зимнем огороде» зеленый лук. В течение 2 недель воспитанники наблюдали за ростом зелёных перьев, такая же работа велась и дома, совместно с родителями. Дети получили новые знания, а родители расширили возможности сотрудничества со своими детьми.

А еще наши воспитанники проращивают семена цветов, которые в летнее время украшают территорию прогулочной площадки.


3.Ведущая деятельность экологического развития.

Ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте- это игра. В своей работе мы часто используем дидактические игры по экологии, такие как «Найди каждому свой дом», «Кто где живёт?», «Чей след?», разрезные картинки т. д. В игре дети развиваются интеллектуально, более чувственно учатся воспринимать мир, закрепляют знания.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам. На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеются оборудование: ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Дети любят рисовать на песке. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки»

Ежегодно в зимнее время, согласно теме недели в нашем саду проходит природоохранная акция «Покормим птиц». Данная работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Воспитанники совместно с родителями изготавливают «Птичьи столовые», затем самые красивые и практически значимые изделия развешиваются на территории детского сада. Дети ежедневно подкармливают птиц и ведут наблюдения за их повадками.


Так же мы проводим природоохранную акцию «Берегите деревья» Цель акции: воспитание бережного отношения к лесам района, заботливое отношение к природе.

В нашем детском саду в течение нескольких лет проводятся разнообразные проекты по экологическому воспитанию. Какие воспитатель старшей группы отвечая на вопросы воспитанников о воде предложила им самим найти ответы на вопросы. В результате творческой и познавательной деятельности возник совместный проект воспитанников и педагога «Волшебная капелька». Воспитанники под грамотным руководством педагога узнали о свойствах воды, экспериментально увидели, в каких состояниях пребывает вода, и, конечно же выяснили как нам всем необходима вода, как важно содержать воду чистой и бережно её использовать.

В 2019году воспитанники средней группы во главе с педагогом реализовали проект «Ёжики колючие совсем не злючие». Целью проекта являлось уточнение и расширение представлений детей о жизни ежей через организацию разнообразной исследовательской и творческой деятельности. Конечно же не обошлось и без экологического вопроса в данном проекте. Воспитанники узнали, о экологической пользе ежей. Они приносят пользу, уничтожая вредителей. За ночь колючий зверёк съедает 200 грамм насекомых, познакомились с особенностями их обитания в разные времена года. Конечным продуктом данного проекта стала презентация книги «Жизнь ежей».

В 2020-2021 учебном году воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, под руководством педагогов реализовали краткосрочный исследовательский проект « Сохраним лесную красавицу». Актуальность данной темы заключалась в том, что после нового года можно увидеть грустную картину: люди выбрасывают елочки после праздника. Воспитанники совместно с педагогами посетили елочки в лесу, посмотрели как они растут, познакомились с особенностями дерева, а так же придумали свою новогоднюю альтернативную елочку в группе. Так же в группе был проведен парад альтернативных елочек, сделанных воспитанниками совместно с родителями. Результатами этого проекта стало то, что дети узнали, что нужно беречь природу, сохранять деревья и как с пользой утилизировать уже срубленные деревья.


5.Инновационная работа

Не обошли стороной и инновационные технологии, используемые в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Одна из задач экологического образования дошкольников состоит в том, что бы привлечь воспитанников к деятельности, в процессе которой они сами изыскивает новые знания. Решению этой задачи может помочь создание совместно с детьми и их родителями лепбука. Лепбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

 В нашем детском саду мы используем лепбук в самостоятельной деятельности детей.





















Заключение:



В представленном проекте по экологическому воспитанию есть положительные результаты работы:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;

  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

  • дети учатся практическим действиям по охране природы;

  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


Перспективы на следующий год:

  1. Модернизация проекта «Экологическая тропа»

В связи с установкой метеорологической станции ведутся поиски новых, интересных форм работы, изучается возможность всестороннего экологического развития с использованием метеорологического оборудования.

  1. Детский сад расположен в зеленой зоне с обилием природной растительности, планируется разработка проекта «Экологическая тропа» за территорией детского сада.

  2. Дальнейшее участие во Всероссийских, городских проектах, с возможностью изменения уровня конкурсов.









Список использованной литературы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Хасиятуллова Ольга Павловна

Дата: 21.04.2022

Номер свидетельства: 605361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Современные тенденции экологического воспитания детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(89) "sovriemiennyie-tiendientsii-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "226751"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440444061"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "план самообразования воспитателя   тема : "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(93) "plansamoobrazovaniiavospitatieliatiemaekologhichieskoievospitaniiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "272895"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452083744"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий в образовательной области «физическая культура» "
    ["seo_title"] => string(154) "osushchiestvlieniie-ekologhichieskogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-zaniatii-v-obrazovatiel-noi-oblasti-fizichieskaia-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "147600"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419435929"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(60) "ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "332114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464841724"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(62) "ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-1"
    ["file_id"] => string(6) "332115"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464841735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1640 руб.
2520 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1360 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства