Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Огород на подоконнике"»
«Вершки и корешки». Экологический проект «Огород на окне» в младшей группе
«Вершки и корешки». Экологический проект «Огород на окне» в младшей группе
I. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети младшей группы«Карандаши», воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к труду, выращивание совместно со взрослыми огородных культур на подоконнике в зимнее время, формирование целеустремленности и стремления доводить начатое дело до конца, добиваться решения поставленной задачи, развивать наблюдательность, воспитывать интерес к миру растений, знакомство с фольклорным наследием своего народа, развивать социально – коммуникативные навыки детей, формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Целевая группа: дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели младшей группы.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности детей;
- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур. Знакомство с устными и музыкальными фольклорными произведениями русского народа.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур и
II. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет, то, научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ним. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети мир вокруг себя познают практически. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А чтобы детям было не только интересно, но и весело, мы решили обыграть наш проект в теме сказки «Вершки и корешки» («Мужик и медведь»,что даст детям знания об использовании различных огородных культур, об их многообразии. Кого – то познакомит, а кому – то напомнит русские народные сказки, загадки, потешки, песенки.
III. Цели проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачипроекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребностях растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; любовь к Родине посредством знакомства с произведениями русского народного фольклора.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
IV. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации целипроекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Составление плана работы над проектом.
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами, сказки «Вершки и корешки», «Репка»).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян томата, огурца, петрушки, укропа, свеклы и луковиц в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды художественной деятельности по тематике.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБДОУ с выполненной работой.
• Оформление стенгазеты, фотовыставки для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
«Что такое огород и что на нём растёт»,
«Что такое «Огород на окне»,
«Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
«Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Строение растений»,
«Рост и развитие растений»,
«Вода и росток»,
«Солнце и росток»,
«Земля и росток»,
«Уход и росток»
3. Практическая деятельность:
Отбор и посев семян.
Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Ведение дневника наблюдений.
4. Экологические занятия по темам:
«Семена»
«Первые всходы»
«Мир овощей»
«Овощи и фрукты – здоровые продукты»
5. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу»,, «Что растёт на огороде?»
Настольная игра «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты», «Что из чего делают»
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Рассматривание различных семян.
Игра – драматизация по мотивам сказки «Вершки и корешки»
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Петрушка», «Укроп»
• Пластилинография «Помидоры и огурцы».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
• Аппликация «Свекла»
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде», «Как мы делаем салат», «Как мы варим борщ», «Овощи – полезные продукты».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление и размещение на интернет – ресурсе «Маам» фоторепортажа
«Мы - огородники».
9. Работа с родителями
• Создание РППС в рамках реализации проекта «Вершки и корешки».
• Консультация для родителей «Помощь ребенка на огороде».
• Консультация для родителей «Здоровое питание – полезные витамины».
• Стенгазета, выполненная родителями, «Овощи и фрукты – полезные продукты»,
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций, театральных костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр, настольные игры, предметные карточки.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
•Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, привлекают родителей воспитанников для совместной с детьми деятельности, пополнения развивающей среды группы).
•Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за растениями.
•Родители: обеспечивают детей необходимыми средствами для реализации проекта(семена, земля, оборудование, формируют развивающую среду для эффективного ухода за посадками).
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (сказки, загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка технологической карты проекта.
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне».
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (апрель)
1. Анализ полученных результатов.
2. Оформление и размещение фоторепортажа
«Мы - огородники».
3. Презентация проекта «Вершки и корешки».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
VII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект показал, что детям интересно знакомство с огородными растениями, в перспективе мы хотели бы познакомить их с природой родного края. В игровой деятельности посредством театрализованной постановки, основанной на фольклорных произведениях, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. Как следствие, ребенок проявляет интерес к исследовательской, познавательной деятельности, самостоятельно и творчески осваивает новые способы исследований.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта(дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
VIII. Библиографический список:
1. Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. «Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 160 с.
2. Костюченко М. П. «Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» по редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Младшая группа».- Волгоград.: Учитель, 2016. – 197с.
3. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
4. Юматова Д. Б. «Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий.» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017.-192 с.
5. Николаева С. Н. «Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада.» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 104 с.
6. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности: младшая группа.» -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 144 с.
7. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа.» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 96 с.
8. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа».- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 80 с.
9. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.»
».- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 112 с.
10. Пономарёва И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа».».- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 64 с.
11. Калмыкова Л. Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Картотека тематических пальчиков пальчиковых игр». Волгоград.: Учитель. – 247 с.
12. Колягина В. Г. «Арт – терапия и арт – педагогика для дошкольников». М.: Прометей, 2016.- 164 с.
13. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. «Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста». СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.-112 с.