Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Мир насекомых"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»
Экологический проект по теме «Мир насекомых»
для детей второй младшей группы
Воспитатель 1 кв. категории
Шаховая Светлана Сергеевна
Пояснительная записка:
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает много знаний и впечатлений. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Дети 3-4 лет – это большие «почемучки». И, однажды, увидев на участке божью коровку, у них возникло много вопросов: Кто это? Почему у неё так много ножек? А умеет ли она летать? А какие насекомые есть ещё? Реакция же у детей на этого безобидного жучка была разная. Часть детей обрадовались и заинтересовались, другие - напугались. Проведённая среди детей диагностика выявила следующие проблемы: у % детей отсутствует познавательный интерес к насекомым, % мало знают о пользе и вреде насекомых.
Это навело нас на мысль организовать экологический проект «Мир насекомых». Данный проект позволит расширить кругозор наших «почемучек», обогатить и систематизировать их знания по теме «Насекомые».
Цель: формирование представлений о жизни насекомых, их характерных признаках.
Вид проекта: творческий, познавательно – исследовательский.
Продолжительность: средней продолжительности (1 месяц).
Состав участников: групповой (дети, родители, педагоги).
Продукт проекта: Лепка «Божья коровка», «Гусеница»; рисование: «Бабочка» (рисование ватными палочками), «Стрекоза» (рисование ладошками). Выставка совместных работ детей и родителей «Удивительный мир насекомых». Дидактические игры по теме проекта. Электронная презентация проекта.
Проблемная ситуация: недостаточный уровень знаний детей по теме «Насекомые».
Задачи проекта:
Для детей:
Образовательные: дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка); учить выделять главные признаки насекомых(членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики); формировать представления о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые.
Развивающие: развивать и поддерживать интерес детей к жизни насекомых; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность, бережное отношение к живому.
Для педагогов:
- создать условия в группе для знакомства детей с насекомыми.
- создать информационную базу для родителей по данной теме. Для родителей:
- вовлечь родителей воспитанников в педагогический процесс МБДОУ.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- знают и называют насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, стрекоза, кузнечик);
- имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения;
- знают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- владеют обобщающим понятием «насекомые»;
- бережно относятся к природе, в частности к насекомым;
- дети любознательны, активны, проявляют интерес к объектам природы.
Для педагогов:
- созданы условия для проявления у детей познавательного интереса по теме проекта;
- приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника.
Для родителей:
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- активное участие в совместных с детьми и воспитателями мероприятиях.
Интеграция видов деятельности:
Познавательное развитие — формирование познавательных действия, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Социально – коммуникативное развитие — развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками посредством развивающих игр.
Речевое развитие — обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной речи посредством художественной литературы, устного народного творчества.
Художественно – эстетическое развитие — проявление и совершенствование эстетического отношения к окружающему миру, художественных, музыкальных, творческих наклонностей.
Физическое развитие — способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата через организацию подвижных игр, физминуток.
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
2. Веракса, Н. Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
3. Веретенникова, С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
5. Зенина, Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. – М., педагогическое общество России, 2010.
6. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. ФГОС. Библиотека современного детского сада: - М.: Сфера, 2019. - 176 с.
7. Лисина, Т.В., Морозова, Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015 г.,- 115с.
8. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
9. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
10. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с.: ил.
11. ФГОС в ДОУ: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2015 г.-52с.
12. Шорыгина, Т.А. «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
13. Интернет – источник: http://www.maam.ru
14. Интернет – источник: https://nsportal.ru
15. Интернет – источник: https://infourok.ru
16. Интернет – источник: https://planetadetstva.net
Сценарий совместной деятельности по решению задач.
Этапы проекта
Формы взаимодействия
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
Поисковый
Педагог - дети
Выявление интереса и знаний детей по теме «Насекомые».
Проведение диагностики по теме проекта.
1 неделя
Педагоги группы
Педагог-родители
Обсуждение с родителями вопросов связанных с реализацией проекта.
Подбор информации для консультаций с родителями.
Педагоги, родители
Деятельность педагогов
Определение цели и задач проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Составление перспективного планирования проекта.
Педагоги группы
Аналитический
Педагог - дети
Беседа: «Что мы знаем о насекомых?»
2 – 3 недели
Педагоги группы
Педагог-родители
Разработка консультации для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»
Педагоги группы
Деятельность педагогов
- Подбор подвижных, дидактических, пальчиковых игр, потешек;
- Подбор методической и художественной литературы.
- чтение худ. лит.: произведения (К. Чуковский «Тараканище», «Муха-Цокотуха», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»), стихи о насекомых.
- Дидактическая игра «Кто что умеет?», «Доскажи словечко».
Физическое
Физический, двигательный.
- п/и «Медведь и пчелки», «Жуки», «Паучок», «Поймай комара».
- дыхательная гимнастика: «Понюхай цветок», «Подуй на бабочку».
Социально - коммуникативное развитие
Игровой, двигательный.
- дидактическая игра «Собери насекомое», «Кто лишний».
- настольная игра «Ходилка», «Жучки», «Кот и бабочка»
- игры с насекомыми пальчикового театра.
- настольный театр «Муха – Цокотуха».
Художественно - эстетическое развитие
Музыкально - художественный, продуктивный.
- рисование «Бабочка», «Стрекоза».
- лепка «Божья коровка», «Гусеница».
- прослушивание музыкальных произведений «Полет шмеля», «Добрый жук».
- просмотр мультфильмов «Муха – Цокотуха», «Тараканище», «Лунтик и его друзья», «Под грибом».
В ходе реализации проекта «Путешествие в мир насекомых» предполагаемые результаты были достигнуты:
- пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию объектов живой природы;
- дети стали различать и называть насекомых, их особенности и различия;
- родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.