Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования нетрадиционных методов изображения с детьми дошкольного возраста»
Выступление из опыта работы по теме:
«Эффективность использования нетрадиционных методов изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Подготовила: Педагог дополнительного образования по изодеятельности Малюточкина Н.П.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н. Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др.
Кроме того, в журналах по дошкольному воспитанию и образованию публикуется большое количество статей, посвященных проблеме использования нетрадиционных техник изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста.
Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проведение мероприятий с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов; - Развивает уверенность в своих силах; - Развивает пространственное мышление; - Учит детей свободно выражать свой замысел; - Побуждает детей к творческим поискам и решениям; - Учит детей работать с разнообразными материалами; - Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- Развивает мелкую моторику рук; - Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; - Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как - рисование пальчиками, ватными палочками;
- рисование ладошками;
- рисование тычком жесткой полусухой кистью;
- паспарту с "каляка-маляками»; - оттиск печатками.
Работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста.
Попробовала технику рисования пальчиком или ватными палочками. Рисование пальчиком вызывало у ребят особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали ватными палочками пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.
Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная. Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья.
Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка жесткой полусухой кистью. Для этого метода достаточно взять жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем жёсткую кисть в краску (дети этим методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Кисть будет оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом рисовали поляну цветов, зайцев, украшали рукавичку.
Самый простой и самый красивый способ Паспарту с "каляка-маляками"
Во-первых, нам надо сделать рамку, для этого подойдет лист картона или плотной бумаги. Печатаем или рисуем на нем большую бабочку и вырезаем маникюрными ножницами оконца на месте крыльев, оставляя контур. Изображение бабочки можно взять из раскрасок. Затем выбираем лист с самыми красивыми "каляка - маляками".
Накрываем "каляки - маляки" нашей рамкой - бабочкой, елочкой, листики, скрепляем их, и детское паспарту готово, теперь можно повесить его на стену.
Так же использую в своей работе с детьми технику «оттиск печатками». Рисуем печатками из картофеля, пробками, покупными печатками. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть печатки и приложить её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того, чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну печатку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает.
Таким методом рисования можно нарисовать гусеницу, украсить дымковскую игрушку, платочек.
Попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмете, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.
Нетрадиционные техники рисования способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Я, считаю, что нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Рисование нетрадиционными способами – это отличный способ не только поднять настроение, но и провести время с пользой - посмотреть на мир другими глазами, открыть в себе новые возможности!
Думаю, что не только детям будет полезно заниматься данным видом деятельности, но и многим взрослым придется по вкусу нетрадиционное рисование.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
["file_id"] => string(6) "275472"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1452584621"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}