Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах, словосочетаниях.
Карточка №3 Звуки [С] - [Ш]
1. Артикуляционная гимнастика
2. Характеристика звуков [ С], [ Ш ]
и правильное положение органов речи
3.Что общего в этих звуках? (Оба звука согласные, глухие, твердые).
4.Чем различаются эти звуки?
5. Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах со стечением согласных.
Игра «Запомни и повтори»
АСТ-АШТ АСК-АШК яст - яшт
ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ест - ешт
УСТ-УШТ УСК-УШК юск - юшк
ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ист - ишт
6 .Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова
Игра «Запомни и повтори»
Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.
7.Игра «Назови предметы ласково. »
стих - стишок трус - ….
соловей - …. старуха - ….
саша - …. пастух - ….
стекло - …. солнце - ….
8.Подобрать притяжательное прилагательное к существительному.
Игра « Чей хвост?“
Образец: у мыши – мышиный хвост
У кошки - ……. У лошади - ….. У петуха - ……..
У мыши - ……. У собаки - …… У медведя - …. 9. Проговаривать получившиеся словосочетания: мышиный хвост и т. д.
№4 Звуки [С] - [Ш]
1. Артикуляционная гимнастика
2. Характеристика звуков [ С], [ Ш ]
и правильное положение органов речи
3.Что общего в этих звуках? (Оба звука согласные, глухие, твердые).
4.Чем различаются эти звуки?
5. Игра «Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее.»Обратите внимание ребенка на значения слов:
Сайка – шайка Сутки – шутки
Стуки – штуки Скала – шкала
Стопор – штопор Споры – шпоры
Стык – штык Срам – шрам
Сок – шок Скот – шкот
Стиль – штиль
6. Игра «Запомни и повтори»
Ваш – вас Наш – нас
Башня – басня Страшный – красный
Кашка – каска Чашка – часто
Пашня – паста Рубашка – колбаска
Грош – рос Пошла – росла
Камыш – кумыс Яшка – ясный
Клюшка – люстра Пешки – песни
Мешки – мести Мишка – миска
Вишня – виснет Стишки – тиски
Стриж – рис Решать – тесать
Мешать – писать Лошадка – посадка
Шалун – салют Шахтёр – сапёр
Шалаш – салат Шалфей – салфетка
Каша – касса Крыша – крыса
Лапша – колбаса Хороша – полоса
Ушанка – санки
7.Игра «Скажи наоборот»:
Двойки получать плохо, а пятёрки …(хорошо).
Трава низкая, а дерево …(высокое).
Ручеёк узкий, а река … (широкая).
Горчица горькая, а сахар …(сладкий).
Ночью темно, а днем …(светло).
Гном маленький, а великан …(большой).
После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползёт медленно, а заяц бежит …(быстро).
8. Игра «Запомни и повтори»
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.
№5 Звуки [С] - [Ш]
1. Артикуляционная гимнастика
2. Характеристика звуков [ С], [ Ш ] и правильное положение органов речи
3.Что общего в этих звуках? (Оба звука согласные, глухие, твердые).
4.Чем различаются эти звуки?
5.Игра «Запомни и повтори»
Сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, широкое шоссе, сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад.
6. Игра «Измени предложение»
Я сошью штанишки плющевому v ишке. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..
7.Выучить наизусть стихотворение.
Игра «Назови слова со звуками с, ш “.
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?