kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дидактические игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм в детском возрасте часто проявляется через ощущения и эмоции, тогда как понимание его ценностей приобретается через знания и опыт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дидактические игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"»

Дидактические игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста


Смертина С.М., воспитатель

МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска»


Аннотация. В данной работе будут освещены вопросы, связанные с использованием дидактических игр в патриотическом воспитании. Будет рассмотрено понятие и значение патриотического воспитания и проанализирована роль дидактических игр в обучении и воспитании, что позволит понять, каким образом игры могут способствовать усвоению знаний о стране и формированию патриотических чувств. Будут рассмотрены стратегии и методы, которые могут быть использованы педагогами для создания эффективных игровых ситуаций, способствующих патриотическому воспитанию. Примеры дидактических игр, которые будут приведены в работе, помогут проиллюстрировать, как конкретные игровые формы могут быть использованы для достижения поставленных целей.


Патриотизм в детском возрасте часто проявляется через ощущения и эмоции, тогда как понимание его ценностей приобретается через знания и опыт. Дети, охваченные игрой, становятся активными участниками образовательного процесса, и именно в этом контексте дидактические игры служат инструментом для передачи знаний о родной культуре. Через каждую игру происходят не только задействование когнитивных процессов, но также формирование эмоциональной привязанности, понимания моральных ценностей, отношений к окружающему миру. Это может обеспечивать осознанное отношение к своей стране, её символам и культуре [4].

Методы патриотического воспитания, учитывающие игровой подход, дают возможность детям в контексте игры взаимодействовать с элементами культуры и истории. Например, игры могут включать вопросы о национальных символах, героях и основных датах, связанных с историей страны. Дети учатся различать, кто такие герои Отечества, каковы их достижения и вклад в развитие государства. Это способствует не только накоплению фактических знаний, но и формированию более глубокого эмоционального восприятия своей культурной идентичности [5].

Игра в этом процессе становится естественным средством для обмена мнениями, для обсуждения различных аспектов жизни страны и её истории, что даёт возможность детям высказывать свои чувства и мысли о Родине. Через дидактические игры дети развивают навыки общения, учатся работать в команде, что является важным аспектом формирования чувства патриотизма. Работая в группе, дети не только больше узнают о других, но и осознают свою роль в общем контексте [1].

Дидактические игры могут включать различные аспекты: исторические события, традиции, культуру, языковое разнообразие. Допустим, игра может быть посвящена краеведению, где через задания и сценки дети будут исследовать свою малую родину, её особенности, значимые места и людей. Это укрепляет связь детей с местом их проживания, через что происходит развитие чувства гордости за родной край. Аналогично, игры могут быть привязаны к праздникам, за что также можно получить в глубинное понимание значимости определённых дат [6].

Патриотическое воспитание не сводится лишь к аспектам знания. Оно охватывает и чувства, и отношение. Психологическая составляющая процесса воспитания важна не меньше, чем образовательная. Чувства любви к Родине, уважения к её истории и культуре необходимо подчеркивать не только убеждениями, но и активными действиями: совместными праздниками, проектами, играми. Участие в подобных мероприятиях создает платформу для формирования общего мироощущения, приобщает детей к традициям, обычаям, что в свою очередь влияет на их личное восприятие окружающего мира [2].

Создание дидактических игр для патриотического воспитания должно основываться на детском интересе, что позволит избежать рутинности в процессе образования. Важно учитывать, что игры должны быть не только познавательными, но и эмоционально насыщенными, вызывать у детей радость, восторг, дружелюбные чувства. Это создаст условия не только для обучения, но и для комфортного самоощущения ребёнка в рамках его культурной идентичности [8].

Первое требование в игровой деятельности заключается в создании игровой ситуации, близкой к реальной жизни, чтобы у детей возникло чувство сопричастности к событиям, происходящим в их стране. Например, можно организовать игру, в которой дети играют роли исторических персонажей, знакомятся с важными событиями и героями своей страны. Это способствует не только усвоению информации, но и развитию эмоциональной связи с историей, пробуждает интерес к отечественным традициям. Дети, взаимодействуя друг с другом в рамках игровой роли, могут осознать значимость своих действий и поступков для окружающих [8].

Второе требование - использование интерактивных методов, таких как деление на группы для выполнения заданий, мозговые штурмы и ролевые игры. Такие подходы способствуют коммуникации между детьми, развитию критического мышления и умению работать в команде. Создание групповых проектов, связанных с изучением истории и культуры родного края, может стать отличной основой для патриотического воспитания. В результате совместной деятельности ребята учатся сотрудничать, выслушивать мнения друг друга и находить компромиссы [10].

Третье требование – это интеграция игр с другими видами деятельности. Дидактические игры могут быть успешно дополнены практическими занятиями, экскурсиями, уроками музыки, изобразительного искусства и физической культуры. Например, можно проводить спортивные игры, приуроченные к важным датам в истории страны. Это создает дополнительную мотивацию для изучения событий, формирует дух патриотизма и товарищества в процессе совместной физической активности [10].

Не менее значимым является учет возрастных особенностей детей и их интересов. При разработке дидактических игр важно учитывать уровень развития детей, чтобы задания были им по плечу, но при этом оставляли место для самореализации. Использование элементов сюрприза, загадок и ребусов может добавить игре азарт, что способствует укреплению интереса к теме [8].

Также стоит внедрять элементы проблемного обучения, когда детям предлагаются ситуации, требующие обсуждения и поиска решений. Игры, основанные на нахождении ответов на вопросы, обсуждении исторических дилемм или анализе культурных явлений, помогают детям развивать креативное мышление и критическое восприятие. В таком формате они учатся понимать сложные аспекты патриотизма, бережно относиться к культурному наследию своей страны [10].

Методы обратной связи еще один важный компонент в процессе игровой деятельности Обсуждение игры после ее завершения, совместное подведение итогов, анализ успешных и неудачных действий участников позволяет детям осознать свой личный вклад и развитие в процессе. Это не только повышает уровень их осознанности, но и способствует формированию уважительного отношения к своему окружению [10].

В работе важно инициировать постоянное сотрудничество между детскими садами и родителями. Трансляция результатов дидактических игр и вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания помогает укрепить действия в одном направлении. Совместные мероприятия, конкурсы, выставки, в которых участвуют как дети, так и их родители, способствуют формированию единого направления в патриотическом воспитании [8].

Предлагаю несколько примеров дидактических игр, которые можно использовать для работы с детьми.

Одна из игр называется "Гербы наших городов". В этой игре детям показывают силуэты гербов различных городов страны. Задача детей состоит в том, чтобы сопоставить герб с соответствующим городом. Игра может быть дополнена рассказом о каждом городе и о культуре или значимых событиях, связанных с ним. Это не только развивает зрительное восприятие, но и помогает формировать первоначальные представления о географии родной страны [7].

Еще одна интересная игра — "Кто я?". В этой игре каждый ребенок получает карточку с изображением известной личности из истории России (например, Пушкина, Ломоносова, Маяковского и так далее). Ребенок показывает карточку другим, а сам не видит изображения. Ему можно только задавать вопросы, на которые другие ребята отвечают "да" или "нет". А ребенок с портретом должен понять, кем он является. Эта игра развивает коммуникативные навыки и знакомит детей с выдающимися личностями, внесшими вклад в развитие страны [9].

Игра "Чудеса природы России" предлагает детям узнать о природных особенностях своей страны. В качестве материалов можно использовать картинки с изображениями известных природных мест — Байкала, Куршской косы, Урала и других. Дети должны сопоставить изображения с описаниями и поставить их на по карте России. Во время игры взрослый рассказывает о природных богатствах страны, важности их сохранения и о том, как они могут гордиться этой красотой [7].

Еще одной увлекательной игрой является "Путешествие по родным местам". В этом задании дети имеют возможность создать свой собственный маршрут по родному городу или селу, используя карты и различные атрибуты. Прежде чем начать "путешествие", педагоги могут рассказать о значимых местах, которые будут отмечены на карте. Дети могут представить, что они настоящие экскурсоводы, и делиться своими знаниями о местной культуре, обычаях и истории [9].

Игра "Наши традиции" предлагает детям исследовать культурное наследие своей страны. Дети могут выбрать различные элементы русских традиций — народные обряды, костюмы, музыкальные инструменты. Педагог организует обсуждение, где каждый ребенок рассказывает о выбранной традиции, делится своей точкой зрения, а также может продемонстрировать наряд или инструмент, если это возможно. Это способствует глубинному пониманию культурных основ и прививает уважение к своей истории [7].

Не менее интересной является игра "Секреты флага". В ходе этой игры педагог объясняет значение национального флага, его элементы и символику. Дети могут разрабатывать свои собственные версии флагов, наделяя их определенным смыслом и значением. Это развивает у детей креативное мышление, а также интерес к символике и культуре своей страны [9].

Дидактическая игра "Россия в цифрах" может стать основой для изучения статистических данных о стране. Дети получают карточки с интересной информацией (численность населения, площадь, количество рек и озер) и должны создать инфографику или стенд, отражающий уникальные показатели Родины. Это учащает детей работать с информацией, развивает аналитическое мышление и вдалбливает знания о стране [7].

Важно помнить, что в процессе проведения дидактических игр никто не должен чувствовать себя в стороне. Нужно учитывать интересы каждого ребенка, придавать значение его мнению и способностям. Эмоции, которые дети испытывают при участии в играх, играют особенно важную роль в формировании их патриотических чувств. Связь с родным краем и гордость за свою страну могут быть достигнуты через личный опыт и совместные действия, а дидактические игры становятся тем связующим звеном, которое делает патриотическое воспитание неординарным и увлекательным.

Список литературы
  1. Баранова М.С. Использование народных игр для патриотического воспитания дошкольников // Вестник педагогического образования. – 2021. – № 9. – С. 28–34.

  2. Белов Н.Г. Методы патриотического воспитания в дошкольном образовании: дидактические игры // Наукоград. – 2021. – № 4. – С. 18–25.

3. Иванова Н.А. Дидактические игры в патриотическом воспитании детей // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – С. 15–21.

4. Кузнецова А.Д. Патриотическое воспитание в условиях дошкольного образования: теория и практика // Дошкольное образование. – 2022. – № 1. – С. 14–20.

5. Левина И.А. Патриотизм и дошкольное образование: дидактические аспекты // Образование и воспитание. – 2020. – № 2. – С. 70–77.

6. Орлова Т.В. Дидактические игры как метод воспитания патриотизма у детей // Научные исследования в сфере образования. – 2018. – № 11. – С. 45–50.

7. Петрова Е.В. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через игровые технологии // Вопросы дошкольного образования. – 2020. – № 3. – С. 32–39.

8. Савельева Л.М. Роль дидактических игр в процессе патриотического воспитания детей // Научный вестник. – 2019. – № 8. – С. 50–57.

9. Смирнов И.Ю. Игровая деятельность как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотизма // Психология и образование. – 2020. – № 4. – С. 5–11.

10. Федосеева А.П. Игра как средство формирования патриотических черт личности у детей // Педагогика и психология. – 2023. – № 2. – С. 12–17.


5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Смертина С.М. Воспитатель МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска»

Дата: 05.05.2025

Номер свидетельства: 669364

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Дидактические игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(79) "didakticheskie_igry_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniia_detei_starshego_1"
    ["file_id"] => string(6) "669403"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1746518147"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Проект "Космос""
    ["seo_title"] => string(14) "proiekt-kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "314365"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459684207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Проект  «Мой край родной - моя Югра» "
    ["seo_title"] => string(35) "proiekt-moi-krai-rodnoi-moia-iughra"
    ["file_id"] => string(6) "136914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417203055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "материал "Приобщение детей к народному творчеству через театральную деятельность" "
    ["seo_title"] => string(96) "matierial-priobshchieniie-dietiei-k-narodnomu-tvorchiestvu-chieriez-tieatral-nuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "243710"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445790155"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Оформление уголков в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(27) "oformlieniie_ugholkov_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "369630"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481721703"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства