kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детское экспериментирование в старшей группе детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение детей с объектами природы придает яркую, эмоциональную окраску в его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадания к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, то есть положительную мотивацию на отношение к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование в старшей группе детского сада»

МКДОУ детский сад №1


Консультация

Детское экспериментирование в зимний период

(старшая группа)

Воспитатель: Шешегова Галина Андреевна



Без поисков и находок

И без напряжения сил.

Не мыслимы увлеченность, вдохновение.

В. А. Сухомлинский

Общение детей с объектами природы придает яркую, эмоциональную окраску в его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадания к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, то есть положительную мотивацию на отношение к природе.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Детям интересно все! Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Одной из фундаментальных потребностей, лежащей в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

Доктор психологических наук, профессор Н.Н.Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи. Они с удовольствием «превращаются в ученых». В повседневной жизни дошкольники часто экспериментируют с различными веществами, стараются узнать о них, что-то новое, но это порой бывает и опасно.

А эксперимент специально организованный безопасен. Он знакомит ребенка с различными свойствами окружающих предметов, законами природы.

В основе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы, стимулирует развитие речи. У ребенка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает их как собственные.

Ведущей целью моей работы является формирование гармонично-развитой личности дошкольника через использование детского экспериментирования. Реализацию своей работы я проводила через игру. Именно игра способствует расширению представлений детей о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Через игру можно научить детей проводить исследования, выделять проблему исследования, а затем планировать этапы своих действий.

Свою работу я проводила в зимний период года. Именно зима – это прекрасное, чудесное, волшебное время года. Чудеса встречаются на каждом шагу. Поэтому, я хочу предложить вам ряд игровых опытов, которые были использованы мною в процессе применения метода детского экспериментирования.


Опыт – «Согреть дыханием узоры»

Если узоры согреть дыханием, что с ними будет?

Вывод: изморозь под воздействие тепла тает.


Опыт – «Ветер и сугроб»

Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте.

Вывод: здесь он не разносится ветром.


Опыт – «Волшебные снежинки»

Обратить внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок:

- при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек;

- при слабом морозе – белые, твердые шарики (крупа);

- при сильном ветре – очень мелкие снежинки.

Рассмотреть их через лупу, то видно, что лучики у них обломлены.


Опыт – «Гололед»

После оттепели ударит мороз, на улице появляется гололед.

Объяснить это явление. Предложить подумать, как сделать, чтобы было не скользко.


Опыт – «Рассмотрение снежинок через лупу»

Рассматривайте снежинки с помощью лупы. Вывод: снежинки бывают разной формы. Они хорошо видны на темном материале и совсем не видны на светлом.


Опыт – «Первые заморозки»

В две банки необходимо налить одинаковое количество воды. Одна банка в морозный день выносится на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми нежно измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, а в той, что была в группе, вода осталась прежней.

Вывод: на холоде вода замерзает, превращается в лед, то есть жидкость превращается в твердое вещество.





Опыт – «Защитные свойства снега»

Поместите две баночки с одинаковым количеством воды на поверхности сугроба, заройте одну баночку неглубоко в снег, другую – глубоко в снег. Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания?

Выводы: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода, корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.


Опыт – «Цветные льдинки, звездочки»

Вывод: вода на морозе замерзает, превращается в лед.


Опыт – «Прозрачность льда»

В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь на улицу, за окно. Утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы. Вывод: предметы видны через лед, потому что он прозрачный.


Опыт – «Замерзание воды»

Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзает быстрее.


Опыт – «Определение чистоты снега»

Набрать во время прогулки в белое блюдечко снег, принести в группу. В помещении снег растает, а на дне блюдечка останется грязная вода.


Опыт – «Что такое иней?»

Рассматривание веточки с инеем через лупу. Снежинки, изморозь, узоры на окнах – все это водяной пар, который при сильном охлаждении переходит в твердое состояние и принимает форму кристаллов.

Посмотрите друг на друга, где еще видите иней?

Вывод: на ресничках, в волосах.


Опыт – «Спичка -пленница»

Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли и увидите, как спичка вмерзает в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.


Опыт – «Иней»

Выносим на мороз горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.


Опыт – «Определение плотности снега»

Что в пакете?

Предложить детям обследовать два пакета (с водой и воздухом), узнать, что в них, объяснить. Почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают. Открывают, нюхают. Чем похожи и чем отличаются вода и воздух?

Сходство – прозрачные, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуд, в котором находятся.

Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда, воздух невидим, невесом.


Опыт – «Лед легче воды»

Опустить кусочки льда в стакан, до краев заполненной водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.


Опыт – «Лед – твердая вода»

Принесите сосульки в помещение, поставив каждую в отдельную тару, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети должны следить за состоянием сосулек, снежных шариков. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки (снежные шарики). Что с ними происходит? Возьмите большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них быстрее растает.

Вывод: лед, снег – это тоже вода.


Опыт – «Превращение в воду»

Принесите с улицы ведерко со снегом. Вспомните превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз. В комнате тепло. Снег тает, его становится меньше. А воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.

Вывод: лед, сосулька, снег тают в комнате от тепла. Превращаются в воду.


Опыт – «Движение воздуха»

Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.


Опыт – «Зависимость состояния воды от температуры»

С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения. Повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и наблюдать обратный процесс.

Вывод: вода под воздействием температуры может из одного состояния переходить в другое.


Опыт – «Вода и снег»

Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает?

В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.

Вывод: рыхлый снег растет первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.



Опыт – «Свойства снега»

В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег (белый, пушистый, холодный, плохо мнется)? Принести снег в группу и снова предложить детям вылепить снежки. Почему снег стал липким?

Вывод: снег немножко подтаял.


Опыт – «Таяние и замерзание воды»

Двум детям (один в рукавичках, другой – нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед. Кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстро, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холода.


Таким образом, опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе. Развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыт имею большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносит вред и ущерб растениям и животным.



Используемая литература:

А.Уданова, Т.Г. Кобзева Организация деятельности детей на прогулке. 2012.

Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие, 2010.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Детское экспериментирование в старшей группе детского сада

Автор: Алиева Марина Андреевна

Дата: 20.06.2023

Номер свидетельства: 634054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Я люблю свой детский сад"
    ["seo_title"] => string(28) "ia_liubliu_svoi_dietskii_sad"
    ["file_id"] => string(6) "369634"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1481721903"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "analiz_priedmietno_razvivaiushchiei_sriedy_v_starshiei_ghruppie_v_sootvietstvii_"
    ["file_id"] => string(6) "446801"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514302209"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Конспект по экологическому воспитанию Развлечение «Деревья и кустарники детского сада» «Создания гербария со старшими дошкольниками 5-6 лет"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_po_ekologicheskomu_vospitaniiu_razvlechenie_derevia_i_kustarniki_detsko"
    ["file_id"] => string(6) "528979"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574855199"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Комплексно – тематическое планирование (старшая группа)"
    ["seo_title"] => string(60) "komplieksno-tiematichieskoie-planirovaniie-starshaia-ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "271593"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451661981"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Безопасность»  Тема: «Огонь – это опасно» в старшей группе"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiektnieposriedstviennoobrazovatielnoidieiatielnostipoobrazovatielnoioblastibiezopasnosttiemaoghonetoopasnovstarshieighruppie"
    ["file_id"] => string(6) "278971"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453174725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства