Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС
Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
В группе 10 детей, из них 7 девочек и три мальчика. Преобладающее количество девочек повлияло на создание развивающей среды. Каждый ребёнок в группе имеет возможность свободно заниматься любимым делом.
Групповое помещение условно подразделяется на три сектора (активный, спокойный, рабочий,что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Самую большую площадь занимает активный сектор,который включает в себя : «Центр двигательной активности», «Центр театра и музыки», «Центр игры», «Центр конструирования», «Центр дежурства»,
Спокойный сектор включает:«Центр грамотности и книги», «Центр дидактических игр», «Центр природы».
В рабочем секторе размещено оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности (центр «Мы познаём мир», «Центр творчества», «Центр экспериментирования»,
«Логопедический уголок», «Уголок будущего первоклассника»
Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенна, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
1)Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательная область – Познавательное развитие
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
«Центр природы» содержит в себе: различные виды комнатных растений (бегония, фиалка, фикус, хлорофитум, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления,, пульверизатор, лейки. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют :
• дидактические игры экологической направленности,
• серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»,
• муляжи овощей и фруктов,
• набор «домашние и дикие животные»
• семена цветочных растений,
• иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растения,
• иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод,
• иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей,фруктов.
• иллюстрации взаимодействия живых организмов в сообществах,состава сообществ (водоёма,леса, луга,
• схемы. изображающие цепи питания
Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями. Оформлены макеты леса и огорода.
Центр экспериментирования представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:
• лупа,
• мензурки,
• колбы,
• мерные стаканчики,
• лейки,
• песочные часы,
• медицинские весы
• пробирки
• ёмкости для измерения, пересыпания,хранения
• трубочки для продувания
• волшебный мешочек
• подносы
• набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы : губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла)
• набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки)
• мыльные пузыри
• леечки, брызгалки
Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Стеклянный материал размещён в закрытом контейнере, а пластмассовый на открытых полках и предназначен для самостоятельного пользования детьми. Центр расположен в непосредственной близости от «Центра природы»
Центр «Мы познаём мир»
Попутешествовать с детьми по родной стране, познакомиться с окружающим миром, символикой родного края, узнать на что дошкольник имеет право помогает ярко и эстетично оформленный стенд под общим названием «Мы познаём мир»
В центре размещены материалы:
• государственная символика родного города, Нижегородской области и России,
• портрет президента нашей страны,
• флаг России,
• фотографии нашего города,
• карта Ветлужского района, на которой дети флажками отмечают места в которых они побывали,
• детская энциклопедия о России,
• военные фуражки,
• альбом для закрашивания «Ветлугазавр»,
• иллюстрации «Народы России»,
• геологическое древо семей
• альбом «Наш детский сад»
Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых на данный момент тем; от тем, к которым у дошкольника сохраняется интерес. Центр расположен вблизи от света (окна) и вдали от «Центра игры».
«Уголок будущего первоклассника»
Старшие дошкольники – будущие первоклассники. В уголке будущего первоклассника можно увидеть все необходимые предметы для школы (рабочие тетради по программе, набор для первоклассника, звонок, пенал, счётные палочки, раздаточный материал по математике, ширма «Распорядок дня», мультибук). Дети могут проявить своё творчество на доске мелом или выложить узоры, буквы, цифры на магнитной доске.
«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми и расположен рядом с «Центром игры» и «Центром конструирования»
• макет проезжей части
• макет светофора, дорожных знаков
• иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты опасные ситуации
• наглядно-дидактические пособия
- транспорт
- космос
• иллюстрации по ОБЖ
• стенд «Пожарная безопасность для детей», стенд «Будьте осторожны на дорогах»
Центр «В стране геометрических фигур» помогает детям освоить счёт в пределах 10,закрепить цвета, знание геометрических фигур, ориентировку в пространстве.
Образовательная область – Речевое развитие
«Центр грамотности и книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. «Восклицательный знак» указывает на, что в уголке появилась новая книга в соответствии с изучаемой темой. «Книжкина больница» помогает детям самостоятельно отремонтировать книги. В данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки,буквы, азбука, алгоритмы составления рассказов на темы «Осень», «Расскажи о себе», лабиринты.
«Логопедический уголок»
В логопедическом уголке имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, альбомы дошкольника «автоматизация звука –ц-, развивающие раскраски «правильные звуки, домашние тетради для закрепления произношения звуков -л-,-р-, свистящих звуков –с-,-ш-, игры «короткие истории»,артикуляционная гимнастика,пособия на развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики»;зеркала на каждого ребёнка для артикуляционной гимнастики.
Образовательная область –Физическое развитие
«Центр двигательной активности» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей:
• мячи разных размеров по количеству детей
• обручи
• султанчики
• ленточки
• платочки
• гимнастические палки
• кегли
• гантели
• мешочки для метания
• мяч –прыгун
• скакалки
• шарики пластмассовые
• дорожки массажные со следочками
• мягкие лёгкие модули
• тоннель
• доска гладкая
• атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)
• «кирпичики» для перешагивания
• метки-размётки
• игра «классики»
• игра «серсо»
• иллюстрации с видами спорта
• схемы выполнения упражнений
• мини-мат
• кольцеброс
• ростомер
Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие