kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детская инициатива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поддержка инициативы и творчества является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.  В ФГОС  выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.  Инициатива – первый шаг к творчеству, для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить – годы.Поддержка инициативы и творчества является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.  В ФГОС  выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.  Инициатива – первый шаг к творчеству, для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить – годы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детская инициатива»

«Обеспечение поддержки детской инициативы и творчества через внедрение технологии социализации в соответствии с ФГОС» (ст.воспитатель Г.И. Филичкина)


Для того чтобы настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника мы  проведем упражнение: «Грецкий орех». Грецкие орехи по числу участников высыпаются в центр круга. Предлагается каждому участнику педсовета взять по одному ореху и внимательно его рассмотреть, изучить его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные черточки, затем орехи складываются обратно, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех. На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно её только почувствовать, постараться раскрыть, прочитать  тайные  странички  души каждого ребёнка. «Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – самый благородный; Путь подражания – самый лёгкий; Путь личного опыта – самый тяжёлый путь» Конфуций.
Каждый прожитый день прибавляет ребёнку личный жизненный опыт: иногда достаточно наглядный; чаще, невидимый, но накапливаемый количественно и когда-то прорывающийся в новом качестве.
Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». От государства нами получен социальный заказ: воспитать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы и творчества является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В ФГОС выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Инициатива – первый шаг к творчеству, для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить – годы. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. Все мы знаем, как это нелегко в новой образовательной ситуации. Действительно, не всем педагогам легко создать такую атмосферу. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку: вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем. Известно, что дети приходят в дошкольные организации в основном из однодетных семей, что не предполагает у них опыта общения в разновозрастном коллективе. Так же, к сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет; вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому  одной из функций современного образования является формирование у детей готовности к вхождению в социум.  Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание детьми друг друга. Ребёнок развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации. Само понятие «социализация» появилось в дошкольной педагогике не столь давно — более привычным до сих пор воспринимается выражение «социальное воспитание дошкольника».  Процесс социализации начинается у ребёнка в детстве и продолжается всю жизнь. Первым  инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу и творчество, нужно вначале их обучать практическим навыкам.

Где может проявить свою инициативность и творческий подход дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют их проявление  (Ведущий раздает на полосках бумаги разные варианты ответов, участники зачитываю лишь те, которые правильные) Варианты ответов: -исследовательская деятельность, -коллекционирование, -игра с правилами, -уборка игрушек, -застегивание пуговиц, -выполняет прямые указания взрослого, -задание по образцу, -сюжетно- ролевая игра, -коммуникативная игра, -игра – импровизация, -моделирование, -просмотр телепередачи. Действительно, только в интересной содержательной деятельности, ведущей из которых является  игра, проявляется инициатива и творчество. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Существуют специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности, развитию творчества. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании детей. Что нужно для развития детской инициативы и творчества? Давать простые интересные задания, где у ребёнка есть личный интерес что-то самому сделать, снимать страх того, что он не справится. Сегодня мы с вами вместе постараемся понять влияние импровизации в игре и продуктивной деятельности на развитие детской инициативы и творчества. Мы сделаем акцент на творческие игры, так как они наиболее активно используются в различных формах социализации ребёнка. Дети - большие фантазеры и выдумщики. Они смело приносят в игру свои правила, усложняют ее содержание. Поэтому следует поддерживать такой творческий подход. 

1. Итак, мы рассмотрим творческие игры с позиции формирования у детей социальных навыков и культуры общения Каждое утро мы приходим в группу, а там озорные мальчишки и девчонки, с широко распахнутыми глазами и звонкими голосами, неугомонные «почемучки». Их благополучие зависит от того, как их любят и ценят, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями. А мы - те самые педагоги, которые заботятся о детях, поддерживают их первые маленькие замыслы, вселяют надежду на успех, создают условия для творчества и инициативы

1.  Игра «Жизнь в лесу» Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных  языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

2.  Игра «Добрые эльфы» Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём, и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

3  Игра «Птенцы» Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает её своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Всё ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнём разбивать скорлупку. Вот так! Всё! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдёмся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

Такие игры на развитие творческих способностей очень веселые, подходят для группы из нескольких детей. Они учат владеть языком своего тела и помогают преодолевать чувство стеснения. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются детьми.
2. Одной из эффективных форм работы по созданию социально-благополучной среды и поддержке детской инициативы  и творчества является групповой сбор или по другому Детский совет. Как понять строй мыслей другого ребёнка? Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. Групповой сбор – это когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Как его организовать в группе? Во-первых, освободить развивающую предметно-пространственную среду: сделать уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются. Вместе с детьми определяются правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Правила поведения в группе формулируются позитивно и очень конкретно: «Внимательно слушай других». «Кричать и бегать можно на улице». «Материалы, которые тебе нужны, положи так, чтобы их можно было взять другим». В целом детский совет длится, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Рекомендованный регламент проведения Детского совета в утренний отрезок времени с 8.40 до 9.00 ч


Игра «Оптимисты-пессимисты» (оптимист): «Как хорошо, что на улице весна!»,  (пессимист): «Хорошо-то, хорошо, только всё равно холодно!» и т. д.

3. Рассмотрим следующую форму работы: Дети – волонтеры: Позитивная социализация в принципе невозможна без организации постоянного сетевого взаимодействия с социальными партнерами, которые расположены в микрорайоне дошкольного образовательного пространства. Поэтому среди образовательных практик ближе к этому волонтёрство. Это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, которая в большей степени отвечает за социализацию в дошкольном возрасте. В основе волонтерского движения, стоит принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Эти социальные акции могут проводиться ежемесячно и быть связанными с тематическим планом или событием текущего месяца. О их целях и месте проведения заранее информируются дети и родители. 

4. Следующая форма работы – «Ситуация месяца».

Она позволяет детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин). При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад. Рассмотрим ситуацию месяца (я – член коллектива) Условия игры: По кругу участники один за другим вытягивают карточки и изображают эмоции: удивления, скромности, спокойствия, хитрости, злости, удовольствия, веселья, страха, волнения, застенчивости, усталости, скуки, печали, грусти, обиды, безразличия, любопытства. Рассказывают короткие рассказы из жизни, когда им пришлось испытать данные эмоции. По завершении темы по ситуации месяца проводится заключительный тематический вечер, на котором дети могут показать, что они освоили за этот месяц, пообщаться с приглашёнными гостями.

Например, итогом ситуации «Осень, осень в гости просим» будет мероприятие «Осенняя сказка», а у ситуации «Моя семья», как правило, бывает совместное мероприятие с семьей.

5. В заключении расскажу о волшебном телефоне.

Это «телефон доверия» для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу на другом конце провода то, что они не доверили бы никому из взрослых.

Состояться такой разговор может до 2 раз в неделю во вторую половину дня. Про то, что рассказал ребенок, родителям не рассказывают. В кругу решается, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому это важней и что бы они хотели спросить.

Рефлексия: Рисуем ладонь, каждый палец - это позиция, по которой надо высказать свое мнение: БОЛЬШОЙ - для меня было важно узнать об ….. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ  - меня удивило… СРЕДНИЙ  -  мне не понравилось… БЕЗЫМЯННЫЙ -  мне не понятно …. МИЗИНЕЦ - меня заинтересовал вопрос…























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Детская инициатива

Автор: ФИЛИЧКИНА ГАЛИНА ИВАНОВНА

Дата: 04.09.2019

Номер свидетельства: 519060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Творческая работа "Поддержка детской инициативы" "
    ["seo_title"] => string(53) "tvorchieskaia-rabota-poddierzhka-dietskoi-initsiativy"
    ["file_id"] => string(6) "222344"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436189782"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Игровые  приемы   поддержки детской инициативы "
    ["seo_title"] => string(50) "ighrovyie-priiemy-poddierzhki-dietskoi-initsiativy"
    ["file_id"] => string(6) "226040"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440023860"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект для воспитателей с презентацией «Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt_dlia_vospitatieliei_s_priezientatsiiei_poddierzhka_dietskoi_initsiativy_i_samostoiatiel_nosti_chieriez_proiektnuiu_dieiatiel_nost_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "344913"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474453307"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Развитие детской инициативы и самостоятельности посредством конструктивно - модельной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_dietskoi_initsiativy_i_samostoiatiel_nosti_posriedstvom_konstruktivno_"
    ["file_id"] => string(6) "434252"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1508842812"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "« Поддержка детской инициативы как обязательного условия развития самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста в образовательную деятельность»"
    ["seo_title"] => string(80) "podderzhka_detskoi_initsiativy_kak_obiazatelnogo_usloviia_razvitiia_samostoiatel"
    ["file_id"] => string(6) "532065"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576432582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства