Творческая работа воспитателя старшей группы МБДОУ «Детский сад «Колосок» с.Хватовка»
Близновой Сетланы Борисовны по теме:
«Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников». «Расскажи – и я забуду»,
Покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.
Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность
за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта,
предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.
Организация проектов, основанных на детской заинтересованности является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей. Что же способствует личностному развитию человека? Одним из главных условий является поддержка активности личности и развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.
Выбрав тему, заинтересовавшую детей,
- Шаг 1.Выявление проблемы.
• Шаг 2.Выбор темы исследования.
• Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование).
• Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
• Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки).
• Шаг 6.Составление предварительного плана исследования.
• Шаг 7.Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы).
• Шаг 8.Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы.
Исходя из этого, были поставлены задачи:
- Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей, поддерживать доброжелательную атмосферу в группе;
- развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;
- формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить
проект под названием «Наш розан». Детей заинтересовал старый вянущий цветок с осыпающимися листьями. Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?» и вследствие этого определилась проблема: «Что делать?». Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё? Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился. После обсуждения каждого предположения выясняем, что розан-это действительно старый цветок и он погибает от старости.
Проблема: что делать?
Цель: сохранить растение в группе.
Пути решения: предложения детей: купить другой, посадить самим. Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.
Проблема: как это сделать?
Форма работы: задание на дом: спросить родителей, поискать в интернете.
Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.
Предложения детей: посадить семенами, посадить черенком. После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать способ черенкования (знакомство с новыми словами и понятиями).
Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старого розана боковые отростки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)
Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.
-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был. Предложения детей: сфотографировать ( Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть?), зарисовать.
Форма работы: рисование черенка в баночке с водой, составление схемы.
Цель: поддержать интерес к наблюдению.
Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим наш молодой розан, он может один заскучать.
Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.
Форма работы: задание на дом: вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Найти материал о данном цветке (составить паспорт).
Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для розана.
Форма работы: наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)
Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.
Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение уголка природы принесёнными детьми растениями.
Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.
Форма работы: беседа о комнатных растениях.(спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля), чтобы наш розан и его друзья-цветы не погибли (ухаживать за ними).
Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.
Форма работы: вопросы по определению работы в уголке природы на будущее.
Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства в уголке природы.
-кто хочет помочь нашим цветам, ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо?
-а вы знаете, как правильно это делать?
-чтобы никому не было обидно, ухаживать за цветами будут все по очереди. Дети, чья очередь подошла, будут называться дежурными в уголке природы.
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.