Просмотр содержимого документа
«Чудеса пластилинографии»
Мастер – класс для педагогов
(Слайд 1)Чудеса пластилинографии
- Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я расскажу вам, что такое нетрадиционная техника лепки и как она помогает мне увлечь ребенка в мир творческого искусства.
Цель моего мастер-класса познакомить вас с использованием нетрадиционных техник лепки для развития творческих способностей с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
Показать важность нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей.
Я познакомлю вас с нетрадиционной техникой многослойной лепки миллефиори и контурной пластилинографией..
Лепка – это пластическое творчество. Процесс создания новых форм и образов позволяет детям выразить свое настроение, эмоции, чувства и отношение к себе и миру в целом. Работа с пластилином является одним из самых действенных способов развития мелкой моторики рук ребёнка. Движение пальцев рук влияет на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие мышления, памяти, внимания. Во время манипуляции с пластилином происходит естественный массаж - Су-Джок терапия. Дети любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защит.Из пластилина можно создавать не только объемные фигурки всевозможных объектов: животных, птиц, рыб, предметов или игрушек, но и картины различной сложности. Другими словами, пластилином можно рисовать, так же, как фломастерами или карандашаминых функций организма и профилактики речевых нарушений.
(Слайд 2) Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
(Слайд 3)
Свою работу строю на принципах которые вы видите на слайде:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
В нетрадиционной лепке существует большое количество техник, которые мы сейчас с вами вспомним, поиграв в игру «Угадай и назови» (показываю работы, сделанные в различных техниках), ваша задача назвать нетрадиционную технику в которой выполнен рисунок).
(Слайд 4) Тестопластика
Тестопластика – лепка из соленого теста. Детям нравится мять тесто, формировать из него разные фигурки. Высушив поделки, дети с увлечением их расписывают. В тесто можно добавить разные краски, и тогда у нас получится материал разных цветов и детям будет ещё интереснее. Дети в силу своих психологических особенностей стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней.Этот вид лепки доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёхгодовалых малышей.
(Слайд 5) Пластилинография
Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные. Этот способ можно использовать с малышами 3-4 лет им под силу лишь размазывать пластилин по поверхности, скатывать из него маленькие колбаски и шарики. Дошкольникам 5-6 лет уже можно предлагать шаблоны пластилинографии с усложненными композициями, обилием различных элементов.
(Слайд 6) Пластилиновая мозаика
Пластилиновая мозаика –это техника при которой сначала катаем шарики (или тонкий столбик, чтобы потом разрезать его на равные кусочки) из пластилина нужного цвета и выкладываем получившимися шариками пластилина контуры рисунка. Используется в работе воспитателя начиная с младшей группы.
(Слайд 7) Контурная пластилинография
К контурной технике лепки относят «рисование» пластилиновыми жгутиками - создание двухмерного изображения. Из пластилина можно создавать изображение из тонких пластилиновых «нитей» с помощью выдавливания разогретой пластилиновой массы через обычный шприц. Используется в работе воспитателя со средней группы.
5)(Слайд 8)Название техники «меллифиори» в переводе с итальянского звучит как «тысяча цветов». Эта техника итальянских стеклодувов. Изначально она употреблялась для одного из видов мозаичного стекла с особым декоративным узором в виде цветка, отсюда и название. В наше время эта технология успешно используется при изготовлении очень красивых и изящных изделий из полимерной глины.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Техника очень необычна и интересна, самое необычное это то, что никогда нельзя до конца предугадать полученный результат, всегда ожидает сюрприз. А дети очень любят все новое и необычное в своей продуктивной деятельности.
Эта техника предназначена для старших дошкольников. Однако я думаю, что для среднего возраста возможен упрощенный вариант. Смешать цвета, раскатать пластилин детям не проблема. Соблюдая правила безопасности дети могут использовать стеки и пластиковые ножи, а младшие дошкольники просто лепить лепестки из смешанного пестрого пластилина, который мы считаем бросовым.
Все эти техники развивают уверенность в своих силах, мелкую моторику рук, творческие способности, пространственное мышление и побуждают детей к творческим поискам и решениям
(Практическая часть). Мы с вами сейчас выполним работу в технике контурной пластилинографии и в технике меллифиори.
- (Включаю музыку)
А что мы будем рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед? (ответы педагогов)
. Для создания жгутиков нужен исключительно мягкий пластилин, иначе процесс будет невыполнимым. Подберите нужные оттенки для рисования цветущего растения, например, зеленый и розовый.
2. Также понадобится шприц. Его можно использовать в обычном виде или обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином.
3. Согрейте и разомните немного пластилина в руках.
4. Вытяните поршень из шприца, поместите внутрь пластилин, затем опять вставьте поршень.
5. Опустите шприц в стакан с теплой водой на 1-3 минуты.
6. Надавливая на шприц, начинайте выдавливать пластилин из узкого отверстия. Именно таким образом и образуются тонкие нити.
Берём два куска пластилина контрастных по цвету и одинаковых по размеру, разминаем их и катаем шарики. Далее расплющиваем их и формируем две пластины прямоугольной формы. Накладываем одну на другую и скатываем «рулетом». Теперь разрезаем его поперёк на тонкие пластины. Получившиеся элементы будем использовать как лепестки для цветов.
Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, если вам было интересно на мастер-классе и вы нашли для себя здесь что-то новое - прошу отправить цветные кисти к распустившемуся ЛОТОСУ, а если вы заскучали и данная информация не привлекла вас – кисть отправляется к нераскрывшемуся ЛОТОСУ.