по экспериментально-исследовательской деятельности
«Что такое звук?»
«Что такое громкость?»
с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»
в старшей группе
Цель:
познакомить детей с понятием звук.
Задачи:
Образовательные:
- Дать понятие звук и слух, познакомить детей со строением органа слуха-уха, объяснить, почему мы слышим; показать громкость звука с помощью датчика «Божья коровка».
Развивающие:
1.Развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность
2.Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
1.Воспитывать самостоятельность, активность.
2.Воспитывать усидчивость; интерес и умение работать в группах, коллективе.
Оборудование:
Цифровая лаборатория «Наураша» модуль «Звук», изображение внутреннего строения уха человека, аудиозапись звуков природы, аудиозапись звуков, издаваемых предметами, аудиозапись физкультминутки,
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Я рада снова приветствовать вас в нашей цифровой лаборатории.
Мы живем в удивительном мире звуков. Они окружают нас повсюду. Их очень много и они очень разные. Есть звуки природы, послушайте и угадайте их. (Аудиозапись звуков природы)
Дети:(грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья).
Воспитатель: Молодцы! Есть звуки, издаваемые разными предметами (Аудиозапись звуков, издаваемых предметами), послушайте и угадайте их.
Воспитатель: Отлично! Ребята, что такое звук? Как он возникает? Чем один звук отличается от других? Почему мы слышим звуки? На все эти и другие вопросы мы ответим с вами в процессе работы в цифровой лаборатории «Звук».
Воспитатель: Ребята, а при помощи чего мы с вами слышим звуки?
Дети: (при полощи ушей).
Воспитатель: Правильно. У человека уши расположены по бокам головы. Посмотрите, ребята, на картинку. Ухо человека очень сложно устроено.
Давайте рассмотрим, из чего же состоит наш орган слуха и как происходит его работа.
Слуховой анализатор имеет 3 части:
Наружное ухо-ушная раковина и также барабанная перепонка, которая служит для изоляции внутреннего конца слухового провода от окружающей среды.
Среднее ухо. Внутри среднего уха расположены три маленькие слуховые косточки: наковальня, молоточек и стремя. Молоточек при помощи одного конца соединяется со стременем, а оно уже с литкой во внутреннем ухе. Под действием звуков барабанная перепонка находится в постоянном движении, а слуховые косточки уже дальше передают её колебания внутрь.
Внутреннее ухо. Здесь расположен орган - улитка. Такое название она получила из-за своей спиральной формы. Затем по слуховому нерву звук передается в мозг.
А сейчас мы с вами «порадуем» наш слуховой анализатор музыкальными звуками иотдохнем.
Физкультминутка.
Воспитатель:Ребята, а как вы считаете, что такое звук?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте, зададим этот же вопрос нашему юному ученому, Наураше.
Воспитатель: Итак, ребята, мы узнали, что звук-это колебания мельчайших частиц воздуха. Чтобы мы могли слышать и различать звуки, нам нужны чудесные «приборы» - уши. Оно боится шума, резких, громких звуков. Уши надо беречь.
Практическая часть.
Воспитатель: А сейчас, давайте вернемся к Наураше и посмотрим, как можно увидеть звук. В нашей цифровой лаборатории по изучению звука есть датчик «божья коровка», который улавливает звуки и передает их на экран монитора . Если датчик не улавливает никаких шумов и звуков, то на экране мы видим тонкую полоску, похожую на ниточку. Если датчик улавливает звуки – ровная полоска превращается в кривую линию разной высоты и толщины в зависимости от характера улавливаемых звуков. Сейчас мы с вами это проверим.
Опыт 1. Кто громче крикнет?
Опыт 2. Исследование шума за окном!
Итог.
Воспитатель: Ребята, в какой цифровой лаборатории мы сегодня начали работать?
Дети: (лаборатории «Звук»)
Воспитатель: Что такое – звук?
Дети:(Колебания мельчайших частиц воздуха. Эти колебания похожи на волны)
Воспитатель: Почему мы слышим?
Дети:(У нас есть уши)
Воспитатель: Расскажите как устроено ухо?
Дети: (дети по картинке называют части строения уха человека)
Воспитатель: Как мы можем увидеть звук в нашей лаборатории?
Дети:(если звуков нет-на экране тонкая ровная полоска, если звуки есть – линия становится кривой и толстой)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу в лаборатории! До новых встреч!