kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении техникам конструирования и моделирования из бумаги (бумагопластика) предполагается соединение игры, труда, обучения и творчества в неделимое целое, что обеспечивает единое решение практических, познавательных и игровых задач. Образовательная деятельность проводится в игровой форме, в ее основе лежит создание оригинальных творческих работ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей»

    1. Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей

При обучении техникам конструирования и моделирования из бумаги (бумагопластика) предполагается соединение игры, труда, обучения и творчества в неделимое целое, что обеспечивает единое решение практических, познавательных и игровых задач. Образовательная деятельность проводится в игровой форме, в ее основе лежит создание оригинальных творческих работ. Проводимые действия с бумагой развивают у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика руки, точные движения пальцев, развивается глазомер.Так же во время работы с бумагой идет развитие памяти, совершенствуются трудовые умения и навыки, формируется и совершенствуется культура труда, дети учатся быть аккуратными, прививается умение бережного и экономного использования материала, развиваются навыки содержания в порядке рабочего места.

Увлекательно организованная совместная и образовательная деятельность позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус и фантазию. Кроме того, в ходе разнообразной деятельности по применению «бумагопластики» происходит развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников, так как создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива, где дети проявляют умение договориться и распланировать свою деятельность. В процессе сборки и склеивания бумажных изделий дети знакомятся с разнообразными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией, кругом и т.д., развивают умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить горизонталь, вертикаль, диагональ, узнают много интересного и познавательного.

Работа над изготовлением простых бумажных поделок, игрушек вводит детей в волшебный мир конструктивно-пластического творчества из бумаги. В конструировании и моделировании из бумаги «бумагопластики» есть разнообразные техники, такие как:

- декупаж (фр. decouper - вырезать) - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., основой которой является тщательное детальное вырезание изображений из различных материалов (дерева, бумаги, кожи, тканей и т. п.), которые затем прикрепляются или приделываются иным способом на разные поверхности для декорирования. Эта техника требует точности, много времени, терпения, настойчивости и предусматривает множество попыток, прежде чем будет достигнут нужный результат.

- оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это интерактивная игровая технология, бумажный конструктор, способствующий развитию устойчивого интереса к познавательной и художественно-эстетической деятельности, являющейся интересным методом преемственности между образовательной деятельностью и игрой.

Искусство «оригами» - это создание сказки не только для ребенка, но и для взрослого человека. Это чудо, как из простого листа бумаги можно изготовить все, что нас окружает, создать свой фантастический мир.

Во время конструирования того или иного элемента у ребенка развивается воображение, внимание, память, моторика пальцев рук, что обеспечивает его всестороннее развитие. Искусство «оригами» является уникальным явлением, это похоже на фокус, что захватывает каждого ребенка.

Отметим несколько видов бумагопластики:

- «квилинг» - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги, склеиваемых между собой листа;

- «торцевание» – вырезание квадратиков из гофрированной разноцветной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от упражнения или задания, которое необходимо выполнить. Вырезанные квадратики с помощью клея и палочки закрепляются на поверхности необходимой формы;

- объемная бумагопластика – изготовление объёмных поделок из бумаги;

- рваная бумага – чаще всего газеты или очень тонкая бумага, которую ребёнок сминает, рвёт, комкает. Формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу для создания композиции или аппликации;

- мятая бумага - сгибание и комкание бумаги сводится в основном к созданию объемного изображения или применяется для изготовления поделок для панно или декорации. Работа выполняется поэтапно совместно со взрослым по инструкции;

- плетение. Для плетения можно использовать различную по качеству бумагу, учитывая три её свойства – гибкость, прочность и толщину. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок.

- скатывание бумаги. Мнут в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Потом свертывают из нее шарик. Затем этот бумажный комочек намазывается клеем и приклеивается на основу.

Деятельность с применением техники бумагопластики оказывает положительное влияние на воспитание и развитие детей. Специалисты- медики считают, что она позволяет полнее использовать ресурсы психики. У ребят совершенствуются мелкая моторика у руки, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, что овладевают письмом), вырабатывается усидчивость.

По мнению психологов, деятельность с применением бумаги развивают восприятие (целостность и структурированность образа); внимание (концентрация и устойчивость); память (зрительную и кинетическую). Важным является также тот факт, что, по выводам исследователей процесс создания макетов фигур с помощью бумаги синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Это объясняется тем, что во время рисования (лепки, ведения записей т.п.) доминирует ведущая рука, тогда, как и в занятиях по бумагопластики задействованы обе, что способствует развитию как логического, так и образного мышления.

При помощи работы с бумагой ребенок невольно забывает о проблемах, избавляется от внутренних страхов, переживаний и стрессов, лучше адаптируется к школьным условиям.

Практическая работа детей бумагопластикой заключается в изготовлении бумажных изделий в сочетании с рисованием, аппликацией и тому подобное. При этом у них формируются такие группы умений, как речевые, графические, практические навыки работы с бумагой, развиваются представления о конструкционных особенностях предметов, проявляется активность в составе творческой группы.

Требования к организации рабочего места, соблюдения правил безопасной работы и культуры труда, в обязанностях дежурных стимулируют определенный упорядоченный, системный ход деятельности детей старшего дошкольного возраста, их ответственность. Выполнение этих требований приучает дошкольников к трудовой дисциплине и, наоборот, отсутствие или невыполнение их, снижает эффективность учебно-трудового процесса.

Бумагопластика способствует развитию сенсомоторики - слаженности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий, гибкости. Труд с бумагой и картоном влияет на умственное развитие воспитанников, на развитие их мышления, воображения.

Так же можно отметить, что деятельность детей с применением техники бумагопластики способствует развитию их личных качеств, воспитанию характера, развитию многих навыков и умений, необходимых в

дальнейшей жизни ребенка. Изготовление поделок, панно, игрушек, требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей старшего возраста формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение не бросать работу и доводить начатое дело до конца.

Создавая изображения или поделку при помощи бумагопластики, ребенок осмысливает поэтапность выполнения работы, ее качество, запоминает характерные особенности и детали разных предметов их название, продумывает средства и форму передачи образов в поделке, рисунке или объемной аппликации.

Нужно отметить, что при создании поделок с применением техники бумагопластики доставляет детям огромное наслаждение, тем более, если поделка удалась, и доставляет огорчение, если образ не очень получился. В то же время во время работы у ребенка дошкольника развивается стремление добиться положительного результата, доводить начатое дело до конца и при этом идет активное развитие мелкой моторики у рук малыша.

Работа с применением бумагопластики так же позволяет развивать трудовые умения и навыки детей: использование палочек, клея, салфеток и т.д., подготовка своего рабочего места, уборка оставшегося материала и др.

Бумага, благодаря своей общедоступности и простоте обработки, является одним из наиболее подвижных материалов для создания изделий различных форм с помощью сборки, склейки, изгибания, сминание, гофрирование и других приемов технической и пластической обработки.

Творческие работы носят развивающий характер и позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка. Привлечение детей к реализации собственных творческих возможностей осуществляется во время образовательной деятельности независимо от темы, поставленных целей и задач. При выполнении творческих работ дети получают представление о различных способах изготовления одной и той же композиции, ее цветовом решении. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ и синтез.

Во время образовательной деятельности с применением техники бумагопластики дети много экспериментируют, исследуют, активно проводят действия руками. Привлечение детей к изготовлению собственных творческих работ приводит к созданию нового изделия, не похожего на другой продукт. Нацеливая детей на изготовление работ с применением бумагопластики, необходимо учитывать их индивидуальные задатки и наклонности, возрастные особенности, темперамент ребенка. Маленькие «творцы» проявляют свою, креативность, выполняя коллективные и индивидуальные работы, где каждый имеет право на свое видение.

Использование свойств бумаги и приемов ее обработки дает возможность изготовить любую форму объекта - цветы, деревья, маску, животное, сказочного героя, птицу, человека, любого предмета окружающего мира в стилизованном виде. Из бумаги можно создать изделие, сделать имитацию витража и мозаики, а в сочетании различных видов обработки изготовить художественное изделие утилитарного назначения (игрушку, украшение, открытку, приглашение, модель, пространственно- композиционный макет и так далее).

Если некогда изготовление бумаги велось вручную, она была дорогим материалом, то сегодня бумага - это самый доступный и распространенный материал. Для освоения способов работы с бумагой необходимы знания его

свойств как изобразительного материала. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей.

Различные сорта бумаги широко могут быть применены для создания художественно-образных изделий разного характера, процесса изготовления, технических приемов исполнения композиции на плоскости или объемных форм, конструкций моделей.

Бумага и его свойства могут быть использованы во всех видах работы - от аппликации на плоскости до, объемной бумагопластики. Остановимся лишь на основных приемах работы с бумагой, как изобразительного конструктивно-пластического материала. Лист бумаги дает большие возможности создания фактур и структур. Листу бумаги можно придать закругленную или волнистую форму с помощью протягивания ее о край стола или с помощью линейки. В результате лист приобретает вид округленной, цилиндрической формы.

Сминание бумаги разных сортов дает различные эффекты отражения света. Этот прием может быть использован для выразительного, образного решения изделия.

Сборка, гибка листа, производится способом перегиба вдоль предварительной разметки с последующим проглаживанием ребра, которое получается при предыдущем прочерчивании бороздки любым неострым инструментом.

Бумага подвергается скручиванию в форме спирали, стружки и позволяет придать любую форму. Комбинирование формообразующих элементов широко используется в создании более сложных моделей из бумаги. В этом случае могут быть использованы такие способы как склеивание, замки различного характера, составление с помощью надрезов, насечек и так далее.

Эти простые приемы работы с бумагой служат основой при изготовлении как плоскостных, так и объемных структур любой формы. Во время работы детям приходится иметь дело с острыми инструментами, неправильное обращение с которыми может привести к порезам и ранениям. Поэтому необходимо строго выполнять правило техники безопасности, которые служат надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Педагогу, работающему с детьми необходимо знать и соблюдать правила обращения с инструментами и приспособлениями. Необходимо так же знакомить дошкольников с правилами техники безопасности и требовать неукоснительного их выполнения.

Образовательная деятельность с использованием бумагопластики не требуют специального оборудования, специального материала. Достаточно несколько листов бумаги разного размера и свойства и минимум инструментов, которые имеются в каждой группе (ножницы, палочки, линейка, карандаш, клей). Фигурки оригами и вовсе можно складывать где угодно как во время проведения образовательной деятельности так и в свободной самостоятельной деятельности - ведь для этого необходимы только умелые руки, желание и лист бумаги. Детям 5-6 лет особенно нравится выполнять изделия из полосок, аппликации, «квилинг», изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров, объемное конструирование из мятой бумаги; изготовление различных макетов; выполнение фигурок в технике оригами.

Применение такой универсальной техники как бумагопластика в работе с детьми положительно влияет на всестороннее развитие ребенка. Данная техника обогащает знания и умения ребенка, развивает его универсальные навыки и развивает мелкую моторику рук. Доступность бумаги как материала, простата в применении и обработки привлекают детей. Старшие дошкольники с увлечением овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание, скручивание. Во время работы идет интенсивное развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

У детей возникает желание делать все работы самостоятельно, без какой либо помощи взрослых, с начала до итогового результата, так как ребенок все больше убеждается, что у него все получится.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей

Автор: Тетеря Светлана Ивановна

Дата: 26.09.2022

Номер свидетельства: 613844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(93) "bumaghoplastikakaksriedstvorazvitiiamielkoimotorikirukudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "337188"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1468073870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок технологии. Тема: "Рисуем пластилином с элементами бумагопластики" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-tiekhnologhii-tiema-risuiem-plastilinom-s-eliemientami-bumaghoplastiki"
    ["file_id"] => string(6) "133793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416583984"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "План-конспект "Берёза - душа России" "
    ["seo_title"] => string(36) "plan-konspiekt-bierioza-dusha-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "184913"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426106730"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Объемные изделия со щелевым замком. "
    ["seo_title"] => string(42) "obiemnyie-izdieliia-so-shchielievym-zamkom"
    ["file_id"] => string(6) "108582"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403769914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства