Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Важность развития мелкой моторики и координации движений рук с самого раннего возраста детей неоднократно подчеркивалась многими педагогами, психологами и другими специалистами дошкольного образования. Актуальность данного вопроса очевидна и на сегодняшний день.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
Бумагопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, мышлением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, его зрением и речью. И, конечно же, уровень развития мелкой моторики рук старших дошкольников является одним из критериев их готовности к обучению в школе.
Важность развития мелкой моторики и координации движений рук с самого раннего возраста детей неоднократно подчеркивалась многими педагогами, психологами и другими специалистами дошкольного образования. Актуальность данного вопроса очевидна и на сегодняшний день.
ФГОС ДО диктует требования к содержанию образовательной программы дошкольного образования в соответствии с основными образовательными областями. Так, в направлении физическое развитие дошкольников ставится задача развития координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук ребенка.
Мелкой моторикой считается способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук (ног) в результате скоординированных действий важных систем организма: нервной, мышечной и костной.
Мелкая моторика - это одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная).
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин).
Осознавая важность развития мелкой моторики рук детей в старшем дошкольном возрасте, многие педагоги в своей практике озадачены поиском эффективных методов и средств решения данной задачи: пальчиковые игры, массаж, рисование, конструирование, работа с природными материалами, различные упражнения в застегивании и расстегивании, завязывании...
При проведении занятий с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности, аппликации, конструированию, обратила внимание, что у многих детей часто возникают затруднения в использовании ножниц, сворачивании или складывании бумаги, умении правильно держать мелкие детали, карандаш или кисть. Это свидетельствовало о слабо развитой мелкой моторике детей.
Следовательно, встала задача развития и совершенствования точных движений рук старших дошкольников. И эффективным средством для этого, на мой взгляд, являются занятия бумагопластикой.
Действительно, бумага - простой и доступный материал для работы, который очень привлекает детей: они еще, будучи малышами, любят шелестеть ею, сминать и рвать ее, складывать и сворачивать, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действий рук ребенка.
В своей практике по развитию мелкой моторики старших дошкольников мы регулярно используем занятия бумагопластикой.
Во-первых, в процессе кропотливой работы с бумагой у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика и координация движения рук, глазомер. Во-вторых, работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. В-третьих, формируются конструктивное мышление, развиваются творческие способности, художественный вкус. Ручная умелость, которая параллельно развивается в процессе работы с бумагой, в дальнейшем позволяет ребенку успешно овладеть навыком письма.
Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики детей была целенаправленной и результативной, я придерживаюсь следующих требований:
- занятия бумагопластикой должны проходить систематично и регулярно;
- содержание работы должно соответствовать уровню общемоторного и психического развития детей, их возрастным возможностям;
- работа с бумагой должна приносить детям радость и удовольствие.
Итак, на занятиях в технике бумагопластики воспитанники обучаются различным приемам и способам действия с бумагой, которые, целесообразны и достаточно эффективны для развития мелкой моторики: сгибание, многократное складывание, сминание, плетение, скатывание, обрывание, тычкование, скручивание (квиллинг).
На начальном этапе работы желательно использовать мягкие сорта бумаги (салфетки, папирусная бумага), затем - более жесткие. Детям очень нравится сминать бумагу, создавая при этом определенные предметы и образы.
На других занятиях детям дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный бумажный мир, постичь свойства бумаги, ее структуру.
Например, увлекательны занятия с использованием приема «мозаика», когда дошкольники создают изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно прилегающих друг к другу разноцветных кусочков бумаги. Для этого совместно с детьми делаем заготовки: нарезаем или обрываем кусочки бумаги того или иного цвета. Небольшую часть эскиза промазываем клеем и на неё накладываем заготовки. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. С этим приемом очень схож прием обрывания, когда дети отрывают от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски, рисуют клеем предполагаемое изображение и накладывают кусочки бумаги на клей. Такая мозаичная аппликация требует от ребенка большой точности движений, аккуратности.
Для выполнения объемных изображений используем и такие приемы как скатывание и тычкование.
Выполняя эскиз с помощью скатывания, дети сначала сминают бумагу, пока она не станет мягкой, а затем выкатывают из нее шарики различного размера: от маленького (например, ягодка) до большого (облако или «снежный ком» для снеговика). Затем такой бумажный комок опускают в клей и прикладывают к основе.
Чуть более сложней выполняются работы с применением тычкования. Им необходимо с помощью карандаша, тупой конец которого ставится в середину бумажного квадратика, завернуть вращательным движением края бумаги на карандаш. Дети, придерживая пальцами край квадратика, чтобы он не слетел с карандаша, опускают его в клей, после чего прижимают карандаш к основе, приклеивая квадратик. Такие манипуляции продолжаются многократно до тех пор, пока свернутыми квадратиками бумаги не заполнится нужный объем пространства листа.
Еще одной увлекательная техника - это бумагокручение. Эта техника так же известна как квиллинг (от англ. «птичье перо») - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Квиллинг очень оригинальный и достаточно необычный вид рукоделия, который так понравился детям.
Обучая дошкольников технологии квиллинг, учим их скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки (модули), видоизменять их форму и составлять из полученных деталей самые разные объемные или плоскостные композиции. Такая работа не требует значительных материальных затрат.
Для изготовления полосок используем бумагу различной плотности и самых разных цветов и оттенков: цветная, белая и черная, перламутровая и блестящая. А инструментом для бумагокручения выступает обычная зубочистка (или тонкая деревянная палочка).
Сегодня мы только осваиваем эту технологию. Но уже можно отметить, что квиллингом с огромным удовольствием занимаются и мальчики и девочки нашей группы.
Примечательно, что для достижения хорошего результата детям при работе в этой технике необходимо проявить усидчивость, терпение, ловкость рук, аккуратность.
Обобщая все выше сказанное, выбор техники бумагопластики для развития мелкой моторики дошкольников не случаен. На мой взгляд, именно работая с кусочками бумаги, тонкими полосками, их обрывание, сминание, закручивание на инструмент или своими руками, идет активное развитие ручной умелости, укрепление мышц рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики - и общее развитие дошкольника, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Используемые источники:
1. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи// Молодой ученый. - 2014.- № 5
4. Лыкова И.А. Аппликация и бумагопластика, 2008. – 34 с