В настоящее время вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в масштабную экологическую проблему. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в будущем стать прочными убеждениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Будущее Земли в наших руках»
Биккулова Дания Дамировна,
воспитатель,
МБДОУ № 198, г. Оренбург
Экологическое воспитание дошкольников
Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит,
пересесть из него просто некуда. Если у человечества не
найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой,
то на умершей, покрытой пылью безжизненной земле стоило бы,
пожалуй, установить надгробную плиту с такой
скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя».
Антуан де Сент-Экзюпери
В настоящее время вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в масштабную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят окружающий мир. Поэтому в обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического воспитания подрастающего поколения. Возникла серьезная потребность воспитания экологически образованных, гуманных людей, которые влaдеют экологическими знаниями, спoсобных к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости, любви и сострадания. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в будущем стать прочными убеждениями. Поэтому экологическое воспитание дошкольников – это важный момент в решении вопроса сохранения природы.
В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, с помощью взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека и первые основы экологической культуры должны закладываться дошкольными работниками.
Целью экологического воспитания является формирование положительного отношения к природе.
Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, дать необходимые знания в области экологии – основные задачи экологической работы в ДОУ.
Воспитание экологической культуры включает в себя процесс совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену. Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются: самостоятельные наблюдения, проведение опытов, чтение рассказов с последующим их обсуждением, выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры, импровизации, уход за животными и растениями).
Для повышения эффективности экологического образования в ДОУ проводятся:
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- уроки доброты, любования, красоты, мышления;
- уроки безопасности;
- игровые обучающие ситуации;
- экологический театр, музей;
- коллекционирование;
- конкурсы, фестивали, праздники, марафоны;
- недели творчества;
- труд в природе;
- экологические проекты, тренинги.
Наблюдение – это познавательная целенaправленная деятельнoсть, которая проходит при высокой умственной активности детей в естественной среде. Наблюдения организуется воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках. Главное в наблюдении – познание природы, ее очеловечивание (природа живет, меняется, радуется, злиться). Наблюдения на прогулке кратковременные, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.
Уроки доброты можно проводить индивидуально или с подгруппой детей старшего возраста. Цели: развить интерес к природе; сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитать чуткость и сопереживание. Такие уроки можно сочетать с музыкой, восприятием художественной литературы.
Обсуждение и проигрывание ситуаций закрепляют в сознании детей нормы и правила поведения в природе. Например, дети затоптали клумбу. Воспитатель на них рассердился. Почему?
Экологический музей является для ребенка настоящей школой природы. В нем представляют следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); вода, ее использование и охрана; зеленая аптека (лекарственные травы); экологические катастрофы и бедствия (альбомы и иллюстрации).
Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность наблюдать растения и животных в среде их обитания. Экскурсии развивают у детей наблюдательность, пробуждает интерес к изучению природы. Красота природы вызывает у деток глубокие переживания, яркие впечатления, у детей формируется любовь к природе, бережное отношение к ней.
Практическая деятельность детей закрепляет нормы поведения в природе. Обычно дети участвуют в уборке территории, посадке деревьев, кустарников. Oни могут ухaживать за муравейниками, слабыми деревьями, подкармливать птиц, могут расставлять природоохранные знаки.
Воспитатель должен помочь ребенку понять, что по отношению к природе он является сильной стороной, а поэтому должен оберегать и заботиться о ней. И при условии качественного формирования экологической культуры ребенка мы можем быть уверены, что он будет любить и беречь окружающую его природу всю жизнь.
Список литературы:
Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста в условиях системных обновлений в образовании. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 188с.
Зебзеева В.А., Моисеева Л.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования. – Екатеринбург: ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет, 2008. – 169 с.
Кобзева Т.Г., Холодова И.А. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329 с.