Просмотр содержимого документа
«Библиотека в детском саду»
М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Первомайский детский сад "Берёзка"
«Библиотека в детском саду»
Малышева Оксана Михайловна, старший воспитатель
2024 год
Пояснительная записка
Актуальность.
Формировать у детей интерес к художественной литературе – важная задача, которую педагоги должны решать в ходе работы по ФОП ДО. При этом разработчики федеральной программы конкретизировали задачи образовательной деятельности в этом направлении для каждого возрастного периода – с 2 до 7 лет. Это не новая задача, но решать ее с каждым годом сложнее.
Педагоги и родители отмечают низкий интерес дошкольников к книгам. Одна из причин – дети не видят примера, как обращаться с книгой. Они живут в ситуации речевой депривации и почти не слышат культурного образца литературной, образной, грамотной речи. Поэтому так важно создавать вокруг дошкольников развивающую читательскую среду, что мы и сделали, создав детскую библиотеку, где книжные центры групп являются её филиалами.
Необходимость создания собственной библиотеки на базе детского сада обусловлена следующими причинами: у большинства современных детей отсутствует интерес к книгам, нет желания учиться читать, благодаря цифровым технологиям потребность в литературном чтении отсутствует, в семьях не читают и не желают читать детям. Детский сад, где дети проводят большую часть времени, способен исправить ситуацию и сформировать интерес к чтению, умение бережно относиться к книгам, испытывать радость от прочитанного в книге и удовольствие от этого занятия посредством организации «книжной атмосферы» – собственной библиотеки, в участии которой задействованы и сотрудники детского сада, и воспитанники, и их родители.
Детская библиотека – удобная зона, уютный уголок уединения и книги. Минпросвещение рекомендует оформлять такие уголки в группах раннего и дошкольного возраста (письмо Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03). В нем могут быть книги на разные темы и события. Книги постоянно обновляются и подбираются с учетом интересов детей.
Цель, задачи
ЦЕЛЬ: обучение, воспитание и развитие творческой личности через любовь к книге, к чтению.
ЗАДАЧИ:
Формирование интереса у детей и родителей к художественной литературе.
Знакомство с литературными жанрами, персонажами, идеями, писателями.
Воспитание традиций регулярного семейного чтения.
Обучение процессу создания книги и профессиям, с этим процессом связанных.
Воспитание бережного отношения к книгам и умения правильно ими пользоваться.
Знакомство с понятием «библиотека», с ее структурой, функциями и работниками.
Приобщение к регулярному посещению библиотек, книжных выставок и книжных магазинов.
Описание содержания деятельности в данном пространстве
Библиотека в детском саду «Берёзка» занимает уголок рядом с кабинетом учителя-логопеда. Книжные центры в группах – ее филиалы. В библиотеке есть стеллаж с книгами, до которых воспитанники могут самостоятельно дотянуться или разглядеть обложку, чтобы достать нужную книгу. Здесь же педагоги оборудовали места, где дети могут знакомиться с книгами и рассматривать иллюстрации: поставили стол, пуфик.
Функциональное оформление книжного фонда
Некоторые книги ставим обложкой вперед, чтобы дети могли выбирать книги, которые нравятся им визуально. Самодельные издания размещаются на отдельных полках.
Стеллажи и полки сделаны тематическими, например, полки с энциклопедиями, праздникам, временам года и т. д. Чтобы детям было интересно на полке с энциклопедиями, где всё про динозавров, стоит выставка игрушек динозавров, можно и поиграть, также книга про машины и стоит выставка машин, с которыми можно поиграть, сравнить с иллюстрациями в книге.
Книги и тематические иллюстрации на стеллажах обновляются.Часть книжного фонда, которая не подходит по сезону, теме недели или праздника, хранится в закрытых шкафах, под стеллажами, чтобы к книгам оставался доступ. Так мы соблюдаем требование ФГОС к развивающей среде: библиотека будет не только функциональной, но и вариативной (п. 3.3.4 ФГОС).
Пополняем книжный фонд.Предлагаем семьям приносить в библиотеку детские книги.
Зонирование пространства библиотеки
Пространство библиотеки распределено по зонам, чтобы сделать его удобным для занятий воспитанников с педагогами и самостоятельной детской деятельности. Внутри библиотеки оформлено несколько зон, чтобы максимально использовать все пространство помещения и распределить книги и дидактические материалы.
Оборудовано пространство для чтения, ремонта книг и занятий. Предусмотрен в библиотеке пуфик, куда может сесть воспитатель, чтобы прочитать детям книгу или чтобы ребёнок сел и сам посмотрел или прочитал книгу. По возможности ставим для детей стулья и стол, которые можно хранить компактно: доставать при необходимости, а затем убирать и освобождать центр помещения.
Уголок с правилами поведения.
Подобран свод правил в картинках рядом со стеллажом.
Оформлен мини-музей. Чтобы дети понимали ценность книг, оформили зону, где они смогут узнать историю книг и письменности в целом: от восковых табличек и берестяных грамот до наших дней.
Мини-музей книги поместился на одной кровати, однако в нем есть такие экспонаты, как имитация восковой таблички из пластилина, где ребенок может выдавить буквы самостоятельно специальной палочкой. Также есть кусок бересты, шариковая и перьевая ручка, гусиное перо, нет печатной машинки, но мы в поиске. На стене над основными экспонатами висит иллюстрированный рассказ о том, как появились первые рукописи. С текстом рассказа детей знакомят воспитатели.
Зона с дидактическими пособиями. Для занятий в библиотеке подобраны игры для речевого и познавательного развития дошкольников. Выбран книжный персонаж – игрушка, к которой воспитатели перед занятиями в библиотеке будут подкладывать загадки и задания по тем литературным произведениям, с которыми будет знакомиться группа, – или по другой теме занятия, связанной с книгами, такой персонаж – мудрая Сова.
Также в библиотеке детского сада есть дидактическое пособие «Волшебное дерево». Это силуэт дерева, на крону которого прикреплены небольшие крючки. На эти крючки педагоги вешают комплекты карточек для различных игр. Например, для игры «Книжкина больница» на дерево вешают карточки с изображениями аптечек. На обратной стороне картинок с аптечками – загадки про предметы, которые нужны для ремонта книг. Есть игры, которые учат детей работать с рифмой, например, «Закончи рифму». На дерево педагог вешает карточки в форме яблок, на обратной стороне которых двустишия без последнего слова. Воспитатель снимает карточки, на которые указывают дети, зачитывает двустишие, а воспитанники заканчивают его в рифму.
Планирование разных по форме и содержанию мероприятий с детьми и родителями
Порядок работы библиотеки регламентируют локальные документы детского сада: положение о библиотеке, график и план мероприятий в библиотеке. План учитывает комплексно-тематическое планирование на учебный год и дни рождения детских авторов.
Занятия по ознакомлению детей с литературным произведением проводим в библиотеке. Инсценируем произведения, которые читаем воспитанникам. Показываем отрывки из мультфильмов по детским произведениям, презентации и видеоролики. Подбираем мультимедийные материалы о литературе, истории книжного дела, правилах общения с книгой. Проводим с детьми викторины по литературным произведениям, тематические конкурсы чтецов в честь знаменательных дат и событий.
Оформляем тематические выставки ко дням рождения детских писателей и поэтов.
Проводим фотовыставки. Предлагаем детям и родителям снимать фотографии по темам «Книжкин дом», «Моя любимая книга», «Кто читает сказку мне» и др.
Оформляем буклеты для родителей, как организовать семейное чтение.
Чтобы учить детей бережно относиться к книгам, организуем «Книжкину больницу». Вместе с воспитанниками регулярно просматриваем книги и отбираем те, которые нужно отремонтировать: подклеить обложку, закрепить страницы, если они вываливаются.
Проводим мастер классы по изготовлению любимых персонажей и книжек-малышек.
Родители (библиотекарь) «играют» (рассказывают) о библиотеке.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(290) "Иновационная деятельность по обучению мордовскому (эрзянскому) языку на тему «Дети с разными языками и культурами в детском саду: чему мы учимся друг у друга»"
["seo_title"] => string(80) "inovatsionnaia_dieiatiel_nost_po_obuchieniiu_mordovskomu_erzianskomu_iazyku_na_t"
["file_id"] => string(6) "380013"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1484572339"
}
}