-Недавно была зима, было много снега. Подберите к слову снег родственные слова (снежинка, снежок, снежный, снеговик, подснежник).
-Подберите к слову дождь родственные слова (дождливый, дождинка, дождик, дождевой).
- Сейчас наступила весна. Солнце ярко светит и пригревает, тает снег, появляются проталинки. Просыпаются природа от зимнего сна. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете? ( Слайд №2)
Птицы прилетают и что делают?( вьют гнезда, высиживают птенцов, поют).
- А ещё я для вас приготовила ребус. Давайте мы с вами его разгадаем и узнаем, а какой перелетной птице мы сегодня будем говорить. (Слайд № 3)
-Правильно, ребята, это – грач. (Слайд №4)
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного. Посмотрите на изображение. Грач – большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
Физкультминутка
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки расцветают. (встают на носочки)
2. Рассматривание картины.
1. Предложить детям прием «вхождение в картину». Закройте глаза и представьте себе, что мы очутились с вами в небольшой рощице. И вдруг вы очнулись от громкого птичьего крика. Подняли голову, улыбнулись. Да это грачи прилетели.
2. Сообщение названия картины, фамилии, имени и отчества художника. (Слайд №5)
- Много лет назад в нашей стране жил замечательный художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Он любил Россию и писал картины, на которых изображал природу. (Слайд №6)
3. Молчаливое целостное восприятие.
4. Беседа по картине:
Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов?
Докажите, что это весна. Какая это весна, ранняя или поздняя?
Почему вы решили, что это ранняя весна?
Найдите на картине приметы ранней весны.
Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину?
-Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине? ( На березы прилетела стая грачей).
Расскажите о грачах, что они делают? ( Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые).
Что делает грач у корней березы? (Он нашел веточку и держит ее в клюве).
Как вы думаете, грачи радостные или грустные? (Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину).
Где грачи строят свои гнезда? (На вершинах берез).
- Грачи – дружные птицы. Вернувшись домой, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Как называются такие места? (Грачевники).
Что вы можете рассказать о деревьях? (С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые).
На каких березах больше гнезд и почему? (На старых березах, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены).
Что можно сказать о небе? Какое оно? (Небо хмурое, серое, затянуто темными тучами).
Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле? (Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины).
Что виднеется вдали, за березами? (За березами виднеется деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами).
Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели»? (ответы детей)
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Скажи по - разному».
Вы придумаете предложение о весне, и мы повторим это предложение с разной интонацией: тихо, громко, беззвучно, медленно, быстро.
5. Итог.
• О чем мы сегодня, что почувствовали на занятии по этой картине?(название картины, Ф.И.О.художника, приметы ранней весны)