Просмотр содержимого документа
«Беседа" Хлеб всему голова"»
Беседа «Хлеб – всему голова»
в подготовительной к школе группе
Цель: Расширять и углублять знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать знакомить с трудом людей, их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов; развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные , учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Предварительная работа: чтение рассказов Я. Тайца «Я здесь», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», русская народная сказка «Колосок», заучивание пословиц, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций.
Ход беседы.
Воспитатель: Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, о чем в нем говорится. Чтение стихотворения
Н. Семенова “Хлебушко”.
Вот он – хлебушко душистый
С хрупкой корочкой, витой Теплый, золотистый Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила
В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Дети: О хлебе.
Воспитатель: Правильно, о хлебе. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова», и это правильно. Каждый день на столе у вас есть хлеб, булочки, пирожное и другие хлебобулочные изделия. Ведь без хлеба мы не представляем себе обед, завтрак и ужин. Он – самый главный на каждом столе.
- Ребята, а какой бывает хлеб?
Дети: Хлеб бывает черный и белый.
Воспитатель: Да, но его называют пшеничный и ржаной. Есть злаковые растения — рожь и пшеница. Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы. Воспитатель: Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Хлеб покупают в магазине.
Воспитатель: А как хлеб попал в магазин?
Дети: Вырастили зерно, смололи на мельнице, из муки спекли хлеб.
Воспитатель: Правильно. Сначала вспахали поле.
Затем на одном поле посеяли пшеницу. А на другом рожь.
А кто пашет землю?
Дети: Трактористы на тракторе пашут землю.
Воспитатель: А, что тянет за собой трактор, когда пашет поле?
Дети: плуг и борону, чтобы поле было ровным.
Воспитатель: Посмотрите, сеют зерно. Что прицеплено к трактору?
Дети: Сеялка.
Воспитатель: Правильно. Но вот зерна дали всходы, заколосились, и агроном ходит по полям и следит за пшеничными и ржаными колосками. Он как доктор следит за урожаем. А когда колоски созрели, поле стоит золотистого цвета. Время собирать урожай начинается жатва. Что за машина приходит на помощь людям?
Дети: Комбайн
Воспитатель: Как называют человека, который управляет комбайном?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Комбайнерам приходится работать не только днем, но и ночью если ожидаются дожди. Чтобы спасти урожай зерна люди работают днем и ночью.
Затем машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна. На элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно. Часть зерна отбирают на семена, для посева его на следующий год.
А как вы думаете, из зерна можно испечь хлеб? Почему? А из чего можно печь хлеб?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, зерно нужно перемолоть и превратить его в муку. А где это можно сделать?
Дети: Зерно на машинах везут на мельницу.
Воспитатель: На мельнице мельник перемалывает зерно, превращая его в муку. Мельница - это здание со специальными приспособлениями для размола зерна.
Мука готова, куда теперь необходимо отвезти муку?
Дети: В пекарню и магазины.
Воспитатель: Кто печет хлеб?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Муку везут на хлебозавод, пекарню. Чтобы приготовить хлеб, нужна не только мука, но и другие продукты: дрожжи, вода, соль сахар, масло. Ваши мамы пекут пироги только для своей семьи. А на хлебозаводах пекут очень большое количество хлеба, булочек, пряников, печенья. На хлебозаводах выпекать хлеб помогают машины. Послушайте, как это делается: «Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом. Они установлены на своеобразном конвейере, который напоминает карусель. За пять часов эта карусель совершает один оборот, в течении этого времени тесто поднимается и созревает. Ему помогают огромные лапы месильной машины. Они перемешивают и обминают тесто. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет равные порции». Воспитатель: Готовые хлебные изделия везут в магазины, где мы покупаем их. Хлебобулочные изделия не только вкусны и питательны. Хлеб мы едим, несколько раз в день, а он не приедается. Но даже если хлеб у нас можно купить в магазине, его все равно надо беречь. Много люди трудились, прежде чем хлеб пришел к нам на стол. Они трудятся днем и ночью, чтобы мы ели свежий, душистый хлеб. Хлеб – драгоценность, его береги. В меру к обеду бери. Хлеб нельзя выбрасывать, его надо беречь. Если у вас на столе остались хлебные крошки, соберите их в баночку и вынесите их птичкам. Пусть птицы склюют эти крошки. О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним: «В хлебе наша сила», «Хлеб – всему голова», «Хлеб – наше богатство» «Будет хлеб – будет песня», «Много снегу – много хлеба», «Хлеба к обеду в меру бери», «Хлеб – наша ценность, им не сори!».