Цель проекта: проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба
Задачи: уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба с древности до наших дней; познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба; узнать значения слова хлеб и как это слово распространено в литературном и народном творчестве.
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: этапы производства хлеба с древности до современности.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
Методы исследования:
изучение литературы;
посещение мест связанных с выращиванием и производством хлеба;
беседа со специалистами;
собственные наблюдения.
Место исследования:
Содержание:
1. Аннотация проекта.
2. Значения слова в разных энциклопедических источниках.
3. Разновидности хлеба.
4. Какой хлеб вы едите? (Опрос обучающихся).
5. Историческая справка.
6. Откуда хлеб к нам пришёл?
7. Литературное применение.
9. Интересные факты.
10. Выводы.
11. Послесловие.
12. Источники информации.
Приложения.
Аннотация проекта:
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь и какого хочешь. Но необходимо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе. Мы попытались узнать весь этот путь, понять, что в хлебе заключен нелёгкий человеческий труд, вызвать у людей бережное отношение к хлебу. С этой целью и был разработан данный проект.
Этапы проекта:
Информационный сбор материалов о хлебе, о злаковых культурах с использованием энциклопедической и художественной литературы, Интернета, репродукций художников, поисковых систем.
Посещение мест связанных с выращиванием и обработкой зерновых культур (беседа с тружениками, личные наблюдения)
Посещение хлебопекарни. Технология приготовления хлеба.
Значения слова в разных энциклопедических источниках.
Работа была начата с изучения энциклопедической литературы. Из неё мы получили следующую информацию:
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из муки.
Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь русского языка». Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде.
Даль В. «Толковый словарь». Хлеб – колосовые растенья с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства.
Более полное значение данного слова мы получили из словаря В.Даля.
Разновидности хлеба.
При посещении магазинов станицы Переправной мы попытались ответить на вопрос: «Какие разновидности хлеба пользуются спросом в нашем городе?».
Оказалось, что существует только четыре разновидности хлеба:
ржаной;
пшеничный;
пшенично-ржаной;
ржано-пшеничный.
Изо ржи получают черный хлеб. Черный, но вкусный. Белый хлеб получают из пшеницы. Белый хлеб намного старше черного.
Какой хлеб вы едите?
Мы решили провести опрос среди обучающихся нашего класса (4 класс МБОУ СОШ №7 станицы Переправной) и выяснить, какой же хлеб предпочтительнее для них.
Наши мнения за выбор хлеба разделились:
19 детей любят белый хлеб;
5 детей любят чёрный хлеб;
2 из нас не любят хлеб вообще.
Историческая справка.
Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
Откуда хлеб к нам пришёл?
Мы вели наблюдение за выращиванием зерновых культур в течение долгого времени (весна – осень). Пронаблюдали, как зерно поступает на элеватор и там зерно превращается в муку.
Весной специальным трактором землю пашут.
Потом в неё бросают зёрна – сеют хлеб.
Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен.
Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами – комбайнами.
Колоски скашивают и обмолачивают – вытряхивают из них зернышки.
Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки.
Зерно отвозят на элеватор. Это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку.
Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни. Здесь из неё изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия.
Литературное применение.
Изучив художественную литературу, литературные источники народного творчества людей, мы поняли какое огромное значение придают люди хлебу.
Заповеди русского народа о хлебе:
При молодом и стареющем месяце нельзя начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!» Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растёт и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот, «полнолунный хлеб» растёт тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
Если солнышко закатилось – не починай новой ковриги, а то хлеб будет нехорош, да и всё хозяйство может прийти в упадок.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.
Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.
И др.
Пословицы и поговорки о хлебе:
В долгах - не деньги, в снопах – не хлеб.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
Без ножа хлеба не отрежешь.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. .
Хлеб – батюшка, земля – матушка.
Хлебушко - калачу дедушка.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
И др.
Загадки о хлебе:
Фразеологические обороты:
Интересные факты о хлебе.
Мы съедаем более 9 000 000 буханок хлеба каждый день. Этого достаточно, чтобы сделать 90 миллионов бутербродов.
Самый большой в мире хлеб был испечен в пекарне в Акапулько, Мексико Буханка длиной 9200 метров была испечена в январе 1996 года.
Около 50% всего хлеба идет на бутерброды - в Англии самый популярныйбутерброд с сыром, а в Америке - с ветчиной.
Хлеб изобрели по ошибке более 7500 лет назад. Первую буханку сделал древний египтянин, который случайно оставил смесь муки и воды в теплой печи на ночь. Когда он вернулся, он обнаружил мягкое тесто, намного более аппетитное, чем твердые лепешки, которые он пытался готовить.
Древнее суеверие говорит, что перевернутый коркой вниз хлеб приведет к неудаче. Также нельзя оставлять один кусок несъеденным. Кроме того говорят, что хлеб, испеченный на Рождество, никогда не заплесневеет.
Выводы.
Получение хлеба – это сложный, трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.
В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу.
Слово хлеб в своём прямом значении получило широкое распространение в литературном и народном творчестве.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.
Послесловие.
В древние времена у славянских племен был такой обычай — люди,
которые вместе разделили хлеб, на всю жизнь останутся друзьями.
Хлеб по праву считается послом мира между народами.
Все меняется, мы по — другому относимся к ценностям, а хлеб-
кормилец, хлеб-батюшка всегда останется одной из самых главных
ценностей. С хлебом провожали солдат на войну. С хлебом встречали
возвратившихся с фронта. У каждого человека хлеб свой, каждый по-
своему помнит его запах и вкус. Однако для всех есть общее
понимание того, что хлеб — это жизнь. Наш народ гостеприимен.
Желанных гостей встречают хлебом-солью. Но не все знают, как
нужно обращаться с хлебом. Прежде, чем самому съесть каравай,
надо его разломить и раздать людям. Принимая хлеб и соль
на рушнике, хлеб следует поцеловать. Детей с малого возраста надо
научить уважать и беречь хлеб, чтобы для них наряду со словами Дружба, Мир, Родина, Мать, Отец стояло слово Хлеб. Нельзя забывать о том, что хлеб на столе появился благодаря тяжелому труду людей 120 профессий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-значимый проект:"Хлеб всему голова." »
«ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА!»
(социально-значимый проект)
Работу выполнил: Фомичев Никита,
ученик 4 класса, МБОУ СОШ №7
станицы Перепраной
Руководитель: Белошапкина О. В.
Введение.
Цель проекта: проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба
Задачи: уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба с древности до наших дней; познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба; узнать значения слова хлеб и как это слово распространено в литературном и народном творчестве.
Объект исследования: хлеб.
Предмет исследования: этапы производства хлеба с древности до современности.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
Методы исследования:
изучение литературы;
посещение мест связанных с выращиванием и производством хлеба;
беседа со специалистами;
собственные наблюдения.
Место исследования: станица Переправная.
Содержание:
1. Аннотация проекта.
2. Значения слова в разных энциклопедических источниках.
3. Разновидности хлеба.
4. Какой хлеб вы едите? (Опрос обучающихся).
5. Историческая справка.
6. Откуда хлеб к нам пришёл?
7. Литературное применение.
9. Интересные факты.
10. Выводы.
11. Послесловие.
12. Источники информации.
Приложения.
Аннотация проекта:
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили: Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно. Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь. Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь и какого хочешь. Но необходимо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе. Мы попытались узнать весь этот путь, понять, что в хлебе заключен нелёгкий человеческий труд, вызвать у людей бережное отношение к хлебу. С этой целью и был разработан данный проект.
Этапы проекта:
Информационный сбор материалов о хлебе, о злаковых культурах с использованием энциклопедической и художественной литературы, Интернета, репродукций художников, поисковых систем.
Посещение мест связанных с выращиванием и обработкой зерновых культур (беседа с тружениками, личные наблюдения)
Посещение хлебопекарни. Технология приготовления хлеба.
Значения слова в разных энциклопедических источниках.
Работа была начата с изучения энциклопедической литературы. Из неё мы получили следующую информацию:
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из муки.
Ушаков Д.Н. «Большой толковый словарь русского языка». Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде.
Даль В. «Толковый словарь». Хлеб – колосовые растенья с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства.
Более полное значение данного слова мы получили из словаря В.Даля.
Разновидности хлеба.
При посещении магазинов станицы Переправной мы попытались ответить на вопрос: «Какие разновидности хлеба пользуются спросом в нашем городе?».
Оказалось, что существует только четыре разновидности хлеба:
ржаной;
пшеничный;
пшенично-ржаной;
ржано-пшеничный.
Изо ржи получают черный хлеб. Черный, но вкусный. Белый хлеб получают из пшеницы. Белый хлеб намного старше черного.
Какой хлеб вы едите?
Мы решили провести опрос среди обучающихся нашего класса (4 класс МБОУ СОШ №7 станицы Переправной) и выяснить, какой же хлеб предпочтительнее для них.
Наши мнения за выбор хлеба разделились:
19 детей любят белый хлеб;
5 детей любят чёрный хлеб;
2 из нас не любят хлеб вообще.
Историческая справка.
Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
Откуда хлеб к нам пришёл?
Мы вели наблюдение за выращиванием зерновых культур в течение долгого времени (весна – осень). Пронаблюдали, как зерно поступает на элеватор и там зерно превращается в муку.
Весной специальным трактором землю пашут.
Потом в неё бросают зёрна – сеют хлеб.
Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен.
Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами – комбайнами.
Колоски скашивают и обмолачивают – вытряхивают из них зернышки.
Машины доставляют зерно на механизированный ток для очистки и просушки.
Зерно отвозят на элеватор. Это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку.
Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни. Здесь из неё изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия.
Литературное применение.
Изучив художественную литературу, литературные источники народного творчества людей, мы поняли какое огромное значение придают люди хлебу.
Заповеди русского народа о хлебе:
При молодом и стареющем месяце нельзя начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!» Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растёт и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот, «полнолунный хлеб» растёт тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.
Если солнышко закатилось – не починай новой ковриги, а то хлеб будет нехорош, да и всё хозяйство может прийти в упадок.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.
Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.
И др.
Пословицы и поговорки о хлебе:
В долгах - не деньги, в снопах – не хлеб.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
Без ножа хлеба не отрежешь.
Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. .
Хлеб – батюшка, земля – матушка.
Хлебушко - калачу дедушка.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
И др.
Загадки о хлебе:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Бела беляна
По полю гуляла,
Домой пришла –
В сусек легла. (Мука)
Не море, а волнуется.
(Хлебное поле)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда, таких как я,
Будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
Фразеологические обороты:
Не хлебом единым жив человек.
Отбить хлеб.
Хлеба и зрелищ.
Хлебом не корми.
Хлебная слёзка.
Даром хлеб есть.
Перебиваться с хлеба на квас.
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (хлеб,
нужный для существования, дай нам на сей день)
(из молитвы в Евангелии).
Водить хлеб – соль.
И др.
Художественные произведения о хлебе:
Колобок (русская народная сказка);
М.Пришвин «Лисичкин хлеб»;
В. Фёдоров «Любовь и хлеб»;
А.Платонов «Сухой хлеб»;
И др.
Интересные факты о хлебе.
Мы съедаем более 9 000 000 буханок хлеба каждый день. Этого достаточно, чтобы сделать 90 миллионов бутербродов.
Самый большой в мире хлеб был испечен в пекарне в Акапулько, Мексико Буханка длиной 9200 метров была испечена в январе 1996 года.
Около 50% всего хлеба идет на бутерброды - в Англии самый популярныйбутерброд с сыром, а в Америке - с ветчиной.
Хлеб изобрели по ошибке более 7500 лет назад. Первую буханку сделал древний египтянин, который случайно оставил смесь муки и воды в теплой печи на ночь. Когда он вернулся, он обнаружил мягкое тесто, намного более аппетитное, чем твердые лепешки, которые он пытался готовить.
Древнее суеверие говорит, что перевернутый коркой вниз хлеб приведет к неудаче. Также нельзя оставлять один кусок несъеденным. Кроме того говорят, что хлеб, испеченный на Рождество, никогда не заплесневеет.
Выводы.
Получение хлеба – это сложный, трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.
В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу.
Слово хлеб в своём прямом значении получило широкое распространение в литературном и народном творчестве.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.
Послесловие.
В древние времена у славянских племен был такой обычай — люди,
которые вместе разделили хлеб, на всю жизнь останутся друзьями.
Хлеб по праву считается послом мира между народами.
Все меняется, мы по — другому относимся к ценностям, а хлеб-
кормилец, хлеб-батюшка всегда останется одной из самых главных
ценностей. С хлебом провожали солдат на войну. С хлебом встречали
возвратившихся с фронта. У каждого человека хлеб свой, каждый по-
своему помнит его запах и вкус. Однако для всех есть общее
понимание того, что хлеб — это жизнь. Наш народ гостеприимен.
Желанных гостей встречают хлебом-солью. Но не все знают, как
нужно обращаться с хлебом. Прежде, чем самому съесть каравай,
надо его разломить и раздать людям. Принимая хлеб и соль
на рушнике, хлеб следует поцеловать. Детей с малого возраста надо
научить уважать и беречь хлеб, чтобы для них наряду со словами Дружба, Мир, Родина, Мать, Отец стояло слово Хлеб. Нельзя забывать о том, что хлеб на столе появился благодаря тяжелому труду людей 120 профессий.
Источники информации:
Воробьёв В.Г. В старину едали деды: Очерки и рецепты народной кухни. – Новгород, 1990
В мире мудрых пословиц: Комплект наглядных пособий. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007.
Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия/В.И.Даль. – М.: Эксмо; Форум, 2007.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. – М.: ООО « ИТИ Технологии», 2006.
Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/ Под ред. Порамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.