Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общая образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Адаптированная общая образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрены варианты Адаптированной общей образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-медикопедагогическая комиссия, адаптированная общая образовательная программа.
На сегодняшний день инклюзивное образование в России принимает официальную форму благодаря ратификации в 2012 году конвенции ООН о правах инвалидов, подписанную в 2008 году. Также в 2012 году были внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании», где появилось определение «инклюзивное образование». Согласно определению части 4 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивном образованием является организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья совместно как с нейротипичными сверстниками, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Перед поступлением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную организацию необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию для определения нозологии и уровня нарушений. Уровень тяжести нарушений влияет на получаемую образовательную программу.
Выделяют следующие варианты адаптированных образовательных программ:
— первый вариант (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
— второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
— третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
— четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии действует на протяжении всего обучения в звене начального образования. В течение процесса обучения общеобразовательная организации может дать рекомендации о прохождении дополнительных исследований на предмет снижения или повышения варианта адаптированной образовательной программы.
Адаптированная общая образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная общая образовательная программа учитывает особенности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и включает в себя:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОПП обучающимися с ОВЗ;
— учебный план;
— программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);
— программы отдельных учебных предметов;
— программу коррекционной работы;
— программа духовно-нравственного развития;
— программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
— программу внеурочной деятельности;
— систему условий реализации АООП.
На основе Адаптированной общей образовательной программы пишется Адаптированная образовательная программа (АОП) или Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) на один образовательный год для конкретного обучающегося.
Адаптированная образовательная программа учитывает особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также его дефициты в социальной, академической или бытовой сферах.
Адаптированная образовательная программа рассчитана на первые 3 варианта адаптированных образовательных программ. Если у ребенка есть тяжелые умственные нарушения, то для него составляется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Специальная индивидуальная программа развития разрабатывается для контурного обучающегося на один образовательный год. СИПР составляется исключительно по дефицитам ребенка с социальной, академической или бытовой сферах.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (часть I). Ст. 7598.
2. Загуменнов, Ю. Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю. Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. – 2008. – No 6. – С. 3–6.
3. Ярская-Смирнова Е.Р. Инклюзивное образование детей инвалидов / Елена Ростиславовна // Социологические исследования. 2015. С. 33-36.