Адаптированная программа сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации внеурочной деятельности «Актёрское мастерство»
Адаптированная программа сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации внеурочной деятельности «Актёрское мастерство»
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развити всех обучающихся, в особенности тех,кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья,учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе организации внеурочной деятельности «Актёрское мастерство» »
Содержание
1.Введение 3
2.Глава 1. Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ. 4
3.Глава 2. Организация работы учителя с ребёнком с ОВЗ в условиях 8образовательного учреждения.
2.1.Адаптация форм и методов воспитательной работы с детьми с ОВЗ. 8
2.2.Из опыта работы учителя с ребёнком с аустическими 10
расстройствами в условиях образовательного учреждения.
4. Рабочая программа внеурочной деятельности «Актерское 14
мастерство»
5.Заключение. 21
6.Список литературы. 22
7.Приложение. 23
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.
Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Глава 1.Организация внеурочной деятельности детей с ОВЗ
Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты. В процессе обучения необходимо сформировать систему внеурочной деятельности обучающихся, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения и целями и задачами информатизации образования.
Знакомство с педагогической и научно-методической литературой по данному вопросу помогло выделить основные цели внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;
удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;
формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
подготовка личности "информационного общества".
В соответствии с указанными целями, определены основные задачи внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:
организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности обучающихся, основанной на применении информационных технологий. К ним относятся:
Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и
создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
К общим требованиямк содержанию внеурочной деятельности обучающихся можно отнести следующие особенности:
социальная направленность применения информационных технологий;
актуальность изучаемых разделов по предметам и программам;
интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся по предметам
Виды и формы внеурочной деятельности:
игровая,
познавательная; проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Особое место во внеурочной деятельности занимает проектная деятельность. Она может быть включена в каждое из направлений, а может быть выделена как самостоятельная программа. Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. У детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
Говоря о детях с ОВЗ, и ограниченными в общении, и желающими его, необходимо для них организовывать общение с учителем или такими же ребятами, создавая форумы по интересам, проводить викторины, соревнования, игры, олимпиады, конференции, конкурсы, и др. Это очень важная проблема, так как большинство обучающихся детей-инвалидов не имеют культуры работы в форумах, в конкурсах и в связи с заниженной самооценкой или запущенностью по предмету не стремятся участвовать в предложенных мероприятиях. Многие дети в силу заболеваний не имеют возможности посещать различные кружки, секции, не имеют возможности полноценного общения.
Глава 2. Организация работы учителя с ребёнком с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.
2.1.Адаптация форм и методов воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
В нашей школе есть учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Все учащиеся имеют свою индивидуальную траекторию обучения. Но нам хотелось бы выстроить такую траекторию, которая позволит детям с ОВЗ снизить недостаточность общения, поможет социализации, расширит уровень компетенции, даст возможность участвовать в различного рода мероприятиях и состязаниях. Отличительная особенность современного общества – это динамичность его развития. Успешность человека, а значит и ребенка в социуме все больше зависит от его творческой активности и способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях. Одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных внеучебных мероприятиях. Возможность высоких достижений в жизни на 80% обеспечивает эмоциональный интеллект. Участие в игровых программах и конкурсах –одно из действенных средств развития ребенка. Именно вовлечение детей, находящихся на индивидуальном обучении, во внеклассную деятельность, в участие в интеллектуальных, творческих играх и конкурсах, а также участие в спортивных состязаниях – это эффективные пути выявления и развития их неординарных способностей. Особую значимость конкурсные программы, спортивные состязания приобретают в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. На фоне имеющегося заболевания у таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях. Зачастую ученик, имеющий хроническое заболевание, более остро переживает неудачи, чем ученик «обычный». В свою очередь, эмоции, которые чаще испытывает ребенок, влияют на успешность взаимодействия с другими людьми, а значит – на успешность его социального развития.
Инновационность деятельности заключается в адаптации форм и методов воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Физкультурно -оздоровительное направление предполагает вовлечение учащихся индивидуального обучения к занятиям оздоровительно физической культурой – группы ЛФК, посещение школьного тренажёра, секции ритмики, по желанию и возможностям ребенка.
Исследовательское направление формирует коммуникативную среду средствами вовлечения детей индивидуального обучения в работу экологического клуба и интеллектуального кружка.
Художественно эстетическое направление формирует коммуникативную среду средствами во влечения детей индивидуального обучения в секции художественно эстетического направления (кружок ИЗО, секции «Умелые ручки»).
Информационно коммуникационное направление предполагает научить работать на интерактивной доске, овладеть ИКТ компетенциями.
Учащиеся индивидуального обучения с большим удовольствием посещают различные кружки и секции, у них формируется коммуникативная среда, которая помогает адаптироваться в современном мире. Важным фактором сохранения здоровья является доброжелательный микроклимат в школе, формирование корпоративной культуры у всех участников образовательного процесса. Таким образом, перед школой стоит проблема обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
Именно доступность образования для всех (приспособление к различным нуждам всех детей) обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями.
Принципы инклюзивного образования, которых мы стараемся придерживаться:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни.
2.2.Из опыта работы учителя с ребёнком с аустическими расстройствами в условиях образовательного учреждения.
РАС – расстройства аутистического спектра. Дети, страдающие такими расстройствами, испытывают определённые сложности при обучении. Для многих родителей, чьи дети с особыми образовательными потребностями в целом и аутичных детей в частности, обучение в общеобразовательной школе является основной целью. Обучение в школе, особенно его начало является нелёгким испытанием для многих детей, не говоря уже о детях с недостатками в развитии социальных навыков. Ведь именно таким детям трудно понимать других людей, воспринимать от них информацию, учитывать их намерения, чувства, трудно вступать во взаимодействие с ними. Трудно взаимодействовать не только с людьми, но и со средой в целом. Но это не значит, что инклюзия не нужна аутичным детям. Важно понимать, что инклюзия не должна являться самоцелью, а лишь возможностью получения новой информации, личного развития и приобретения функциональных навыков для дальнейшей жизни в социуме.
В 2011/2012 учебном году к нам в школу в первый класс поступила Лариса с РАС. Девочке было рекомендовано обучаться индивидуально и по программе VII вида. Весь первый класс Лариса занималась индивидуально. Во втором классе перед нами встал вопрос: «Как включить ученицу с аутистическими расстройствами в общеобразовательное пространство?» Получив дополнительные сведения об особенностях этого расстройства, мы на заседании школьного ПМПК, решили частично включать Ларису в образовательный процесс. Предположили, что инклюзия как обучающая среда позволит девочке:
• приобрести способность концентрироваться на пояснениях учителя, обращённых к группе;
• приобрести способность понимания материала, который преподаётся на расстоянии;
• приобрести способность реагирования на обращение к группе;
• приобрести способность выполнения групповых инструкций;
• приобрести способность понимания поведения в группе;
• приобрести социальные навыки и взаимодействие со сверстниками;
• привыкнуть и приспособиться к изменениям в окружающей среде.
Было принято решение посещать с классом уроки немецкого языка, хореографии и технологии. Сопровождать Ларису на этих уроках согласилась мама девочки. Ребёнок реагировал на изменения привычного образа обучения соответственно особенностям своего расстройства. Девочка плакала, вставала и беспорядочно ходила по классу, повторяя определённую фразу многократно. Смотрела растерянно на маму, не понимая, что происходит. Посещения уроков носили на начальном этапе кратковременный характер. Тем не менее, эпизодическое присутствие на них позволили познакомить Ларису с одноклассниками и учителем. Уроки хореографии девочка стала посещать с большим удовольствием. Улыбка и воодушевление не сходят с её лица. Лариса, конечно, на уровне всего класса отличается. Но как она слушает преподавателя и старается правильно выполнять упражнения! А это так важно для ребёнка с аутистическими расстройствами, у которого одно из нарушений – это неспособность концентрации внимания при объяснении на расстоянии. Конечно, музыкальные произведения очень положительно влияют на аутичных детей, и именно этот факт способствовал такой реакции Ларисы на уроках хореографии. Посещение праздников, проводимых в школе, стали носить регулярный характер. Девочка с удовольствием принимает участие в общих сценах, хотя её действия пока носят неорганизованный характер. Таким образом, частично решается одна из задач – помочь Ларисе безболезненно адаптироваться к изменениям в окружающей среде со скоплением большого количества людей. Этому способствует и участие девочки вместе с классом в экскурсиях. Лариса с интересом слушает экскурсовода и отвечает на вопросы. К сожалению, девочка пока не вступает в контакт с одноклассниками. Немецким языком Лариса заинтересовалась после окончания 1 класса. К началу обучения во 2 классе она уже знала весь алфавит и совершенно безболезненно стала посещать уроки. Но здесь мы столкнулись с другой проблемой. Изучив алфавит самостоятельно, она нетерпеливо относилась к тому, что в классе изучение букв задерживалось. Девочка негативно реагировала на смену деятельности на уроке.
Например, в классе сегодня изучили букву D. И познакомившись с ней, учитель приступил к другому заданию. Лариса начала плакать и кричать, что необходимо продолжить изучение алфавита. Но со временем девочка стала спокойнее переключаться с одной деятельности на другую. Посещение уроков технологии изначально не вызывало негативных реакций. Лариса с увлечением рисует. Правда мама, сопровождая её, иногда повторяет инструкции, данные учителем. Лариса даже выходит к доске и комментирует свои рисунки. К сожалению, уроки математики, русского языка, окружающего мира и чтения приходится проводить пока индивидуально. Конечно, наш опыт включения младшего школьника с аутистическим расстройством только начал накапливаться. Тем не менее, первый год работы в этом направлении уже дал некоторые положительные результаты:
• улучшилась способность выполнения групповых инструкций;
•улучшилась способность приспосабливаться к изменению в окружающей среде и адекватно реагировать;
• значительно сократились эхолаличные ответы.
В следующем году мы планируем постепенное включение Ларису в образовательный процесс при изучении окружающего мира и чтения. Таким образом, инклюзия как возможность получения новой информации, личного развития и приобретения функциональных навыков для дальнейшей жизни в социуме детей с расстройствами аутистического спектра возможна.
Необходимо лишь последовательно и планомерно решать поставленные задачи.
4. Рабочая программа внеурочной деятельности «Актерское мастерство»
2 класс.
Проблема: адаптировать ребенка к школе, школьному коллективу и коллектива к ребенку.
Решение проблемы: кружок «Актерское мастерство», участие вместе с ребятами класса в инсценировках на уроках, классных вечерах, родительских собраниях.
Программа разработана на основе авторской программы «Основы театрального искусства» Дмириченко О.В., педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Районный центр дополнительного образования» в соответствии с организацией внеурочной деятельности по стандартам второго поколения.
Цель: способствовать социализации ребенка с ОВЗ средствами театрального искусства. Социализация нами понимается как развитие и самореализация ребенка как личности в контексте культуры (по А.В. Мудрик).
Задачи:
1. Познакомить воспитанника со знаниями, связанными со сценой, с театром, с историей театрального костюма.
2. Учить актёрской этике.
3. Способствовать гармоническому развитию природных способностей средствами всех видов искусств.
4. Способствовать формированию представления об элементах выразительности профессионального театрального искусства, основываясь на игре.
Отличительные особенности программы «Актёрское мастерство»:
Ребёнок осваивает элементы актёрской этики, включается в совместную деятельность в ходе подготовки спектакля, общается, переживает ситуацию успеха, повышается самооценка ребенка. Создаются творческие условия для формирования УУД .
Программа рассчитана на 33 часа (1 раз в неделю).
Содержание программы.
1. Работа над речью.
Понятие ритмического речевого такта. Каждый речевой такт определяется паузой и в нем выделяется главное слово. Виды пауз (логические, грамматические, для взятия дыхания).
2. Техника дыхания.
3. Сценическое движение. Дыхание, координация, ритмические упражнения. Движение с речью. Работа над выразительностью движения рук. Сценическая осанка. Работа с предметом и нормы безопасности.
4. Работа над памятью.
5. Сценическое внимание.
Сосредоточение актёра на каком – то объекте:
МАЛЫЙ КРУГ – сосредоточение на себе «тетрадь, ручка, пуговица»
СРЕДНИЙ КРУГ – сосредоточение на актёрах, на партнёрах.
БОЛЬШОЙ КРУГ – зрительный зал.
6. Дикционные недостатки. Скороговорки, правильная постановка языка.
7. Постановка спектакля. Постановочный план. Режиссёрский анализ пьесы. Работа с актёром над ролью. Прогоны спектакля. Генеральная репетиция в костюмах. Показ спектакля зрителям.
Таблица 1
№
Тема занятия, кол-во часов
Формирование УУД
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
1
Организационное (совместно с классом)
(1 ч.)
Внутренняя позиция ребенка, познавательный интерес.
Познакомить воспитанника со знаниями, связанными со сценой, с театром, с
историей театрального костюма
Учиться задавать вопросы
Определить цель выполнения заданий на занятии
2
Работа над речью, работа над памятью
(4 ч.)
Внутренняя позиция ребенка, учиться слушать учителя и сверстников
Учиться четко повторять за учителем звуки, слова, словосочетания высказывания
Учиться строить понятные для окружающих высказывания и предложения.
Определить цель выполнения заданий на занятии, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя
3
Техника дыхания. Постановка голоса
(4ч.)
Учиться слушать учителя и сверстников
Знакомство с техникой дыхания; освоение упражнений для постановки голоса
Учиться строить понятные для партнёра высказывания использовать речь для регуляции своего действия
Определить цель выполнения заданий на занятии
4
Сценическое внимание
(3ч.)
Внутренняя позиция школьника; учиться слушать учителя и сверстников
Познакомиться с особенностями поведения на сцене
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками и способов взаимодействия
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
5
Работа над реквизитом и костюмами.
(2 ч.)
Развитие чувства трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к порученному делу
Умение изготавливать костюмы и реквизит
Распределение общего объёма работы
Оценивать правильность выполнения действий
6
Работа над актёрским мастерством
(3 ч.)
Учиться слушать учителя
Развитие умения строить монологичес-кое и диалогическое высказывание
Умение учитывать позицию собеседника
Определить цель выполнения заданий на занятии; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей
7
Дикционные недостатки.
(2 ч.)
Внутренняя позиция школьника;
учиться слушать учителя и сверстников
Учиться чётко повторять за учителем звуки, слова, словосочета-ния, высказывания
Учиться строить понятные для партнёра высказывания использовать речь для регуляции своего действия
Оценивать правильность выполнения действий
Постановка спектакля.
1
Распределение ролей
(1 ч.)
Внутренняя позиция школьника
Умение работать в коллективе
Распределение ролей
Определить цель выполнения заданий на занятии
2
Работа над ролью
(2 ч.)
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Умение работать в коллективе; развитие умения строить монологичес-кое и диалогическое высказывание
Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Учитывать установленные правила и выполнять их при работе над ролью
3
Репетиции отрывков
(2 ч.)
Воспитание умения слушать учителя и сверстников
Умение работать в коллективе; развитие умения строить монологическое и диалогическое высказывание
Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, умение слушать партнёра
Учитывать установленные правила и выполнять их
4
Индивидуаль-ная работа над ролью
(2ч.)
Воспитание самостоятельности и личной ответственности
Развитие умения предвосхищать результат
Контролировать свои действия
Оценивание правильности выполнения действий
5
Работа над партитурой спектакля.
(1 ч.)
Воспитание навыков сотрудничества в разных ситуациях.
Развитие умения вносить дополнения в план и способ действия.
Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Учитывать установленные правила и выполнять их.
6
Прогонные репетиции
(3 ч.)
Воспитание умения слушать учителя и сверстников
Умение работать в коллективе; развитие умения строить монологичес-кое и диалогическое высказывание
Контролировать свои действия
Оценивание правильности выполнения действий
7
Генеральные репетиции
(2 ч.)
Воспитание навыков сотрудничества
Развитие умения предвосхищать результат
Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Оценивать правильность выполнения действий
8
Показ спектакля
(1 ч.)
Воспитание навыков сотрудничества ученика, учителя и коллектива
Умение работать в коллективе
Адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание
Учитывать установленные правила и выполнять их
Результативность
Индивидуальная работа позволила плавно ввести ребёнка с ограниченными возможностями в классный коллектив. Лариса с удовольствием занимается и чувствует сопричастность к коллективу. Помимо индивидуальных занятий актёрским мастерством, ребёнок посещает и общие занятия класса в кружке. У Ларисы проявляется интерес режиссёрской игре, игре – импровизации по мотивам сказок и литературных произведений. Итоговый контроль: участие в открытом занятии, участие в концерте, небольшая роль в спектакле.
5. Заключение
Система внеурочной деятельности обучающихся должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.
Таким образом, мы делаем всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие. Большое внимание необходимо уделять родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разным жизненным ситуациям.
Думаю, что все образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь.
Список литературы
1.Афанасьева ,Ю.А., Ерёмина ,А.А., Моргачёва, Е.Н. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.[Текст]/ Ю.А.Афанасьева,А.А.Ерёмина,
Е.Н.Моргачёва. –Москва:РУДН, 2008.-120 с.
2.Баранов, Ю.Ю. Яковлева,Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке.[Текст] /Ю.Ю.Баранов,Г.В.Яковлева. Москва: Просвещение, 2014. - 127 с.
3. Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования.[Текст]/ Э.И.Медведь.- Москва, Центр гуманитарной литературы РОН, 2000.-120с.
4.Малофеев, Н.Н., Никольская, О.С., Кукушкина, О.И. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ. [Текст]/ Н.Н.Малофеев, О.С.Никольская,О.И.Кукушкина.- Альманах, 2010. - №14
5.Назарова, Н.М. Системные риски развития инклюзивного и специального образования в современных условиях [Текст]/ Н.М.Назарова. Специальное образование, № 3 (27), 2012.
6.Алёхина,С.В.,Кутепова, Е.Н. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья[Текст] Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.-Москва: МГППУ, 2013-120 с.
Приложение
«Организация деятельности на занятиях по «Актёрскому мастерству»
Сценическая речь
Упражнения для разогрева мышц лица.
1.Зажмурить глаза и удивиться.
2.«Поиграть бровями» (позаигрывать).
3.«Поцелуйчики» - причмокивание губами.
4. Губы трубочкой и растягиваем улыбку.
5.Высунуть язык в трубочке и сказать: «трубочка» очень чётко.
6.Язык «чашечкой» и произносим «чашечка».
7.Язык «лопатой» и произносим «лопата».
Упражнения на дыхание (проговариваем на одном дыхании)
Хомка, Хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Упражнения для чёткого и правильного произношения.
Скороговорки
Произносим широко растягивая рот, затем губы вытягиваем трубочкой
У осы не усы, не усищи, а усики.
Маленькая болтунья
Молоко болтала,
Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала.
3.Три свиристели
Еле-еле свистели на ели.
Упражнения развивающие зрительную память
Повторить позу на стуле и сесть в свою.
Пошевелить пальчиками руки.
Работа с натурой.
1.Ты идёшь в магазин и вспоминаешь, что не выключен утюг.