Проблема адаптации детей к детскому саду в центре внимания находится долгое время. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в дошкольное учреждение, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации к детскому саду сейчас стоит столь же остро, как и прежде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей дошкольного возраста»
Адаптация детей дошкольного возраста.
Термин адаптации введен в научный оборот физиологами в конце 18 века, в самом общем виде означает способность объекта сохранять свою целостность при изменении среды. Объекты системной природы обладают способностью компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение окружающей среды.
Проблема адаптации детей к детскому саду в центре внимания находится долгое время. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в дошкольное учреждение, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации к детскому саду сейчас стоит столь же остро, как и прежде.
Если до поступления в ДОУ ребенок постоянно находится с мамой или бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми, отказывается от любого рода занятий. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать и так повторяется изо дня в день. Плачь при уходе родителей, возгласы типа: «Хочу домой!», «Где моя мама?», отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть, но бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с другими людьми.
С приходом ребенка в ДОУ в его жизни происходит много изменений: меняется режим дня, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного, отсутствие родителей в течение 10 и более часов, новые требования к поведению малыша, постоянное взаимоотношение с ровесниками, прячущее в себе много незнакомого, другой стиль общения, острое и важное изменение в жизни ребенка.
Характер адаптации зависит от следующих факторов:
1. возраста ребенка;
2. состояния здоровья ребенка;
3. индивидуальных особенностей;
4. характеристика нервной системы;
5. интерес к общению со сверстниками;
6. сформированность игровой деятельности;
7. приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Типичные ошибки родителей.
Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.
1. Это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
2. Обвинение и наказание ребенка за слезы.
3. Пониженное внимание к ребенку со стороны родителей.
4. Отказ родителей после слез ребенка, постоянно приводить его в детский сад, мотивируя тем, что пусть он посидит дома, через несколько дней приведут, не давая возможность привыкнуть ребенку к новой обстановке.
Рекомендации по адаптации детей в ДОУ:
Легче адаптируются те дети, родители которых начинают готовить ребенка к посещению дошкольного учреждения заранее.
Дома с ребенком проводить беседы, цель которых положительный настрой на детский сад.
Соблюдать тот же режим, что и в ДОУ (подъем утром с учетом времени, которое Вы затратите на дорогу в детский сад, завтрак, прогулка, сон).
Обязательно соблюдать график адаптации, то есть режим кратковременного пребывания ребенка, в дошкольном учреждении начиная с двух 2 часов, т.к. ребенку очень сложно оставаться без близких ему людей, и постепенно увеличивайте время пребывания малыша.
5. Во время адаптации ребенка к детскому саду надо снизить требования к нему и максимально окружить заботой, любовью и вниманием.
6. Родителям надо сформировать у малыша положительную установку на детский сад.
7. При возникновении неординарных ситуациях в детском саду, избегать разговоров при детях.
8. Больше беседовать с детьми о значении детского сада и роли воспитателя.
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно родители совместно с сотрудниками детского сада, объединив свои усилия, обеспечат малышу эмоциональный комфорт.
Литература:
1.Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. Автор: Долженко Е.А. и др. Издательство: Учитель г. Волгоград Год издания: 2015 SBN: 978-5-7057-4046-8 2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Автор: Белкина Л.В. Издательство: Учитель Дата выпуска: 2006 ISBN: 5-98225-022-8
3.Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.