Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Социализация детей дошкольного возраста"»
К ОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
« Социализация детей дошкольного возраста»
Психологические особенности социализации современных дошкольников
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников является социализация.
Что представляет собой процесс социализации дошкольника? Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества. Социализация необходима, в первую очередь, для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу. Именно поэтому, на данном этапе, важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, в детский сад, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе. Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определѐнной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Главной целью социализации является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
П сихологические особенности социализации старшего дошкольного возраста
Коммуникация ребѐнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь взрослый — образец для подражания. Глядя на взрослых, копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности. Высказывает свою точку зрения. Способен достичь конечного результата, довести дело до конца. Оценивает свои поступки и поступки сверстников. Понимает настроение и предлагает помощь. Социализация ребѐнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: общества, семьи, в которой ребѐнок воспитывается, среды, окружающей его.
Влияние семьи на процесс социализации каждого возрастного этапа дошкольника
На процесс социализации влияет, в первую очередь, семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание. Как чрезмерная концентрация на ребенке, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка. Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в социальной адаптации. В дошкольном возрасте дети, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.
О сновные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка
На вербальном уровне:
• речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;
• рассказывает очень мало или вообще ничего;
• зачастую не может выразить словами свое эмоциональное состояние;
• вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково
На невербальном уровне:
• пониженная моторная активность;
• сидит тихо, старается не привлекать внимание;
• часто плаксив и апатичен;
• мимика лица или вялая или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка; • не может устанавливать контакт взглядом, не смотрит на партнера, отводит глаза.
На уровне социальных контактов:
• неприсоединение к группе играющих детей;
• разные формы отказа от контактов с чужими незнакомыми людьми;
• нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
• нежелание покинуть дом, общаться с друзьями;
• неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет», при необходимости высказать свое мнение, критическое замечание, пойти на компромисс;
• беспомощность, паника в трудных ситуациях.
К аким должен быть выпускник ДОО
• Проявляет инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности.
• Доброжелательное отношение к себе и другим, к миру.
• Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам и правилам поведения.
• Проявляет любознательность, задает вопросы сверстникам и взрослым.
• Способен ставить цели, делать выбор и принимать решение, оценивать свои действия.
• Принимать разные социальные роли, действовать в соответствии с ними и устанавливать отношения с разными людьми.
Новой задачей ДОО становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Вся жизнь ребенка в ДОО должна быть направлена на развитие личности ребенка и его взаимодействия с детьми и взрослыми.
З адачи социализации в старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своѐм организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.