Содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению
Содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению
Содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению
Детский сад это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. Однако данное утверждение остается спорным, так как школа до настоящего времени не соглашается с тем, что она – вторая ступень. Вместе с тем, общеизвестно, что от полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия с семьей, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.
Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек для адаптации в новой среде и для обучения. Помимо этого, дошкольное образование ставит своей целью сохранение и развитие индивидуальной неповторимости и самовыражения ребенка. [30, с.13]. В связи с этим особое значение приобретает совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе.
Подготовка детей к школе в детском саду предполагает систему психолого-педагогического сопровождения дошкольника. За последние 10 лет в отечественной науке проблема психолого-педагогического сопровождения активно изучалась. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях рассматривались Бардиером Г., Битяновой М.Р., Деркач А.А., Ромазан И., Чередниковой Т., Дубровиной И.В.
Осмысляя сущность психолого-педагогического сопровождения, исследователи, как правило, сравнивают его с такими понятиями как: психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая помощь.
Для определения содержания психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению мы отталкивались от смысла ключевого понятия «сопровождение». Оно этимологически близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д. Ушакова: «Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [28]. В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать» [45]. В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути, таким образом сопровождать - значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
Сопровождающий - это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций Д.Ушаков указывает не только достаточно нейтральные «попутчик, сопроводитель (сопроводительница)», но и - «спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни», «проводник, путевод», то есть «спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра»[28].
Надо отметить, что в русской культуре путь - это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный путь, духовный путь. Это придает понятию «сопровождение» духовный смысл - поддержка личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены идеи общего пути в пространстве и времени, общих динамичных отношений между участниками, защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий путнику, как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его.
Близким к понятию «сопровождение» является понятие «помощь», но помощь, на наш взгляд, это значительно более широкое - родовое понятие.
Например, Осухова Н.Г. понятие «сопровождение» употребляет для обозначения не директивной формы психологической помощи, оказываемой психически здоровым людям и направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которой оказывается помощь, и той ситуацией, в которой осуществляется сопровождение [46].
Глуханюк Н.С., рассматривающая сопровождение как новую образовательную технологию в нашей стране, дает следующее определение сопровождению: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [13, c.53].
Применительно к конкретной категории «субъекта развития» существуют следующие определения: Битянова М.Р., например, полагает, что психологическое сопровождение в дошкольном учреждении - это вся система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально- психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия [28, с.20].
Гуткина Н. И., определяет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в учреждениях дошкольного образования как разворачивающийся во времени процесс совместной деятельности педагога-психолога и ребенка, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных и контрольных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации воспитанников и оказывать им незамедлительную помощь и поддержку[15, с.8].
В вышеприведенных определениях сопровождение рассматривается как форма организации, как метод и как технология помощи, а также как процесс совместной деятельности.
На наш взгляд, сопровождение в зависимости от «угла зрения» следует рассматривать и как особую форму организации помощи, и как метод, и как технологию, в любом случае, эта деятельность носит не разовый или случайный характер, а представляет собой планомерную работу в течение заранее определенного времени.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе их подготовки к школе, на наш взгляд, заключается в том, чтобы содействовать развитию личностного и интеллектуального потенциала личности способствующему эффективности школьного обучения будущего первоклассника, а также профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению »
Содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению
Детский сад это первая ступень, на которой ребенок в дошкольном возрасте приобретает определенные познавательные навыки, умения, знания. Однако данное утверждение остается спорным, так как школа до настоящего времени не соглашается с тем, что она – вторая ступень. Вместе с тем, общеизвестно, что от полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе. Дошкольное учреждение обеспечивает единство воспитательного воздействия с семьей, сотрудничество детского сада и школы, подготовку к обучению в школе.
Основная цель дошкольного образования основывается на требованиях начальной школы – это дать возможность каждому ребенку проявить наиболее полно свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в определении ценностей и формирование определенных навыков и привычек для адаптации в новой среде и для обучения. Помимо этого, дошкольное образование ставит своей целью сохранение и развитие индивидуальной неповторимости и самовыражения ребенка. [30, с.13]. В связи с этим особое значение приобретает совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе.
Подготовка детей к школе в детском саду предполагает систему психолого-педагогического сопровождения дошкольника. За последние 10 лет в отечественной науке проблема психолого-педагогического сопровождения активно изучалась. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях рассматривались Бардиером Г., Битяновой М.Р., Деркач А.А., Ромазан И., Чередниковой Т., Дубровиной И.В.
Осмысляя сущность психолого-педагогического сопровождения, исследователи, как правило, сравнивают его с такими понятиями как: психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая помощь.
Для определения содержания психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению мы отталкивались от смысла ключевого понятия «сопровождение». Оно этимологически близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д. Ушакова: «Сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [28]. В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать» [45]. В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути, таким образом сопровождать -- значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
Сопровождающий - это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций Д.Ушаков указывает не только достаточно нейтральные «попутчик, сопроводитель (сопроводительница)», но и - «спутник, товарищ на пути, в дороге, в жизни», «проводник, путевод», то есть «спутник для указания пути, для охраны, защиты, для присмотра»[28].
Надо отметить, что в русской культуре путь - это понятие-символ, в семантике которого присутствуют такие смыслы, как жизненный путь, духовный путь. Это придает понятию «сопровождение» духовный смысл -- поддержка личности в переломные, кризисные периоды жизни. В этом понятии заложены идеи общего пути в пространстве и времени, общих динамичных отношений между участниками, защиты от опасностей и помощи, которую оказывает сопровождающий путнику, как человек более опытный, уже ходивший этим путем, знающий его.
Близким к понятию «сопровождение» является понятие «помощь», но помощь, на наш взгляд, это значительно более широкое - родовое понятие.
Например, Осухова Н.Г. понятие «сопровождение» употребляет для обозначения не директивной формы психологической помощи, оказываемой психически здоровым людям и направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности, которой оказывается помощь, и той ситуацией, в которой осуществляется сопровождение [46].
Глуханюк Н.С., рассматривающая сопровождение как новую образовательную технологию в нашей стране, дает следующее определение сопровождению: «Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [13, c.53].
Применительно к конкретной категории «субъекта развития» существуют следующие определения: Битянова М.Р., например, полагает, что психологическое сопровождение в дошкольном учреждении - это вся система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально- психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия [28, с.20].
Гуткина Н. И., определяет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в учреждениях дошкольного образования как разворачивающийся во времени процесс совместной деятельности педагога-психолога и ребенка, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных и контрольных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации воспитанников и оказывать им незамедлительную помощь и поддержку[15, с.8].
В вышеприведенных определениях сопровождение рассматривается как форма организации, как метод и как технология помощи, а также как процесс совместной деятельности.
На наш взгляд, сопровождение в зависимости от «угла зрения» следует рассматривать и как особую форму организации помощи, и как метод, и как технологию, в любом случае, эта деятельность носит не разовый или случайный характер, а представляет собой планомерную работу в течение заранее определенного времени.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе их подготовки к школе, на наш взгляд, заключается в том, чтобы содействовать развитию личностного и интеллектуального потенциала личности способствующему эффективности школьного обучения будущего первоклассника, а также профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации.