Просмотр содержимого документа
«Защита прав ребенка в детском саду»
О СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Кузнецова О. В., заведуюший. Синогина И. И., старший воспитатель.
МАДОУ № 102 г. Томска.
Социально-правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации.
Почему мы выбрали эту тему?
Во-первых, некоторая обязательность тематики. Принципы Конвенции о правах ребенка заложены в основу нормативных документов, их учитывают в любой программе дошкольного образования. В самой Конвенции о правах ребенка прямо указано, что каждое образовательное учреждение обязано доносить до всех участников образовательного процесса содержание этого правозащитного документа.
А знаем ли мы этот правозащитный документ? Как правило, что-то слышали, имеем общее представление. Этот пробел существует у педагогов всех возрастов и разных уровней подготовки. Даже приходящие в ДОУ молодые воспитатели с педагогическим образованием не всегда могут положительно ответить на этот вопрос.
Вторая причина. К выбору данной темы нас подтолкнула осознанная необходимость. Нас очень волнует снижение общего уровня воспитанности абсолютно всех участников образовательных отношений, рост агрессивности и потребительского отношения друг к другу.
С одной стороны, недостаточные знания родителей о правах ребенка, затруднение в выборе средств воспитания, недопонимание ответственности за себя и своего ребенка, желание переложить эту ответственность на других - на воспитателя, детский сад и т. д.
С другой стороны, недостаточный уровень воспитанности поступающих в детский сад детей. Наблюдаются отрицательные проявления отношения дошкольников к окружающим: эмоциональная глухота, грубость и враждебность по отношению к другим детям, низкий уровень знаний и выполнения правил поведения со взрослыми и сверстниками. Дети не имеют представления о своих правах и нарушают права других детей. Понятие «право» не находится рядом с понятием «ответственность».
Педагоги ДОУ порой пасуют в ситуациях общения с детьми и родителями. Кроме того, наблюдается несоответствие между актуальностью правового воспитания и реальным уровнем готовности воспитателей к его осуществлению.
В точке пересечения векторов «осознанная необходимость изменений», «анализ имеющихся возможностей», «движущая сила потребностей педагогов» и возник проект «Социально-правовое воспитание в процессе реализации Конвенции о правах ребенка».
Цель: организация педагогической деятельности по социально-правовому воспитанию дошкольников в процессе реализации Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1. Создать условия для организации педагогической деятельности по социально-правовому воспитанию дошкольников посредством ознакомления с Конвенцией о правах ребенка.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в социально-правовом воспитании дошкольников и взаимодействии с родителями.
3. Повысить правовую компетентность родителей в соблюдении и реализации прав ребенка в семье.
4. Повысить уровень социально-правового воспитания детей.
Проектом заинтересовались многие педагоги ДОУ, так как, используя возможности Конвенции о правах ребенка, было предложено выстроить индивидуальную углубленную работу по тематике отдельных статей Конвенции. Была создана проблемно-творческая групп (ПТГ), в которую вошли 13 педагогов. В проекте также участвовали дети семи возрастных групп, родители.
Темы мини-проектов педагогов: «Моя семья», «Формирование основ здорового питания у детей старшего дошкольного возраста», «Влияние содержания предметно-развивающей среды в группе на адаптацию к детскому саду детей младшего дошкольного возраста», «Праздники и развлечения в детском саду и дома», «Формирование положительного отношения к природе у детей раннего возраста в процессе совместной деятельности в эколого-развивающей среде детского сада», «Гендерное воспитание в детском саду», «Красный, желтый, зеленый», «Юные пешеходы», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников старшего возраста в традициях русской народной культуры», «Родные сказки», «Дорогою добра!».
Здесь мы столкнулись с некоторыми трудностями: а именно необходимостью объединения разнообразных тем единым правовым ядром. Объединяющим стал мониторинг социально-правового развития, критерии которого разработаны педагогом-психологом ДОУ. Она же подобрала методики проведения диагностики как общие для всех, так и ориентированные на отдельные возрастные группы.
Большое количество педагогов – членов ПТГ повлекло разный уровень профессионального мастерства педагогов, разную мотивацию участия в проекте. Это также необходимо было учитывать при организации обучения педагогов, при распределении обязанностей внутри творческой группы.
Конечно, такая разница выявляется в процессе работы. Здесь необходима поддержка педагога-психолога. Проведя анкетирование с целью выявления мотивации членов ПТГ, она подсказала, кого можно пустить в самостоятельное плавание, кто требует индивидуальной работы и поддержки, кто пришел в группу с конкретной целью (например, подготовка к аттестации), а кто всего лишь желая заработать балл при распределении стимулирующих выплат. Также совместно с педагогом-психологом была выстроена структура творческой группы с условными обозначениями: руководитель, наставник, организатор, творец, крепкие исполнители.
Мы считаем, что работа в данном проекте обогатила всех нас опытом индивидуальной и совместной деятельности, научила быстро перестраиваться и создавать микрогруппы, необходимые для решения сиюминутных задач; быть толерантными и терпимыми друг с другом.
Вопрос управления проектной деятельностью – один из самых важных в данной работе. Здесь важно все: планирование инновационной проектной деятельности, планирование контроля руководителя ПТГ, промежуточный контроль результатов работы руководителем ДОУ, стимулирование инновационной работы и постоянный анализ деятельности.
То, что мы прошли весь проект без отступлений от планов, без потерь членов ПТГ, да и просто прошли – уже свидетельствует о его успешности.
Мы довольны результатами. Несомненно, повышен уровень правового воспитания и образования детей, родителей и педагогов.
Вырос уровень профессионального мастерства членов ПТГ: это и умение создать самостоятельный проект, спланировать работу, представить его результаты. Наработаны навыки самостоятельного поиска решения возникающих проблем, работы в коллективе, работы на конкретный результат. Методические материалы многих педагогов стали основанием для прохождения аттестации с целью присвоения и повышения квалификационного уровня.
Опыт проектной деятельности по данной тематике признан педагогической общественностью: золотая медаль во всероссийском конкурсе «Управленческий ресурс» в номинации «Эффективное управление качеством образования»; серебряная медаль во всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети», в номинации «Инновации в содержании, формах, методах и средствах дошкольного образования»; серебряная медаль в международном конкурсе «Надежда планеты» в номинации «Правовое образование».
Возникли новые формы организации защиты и соблюдения прав детей в ДОУ: Совет профилактики в части обеспечения защиты прав и законных интересов малолетних, социально-педагогической реабилитации малолетних, находящихся в социально опасном положении.