Просмотр содержимого документа
«Возрождение культуры Руси»
Возрождение культуры Руси.
Выполнила: Левшакова О.В.
Воспитатель МБДОУ д/с№18
Г.Дивногорск
Возрождение культуры Руси XIII-XIV вв.
В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры.
Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города.
Куликовская битва (Мамаево побоище), сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Ивановичем и войском темника Золотой Орды Мамая (8 сентября 1380г)
С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.
Лаврентьевский список
летописи(1377)
В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.
Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях.
В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени.
Литературный цикл – «Задонщина».
Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне.
Церковь Федора Стратилата XIV в.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор.
Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей.
Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись.
Икона Донской Богоматери (1382 – 1395)
Феофан Грек
Икона Святых Павла и Петра (XIV в.)
Феофан Грек
Икона успения Богоматери (XIV в.)
Феофан Грек
У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.
Заключение
Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.