Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название «детский сад»?
Ф. Фрёбель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность ее питания, «возделывания» завещал нам, садовникам и садовницам нежное обращение с детьми.
В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду, и в последующем в школе.
Для ребенка первым кругом общения остается семья.
Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. Function – действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия не равнозначны.
Так как брак, семья возникли в разные исторические периоды; семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругов и необходимых им людей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал семьи и детского сада»
Воспитательный потенциал семьи и детского сада: технологии познания друг друга
Подготовила воспитатель
МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари
Тоярова Виктория Максимовна
О, сколько их на полях!Но каждый цветет по-своему, -В этом высший подвиг цветка!(Басе)
Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название «детский сад»?
Ф. Фрёбель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность ее питания, «возделывания» завещал нам, садовникам и садовницам нежное обращение с детьми.
В настоящее время педагогическая наука и практика все чаще заявляют о проблемах общественного воспитания и незаменимости семейного воспитания, о том, что действенность и сила семьи несопоставима ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду, и в последующем в школе.
Для ребенка первым кругом общения остается семья.
Семья
Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции (от лат. Function – действие), важные для общества, необходимые для жизни каждого человека.
В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья» часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия не равнозначны.
Так как брак, семья возникли в разные исторические периоды; семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругов и необходимых им людей
Семья
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него есть близкие люди, которые понимают и принимают его таким, каков он есть…
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это система с определенным морально-психологическим климатом, это для ребенка школа отношений между людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Из семейного опыта ребенок усваивает представление о себе, о других и в целом о мире. Эта атмосфера создает его ценности и обеспечивает обратную связь, которые придают ему чувство общности с членами семьи и собственной значимости.
Что понимают под семейным воспитанием?
Вот какой ответ на этот вопрос дается в педагогическом энциклопедическом словаре: « Семейное воспитание , более или менее осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша».
Авторы словаря отмечают, что в педагогической литературе под семейным воспитанием понимают - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Общая задача семейного воспитания
Общая задача семейного воспитания — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи.
Цели и средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; семейное воспитание обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья.
Оно неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.
Цель семейного воспитания – целостное развитие свободной личности, её духовных и физических сил.
Сущность семейного воспитания – создание в семье условий для самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности.
Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
(экскурс - приложение)
Функции семьи
Под функциями семьи понимаются направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: отмирают или наполняются иным содержанием традиционные функции, появляются новые функции.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ
1. Воспроизводство населения
2. Функция любви.
3. Сексуальная.
4. Воспитательная.
5. Хозяйственно-бытовая
6. Взаимопомощь
7.Организация досуга.
8. Духовное общение
9. Социализация.
10. Функция творческого развития
11. Функция общения
Что необходимо для того, чтобы семейное воспитание оказалось успешным?
По мнению исследователя Р.В. Овчаровой слагаемые успешности семейного воспитания заключаются в следующем:
Во-первых, наличие семьи как единого целого и психологической общности. Это значит, то семья должна созидаться и сохраняться.
Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи.
В-третьих, оптимальный воспитательный климат , благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми.
В-четвертых, четкая система воспитательных воздействий , целенаправленное и конкретное применение методов воспитания.
Воспитательный потенциал семьи
В энциклопедической литературе дается следующее определение понятию «потенциал» - обозначает внутренне присущую тому ими иному явлению, процессу, общественному или естественно организованному, возможность дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостной системы.
Применительно к семье мы говорим о её потенциале в целом: экономическом; культурном; нравственном; рекреативном; репродуктивном; воспитательном.
Воспитательный потенциал семьи
Исследователи А.М. Низова, А.Я. Студенте, под воспитательным потенциалом понимают комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
Этот комплекс объединяет: материальные и бытовые условия; численность и структуру семьи; развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами; идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу; жизненный опыт; образование и профессиональные качества родителей.
По мнению А.В. Петровского, воспитательный потенциал семьи обусловлен выбранными семьей типами взаимоотношений.
Типы семейных взаимоотношений
ДИКТАТ
ОПЕКА
КОНФРОНТАЦИЯ
МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
Любой из этих характеров отношений может в той или иной степени проявляться в семье, способствуя или, наоборот, препятствуя ее стабильности, сохранению и выполнению важнейших функций воспитания. Бесспорно, идеальный характер отношений – сотрудничество. Атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки, действенного сочувствия крайне важна не только для сохранения семьи, но и для ровного и безболезненного воспитания и развития ребенка.
Нельзя не подчеркнуть, что семейная атмосфера – отношение между членами семьи – ценности и родительские связи, создают исходную, решающую из сред, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни он устанавливает представление о себе, о других, об окружающем мире в целом. Эта атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности, собственной значимости.
Все дети в большей или меньшей степени испытывают на себе влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями.
Родительская позиция – один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности ребенка. В ней отражаются чувства, которые родители питают друг к другу.
Современные исследователи семьи обращают внимание на то, какое разрушительное влияние оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, негибкость отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Все вместе взятое создает у ребенка чувство недоверия к взрослым, собственной ненужности.
Не владея педагогическими знаниями и опытом, родители, добиваясь послушания, прибегают к мало эффективным мерам воздействия, таким как нотации, угрозы, наказания. Отсутствие содержательного общения между родителями и детьми, импульсивность, категоричность и навешивание ярлыков, стремление моментально добиться положительной реакции на свои действия, получить мнимый результат – вот неполный перечень недостатков семейного воспитания.
Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены, согласно исследованиям А.В. Мудрика, многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:
факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;
структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);
материальные условия жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта);
личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание детей);
психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;
помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Составляющие воспитательного потенциала семьи
Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, характеризуя воспитательный потенциал семьи, выделили следующие составляющие:
образовательный уровень родителей;
общая культура;
педагогическая активность;
умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими; структурный тип семьи;
возраст отца и матери.
Компоненты воспитательного потенциала семьи
Исследователями были выделены и компоненты воспитательного потенциала семьи, которыми являются:
понимание целей и задач воспитания в семье;
уровень педагогической культуры;
умение применять на практике методы и средства воспитания;
наличие ответственности родителей за воспитание детей;
характер внутрисемейных отношений;
наличие примера и авторитета родителей;
согласованность семейного и общественного воспитания в обучении и развитии детей.
( уровни развития – в таблице, приложения)
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
«Семья – это папа, мама, баба, дедушка, я – вот и вся моя семья»;
«Мама с папой – это семья! Они себя любят, взяли и поженились, а потом я у них родилась. Вот и семья получилась»;
«Семья – это дети, мамы и папы, братишки и сестренки. Без семьи плохо, потому что тогда никто не будет тебя любить, и ты будешь грустить»;
«Это мама, папа, я и еще две бабушки. Одна совсем старенькая, все дома сидит, носки нам всем вяжет»;
«Бабушка, дедушка, мама, папа, я и маленький братик, и котик Дымок… Только у него нет фамилии – записывайте мою. Пишите, пишите, так и пишите – Дымок Потапов!»
По мнению дошкольников детский сад это:
«Где полно детей, целая куча… от малышей до подготовительных…»;
«Детский сад – это группа нас, мы играем, поем, занимаемся физкультурой, английским языком»;
«Детский сад – это уютный дом, где много игрушек, где бывает театр и цирк.
Где много детей, книжек, где есть очень хорошие воспитатели»;
«Это маленькая, маленькая школа, только с игрушками!»;
«Взрослые ходят на работу, им там весело! Вот и отводят своих детей в детский сад»;
«Здесь весело, а дома только ругаются все!»;
«Хорошо, можно играть… а дома скучно…»;
«На базаре стоять со мной нельзя, вот меня и сдают в детский сад»;
«Вот теперь маме с папой хорошо, что пристроили меня в детский сад».
Каким должен быть детский сад, чтобы не нанести вред ранимой душе ребенка, чтобы подарить растущему человеку яркие, светлые образы детства?!
Ученые (К. Флэйк, Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин.) разработали перечень важнейших требований, которым должен удовлетворять хороший детский сад. Это:
- вкусная, полноценная, хорошо приготовленная и имеющая привлекательный вид пища (а для ослабленных, больных детей - диетическое питание);
- сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели;
- умение воспитателей заинтересовать и вовлечь детей в различные игры и занятия;
- регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;
- поощрение детей;
- безопасное оборудование помещений;
- наличие необходимых для ребенка вещей: игрушек, мебели, оборудования;
- оборудование для физических упражнений и тренировок;
- разнообразие игровых занятий и материалов для них;
- возможность выбора вида активности;
- участие родителей в жизни детского сада;
- регулярное проведение родительских конференций с привлечением персонала детского сада;
- элементы новизны и оригинальности в программах воспитательной работы по сравнению с другими детскими садами;
- постоянно действующие программы повышения квалификации персонала .
Самое важное заключается в качестве ухода за ребенком, т.е. в том, чтобы было обеспечено их полноценное физическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие.
Для этого нужны образованные, последовательные в своих действиях воспитатели, любящие и понимающие детей, поддерживающие с ними теплые, сердечные отношения.
Чтобы дети не страдали, чтобы как можно мягче открывалось окно в мир, и ребенок попадал в цветущий сад важно:
- понимать значение происходящего в пространстве-времени раннего и дошкольного детства;
- понимать уникальность ролей значимых взрослых - родителей и воспитателей, которые встретились на дороге жизни, чтобы состоялась личность ребенка;
- понимать то, что только взаимо -действие значимых для ребенка взрослых позволит своевременно увидеть и поддержать друг друга в решении и предупреждении возможных проблем «отцов и детей»!
Наказание и поощрение в семье
Подавляющее большинство родителей « поощряют, хвалят своего ребенка» (85,2%). Лишь крайне незначительный процент родителей (2,9%) занимает по отношению к ребенку «холодную, отчужденную позицию». Отцы по сравнению с матерями чаще выбирают тактику лишь «эпизодического» поощрения ребенка. Причем подобная тактика проявляется у отцов гораздо чаще в отношении к сыновьям, чем к дочерям.
В семьях с невысоким уровнем образования родителей менее выражена тактика использования поощрений и похвалы ребенка, склонность к подчеркиванию успехов своего ребенка.
Большинство родителей используют вербальные оценки ребенка (88,5%): «хвалю словами» («молодец», «умница»). Каждый четвертый родитель использует такой вид поощрения как подарок (26,8%). Причем отцы чаще используют этот вид поощрений, чем матери. Каждый пятый родитель (22,8%) отмечает, что в качестве поощрений «ведет ребенка туда, куда ему давно хотелось».
Родителей, которые предпочитают «никогда не наказывать» своего ребенка сравнительно немного (10,9%). Тех, кто наказывает своего ребенка «постоянно» - 20,7%. Основная же часть родителей (66,7%) придерживается тактики «эпизодических» наказаний («иногда наказываю»). Заметную роль в использовании частоты наказаний играет пол ребенка. Отцы мальчиков чаще отмечают, что они придерживаются тактики «постоянных наказаний» в отличие от отцов девочек. Среди матерей девочек существенно выше доля тех, кто предпочитает «никогда» не наказывать своего ребенка, чем среди матерей мальчиков.
Уровень образования родителей практически не влияет на частоту и тактику наказаний, в отличие от таких факторов, как многодетность и возраст родителей. Так, многодетные родители более лояльны по сравнению с родителями, имеющими одного ребенка (20,6% - 10,6%). С увеличением возраста обнаруживается та же тенденция (17,8 % среди 36-45 летних; 9,0 % - среди молодых родителей).
Какие наказания чаще всего используют родители?
На первом месте стоит наказание словом («ругаю, отчитываю»).
Второе по значимости место занимает отказ выполнить обещание, данное ребенку. Этот вид наказания имеет принципиальное значение, поскольку взрослый актуализирует для ребенка морально-этическую проблематику поведения. Родитель подчеркивает, что при нарушении ребенком нормы он, в свою очередь, оказывается свободным от взятых на себя перед ребенком обязательств.
Третье место занимает традиционное наказание – «постановка ребенка в угол». Почему она зафиксировалась в качестве культурной нормы наказания детей? По мнению В.С.Собкина и Е.М.Марич, этот вид наказаний накладывает запрет на проявления собственной физической активности ребенка, что имеет значение в связи с развитием произвольности поведения в дошкольном возрасте.
Остальные меры наказаний, такие, как лишение прогулки, игры с другими детьми, а также физические наказания («бью») родителями используются крайне редко (6,4 %; 4,6%).
Особенности эмоционального самочувствия родителей при общении с детьми
Несмотря на негативные тенденции, которые переживает современная семья, родители в своем большинстве положительно переживают взаимодействие с собственными детьми. Наиболее распространенные суждения родителей звучат так
Суждения родителей
Отцы
Ощущаю себя счастливым человеком
Испытываю большую радость, наполняюсь энергией
40,7%
Матери
38,9%
41,1%
Заново познаю окружающий мир
39,3%
22,2%
Открываю в себе качества, о существовании которых ранее не догадывался
13,8%
24,3%
20,3%
Особенности эмоционального самочувствия родителей при общении с детьми
Негативные стороны взаимодействия с детьми выделяют немногие. Причем, какие – либо существенные различия в ответах отцов и матерей социологи не обнаруживают.
Суждения родителей
Отцы
Не могу справиться со спонтанной активностью
Матери
14,7%
Нервничаю и раздражаюсь
7,2%
15,5%
Испытываю сложности, которые превращаются в скандалы
9,8%
9,1%
8,6%
Отношение семьи к детскому саду
Значимые требования для детского сада, предъявляемые родителями
Сверхчувствительность к социальному составу семей, социальной среде ребенка.
Интерес родителей к предоставлению услуг, связанных с коррекцией отклонений в развитии детей
Беспокойство по поводу оплаты за содержание ребенка, которая в последнее время существенно увеличилась
Содержание образовательных программ, реализующихся в детских садах.
Режим работы детского сада
Режим работы детского сада
Особенности социализации и семейного воспитания ребенка раннего возраста
Чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях.
Можем ли мы в полной мере знать ребенка, если не знаем его семью, особенности семейного воспитания? Нет, поскольку развитие ребенка раннего возраста обусловлено отношениями внутри семьи – с родителями, прародителями, а также братьями и сестрами.
Связи «родитель – ребенок» имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребенка. Отношение родителей к ребенку, друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют следы в его пробуждающемся сознании .
Позиции других членов семьи – старших братьев и сестер, бабушек и дедушек – также небезразличны для создания благоприятной ситуации развития малыша.
Старшее поколение выступает в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков безусловной любовью.
Для бабушек и дедушек их появление означает новый этап жизненного пути. Лишь некоторые из них отказываются помогать семье в уходе за ребенком («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал»).
Внимательное отношение педагогов к связям в диаде «родитель-ребенок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения ! Тем более, что большинство родителей, обнаруживая это внимание, рассказывают о своих переживаниях, обращаются к специалистам детского сада за поддержкой.
Для каждого периода развития семьи (исследователи выделяют 8 периодов) характерны определенные функции всех членов семьи, внимание и выполнение которых обеспечивает преемственность на всех стадиях развития семьи.
Первый этап – Формирование семьи.
Второй этап – Семья, ждущая ребёнка и семья с младенцем.
Третий этап – Семья с ребенком дошкольного возраста, включающая и ранний возраст.
Четвертый этап – Семья с детьми младшими школьниками.
Пятый этап – Семья с подростками.
Шестой этап – Уход детей из семьи.
Седьмой этап – Средний возраст родителей, пара пересматривает супружеские отношения, поддерживает связи с родителями и детьми.
Восьмой этап – Старение семьи (начиная с ухода на пенсию). Происходит привыкание к старости и одиночеству.
Первый («Формирование семьи») и второй («Семья, ждущая ребенка и семья с младенцем») периоды находятся за пределами внимания воспитателей детского сада. Однако, знание их содержания позволит в последующем обнаружить и понять причины, обусловившие процесс личностного развития воспитанников.
Партнерские функции первого периода :
- осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;
- создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;
- развитие взаимопонимания, которое позволяют каждому свободно проявлять свои чувства;
- налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;
- распределение времени между домом и работой;
- выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;
- беседы между супругами о браке и будущем семьи.
Родительские функции второго периода :
- привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;
- подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери;
- привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
- создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи и для ребенка;
- забота о потребностях ребенка;
- распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей).
Формирование психологической готовности к материнству происходит на протяжении всей жизни женщины.
На этот процесс влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству основывается на мощном инстинкте, а с другой стороны, выступает как повторение опыта взаимоотношений со своими родителями, сверстниками.
Замечено, если в детстве женщина любила играть в куклы, в дочки-матери, если она любит детей, и особенно ей нравятся младенцы, у нее гораздо больше шансов стать хорошей матерью, чем у той женщины, которая не имела таких предпочтений.
Когда женщина узнает о наступлении беременности, то, в зависимости от предыдущих событий (запланированная беременность или неожиданная, как долго она ожидалась и в связи с чем и т.п.), она испытывает целую гамму сменяющих друг друга чувств.
Сначала чаще всего она ощущает радость или удивление, затем возможна некоторая пауза в приподнятых, положительных эмоциях, заполненная переживанием чувства ответственности, иногда легкого сожаления, даже тревоги.
На смену радостным надеждам, предваряющим беременность, приходит осознание важности и сложности предстоящих задач.
Беременность – это не только рождение ребенка, это - рождение новой семьи и каждого ее члена в отдельности: рождение матери, рождение отца, для других детей – рождение как братьев и сестер, а для старшего поколения - как бабушек и дедушек. Это – кризис личности каждого члена семьи и семьи в целом.
Традиционно считается, что в беременности активная роль принадлежит только самой женщине. Однако это не так. Большие требования предъявляются и к будущему отцу. Он находится в довольно сложном положении. С его телом, в отличие от тела жены, ничего не происходит. Физически он в беременности не участвует. Но психологическая роль мужа, подчеркивают Захарова Е.И., Печникова Е.Ю., Филиппова Г.Г., обращаясь к женщинам в книге «Новая книга о беременности и не только…» огромна.
Житейская и научная психология показывают, что искривленная мотивация рождения ребенка: надежда на решение внутрисемейных проблем (например, удержание мужчины в семье), восполнение эмоционального дефицита у супругов и др. задают проблемные родительские позиции.
Позиция отца в своем становлении по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене – любовь, уважение, нежность, разделенность чувств.
Соучастие в эмоциональном «вынашивании» ребенка, присутствие при его рождении, созерцание ребенка в первые минуты после появления на свет, способствуют укреплению семьи
Первый год совместной жизни родителей с ребенком – определяющий
Именно в этот период закладывается характер будущих детско-родительских отношений – станет ли родитель для ребенка близким человеком, с которым захочется разделить радости и печали, будет ли он испытывать к маме /папе любовь и уважение.
Первый год жизни ребенка – определяющий в становлении многих его индивидуальных особенностей - он может вырасти общительным или замкнутым, оптимистичным или ожидающим от жизни одних неприятностей, пытливым, заинтересованным или пассивным, избегающим нового, неизведанного.
В первый год жизни родители ухаживают за ребенком, удовлетворяя его биологические потребности, но и, что особенно важно, вступают с ним в эмоциональное общение. Понимание родителями ценности общения с ребенком – важная составляющая готовности к воспитанию.
Традиционно в раннем детстве мать больше находится рядом с ребенком, участвует в его развитии. Исключением из правила являются ситуации, когда мама из-за обучения или работы, вынуждена передать функции ухода, присмотра, воспитания отцу.
Мать эмоционально поощряет, стимулирует двигательную активность – хватание, удержание, манипулирование игрушками, сидение, ползание и т.д.
Она специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, показывает конкретные способы действий с предметами, обучает формам невербального общения, дает речевые, голосовые, интонационные образцы, создает ситуации наиболее ясного отношения слова к предмету.
В то же время, если у отца находится время, чтобы позаниматься с малышом, увидеть, что изменилось за день – выигрывают оба.
Исследователи (Захарова Е.И., Печникова Е.Ю., Филиппова Г.Г.) отмечают, что у ребенка, которого воспитывают сразу мама и папа, возникает более сложный и разноликий образ, что позволяет ему без особых затруднений устанавливать отношения с разными людьми.
Третий период развития семьи – «Семья с ребенком дошкольного возраста»(который включает и раннее детство).
Функции семьи и родителей на стадии развития взаимодействий с ребенком раннего возраста:
- привыкание к роли отца, матери;
- к новому стилю жизни;
- создание в семье атмосферы, благоприятной для ребенка;
- забота о развивающихся потребностях ребенка;
- распределение обязанностей по уходу, присмотру и воспитанию ребенка;
- преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;
- развитие отношений с родителями в связи с воспитанием ребенка (внука, внучки).
Функции ребенка:
- развитие доверительного отношения к родителям;
- появление привязанностей;
- овладение навыками простейшего социального взаимодействия;
- приспособление к ожиданиям других людей;
- выполнение требований родителей по соблюдению правил гигиены; развитие речи; развитие самостоятельности.
После завершения этапа младенчества родители поддерживают и одобряют попытки самостоятельного передвижения ребенка.
На первых порах это трудные, волнующие, не всегда удачные для ребенка действия, и эмоциональная поддержка ему просто необходима.
Самые главные достижения в психическом развитии в раннем детстве связаны с освоением социальных функций и способов действий с предметами. Взрослый выступает как субъект ситуативно-делового общения, сотрудничества, как образец для подражания, руководитель, контролер, а также источник эмоциональной поддержки.
В этот период родители должны внимательно присматриваться к тому, какую руку – правую или левую - предпочитает ребенок при еде, манипулировании предметами, рисовании, и деликатно предлагать ему (но не заставлять!) пользоваться правой.
На 2-3 году жизни возникают новые виды деятельности ребенка – игровая, продуктивная.
Родители могут помочь зарождению игры – подобрать игрушки и подходящие предметы, показать игровые действия, проявить живой интерес, соучастие, посоветовать, как усложнить, разнообразить игру. Мать и отец могут способствовать становлению рисования, лепки, конструирования. Предметные действия, которые выполняют функцию внешней ориентировки (подбора и соединения предметов по форме, величине, цвету, расположению в пространстве и т.п.) развивают восприятие ребенка и также могут стать предметом сотрудничества малыша и мамы (папы).
Второй-третий годы жизни – сензитивный период для речевого развития. Важно создавать благоприятные условия для понимания чужой речи и формирования собственной активной речи ребенка: говорить четко и ясно, комментировать словесно бытовые ситуации, рассматривать и называть реальные предметы и их изображения, обращаться к ребенку с просьбами, вопросами, требующими вербального ответа.
Необходимо поощрять активность, самостоятельность ребенка как субъекта общения и познания, его тенденцию к волевой форме поведения («Я сам»).
Уже в первые годы родители сталкиваются с массой проблем при кормлении, приучении к опрятности, укладывании спать, усвоении ребенком приемлемых способов поведения и дисциплины.
Приближаясь к дошкольному возрасту, семья (в т.ч. и родители, которые воспитывают ребенка с помощью няни) все больше убеждается в том, что ребенку необходимо детское общество. И не от случая к случаю, а постоянно!
Открыть окно в этот уникальный мир детских отношений помогает ребенку детский сад.
Особенности социализации и семейного воспитания ребенка дошкольного возраста
Исследователи, изучающие динамику семьи, отмечают, что на стадии развития взаимодействий с ребенком дошкольного возраста функции семьи и родителей представляют собой:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;
- выработка образа жизни семьи;
- формирование семейных традиций;
- обсуждение проблем воспитания детей, развитие отношений с родителями в связи с воспитанием ребенка (внука, внучки).
Общение специалистов с родителями дошкольников показывает, что большинство из них считают, что главное – подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого нужно по возможности раньше начать его учить чтению, письму, счету.
Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике.
Даже если иметь в виду цель – добиться школьной готовности, то прийти к ее реализации можно, лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, развития его уникального потенциала.
Родителям важно понять в этот период, что необходима не акселерация, а расширение детского развития – обогащение содержания специфических детских форм игровой, художественно-продуктивной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Каков он, дошкольник?
Исследуя функции ребенка дошкольника в семье, ученые выделяют:
преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности (чаще всего с матерью) и невозможностью этого;
стремление быть как мама/папа;
стремление к самостоятельности, активности;
приспособление к запретам со стороны родителей;
выполнение требований родителей по соблюдению правил поведения;
проявление интереса к сверстникам, а также к старшим детям – участникам игр.
Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребенка.
33
Детский сад. Штрихи к портрету.
Воспитатель детского сада.Ценности и целевые ориентации.
Воспитатель – главная фигура в детском саду. От него зависит, какие образы войдут в сердце и разум ребенка. Счастлив ребенок, оказавшийся в детском саду, рядом с «доброй, красивой, умной» (по выражению детей) садовницей, и несчастлив тот, кто окажется в «заброшенном саду».
Изучая факты из жизни детей, знакомясь с многочисленными исследованиями социологов и психологов, поражаешься тому, как сосуществуют в одном «дошкольном царстве-государстве» благоухающие и ухоженные, заброшенные, с тоской смотрящими в них цветами, сады!
Жизненные ценности воспитателей детского сада
Родители малолетних детей, имеющие опыт общения, как с воспитателями, так и учителями школы, отмечают, что для воспитателей детских садов воспитание ребенка обладает большим приоритетом, чем для учителей.
Этот факт подтверждают и социологические исследования (В. Собкин., Е. Марич):
На первом месте для воспитателей детских садов России стоит «воспитание детей» (64,8%); на втором месте «хорошее здоровье» (51,3%); на третьем - успешная профессиональная деятельность (46,4%); на четвертом – «гармония в супружеских отношениях» (42,7%); пятое – шестое места занимают, соответственно, полноценное общение с друзьями 30, 3% и достижение материального благополучия 27,5%.
Каждый второй воспитатель (48,9%) отмечает, что общение с детьми дошкольного возраста побудило его пойти работать в детский сад. Этот факт свидетельствует о том, что именно ценностная установка на общение с маленькими детьми определяет выбор данной профессиональной деятельности у половины воспитателей.
Т.о. ведущим мотивом является содержательный интерес, когда общение с ребенком выступает не только как жизненная, но и как профессиональная ценность.
Целевые ориентации воспитателей детского сада
Среди наиболее важных воспитатели называют «развитие речи ребенка, умение логично и грамотно излагать свои мысли» (64,4%), а также формирование и развитие «умственных и индивидуальных способностей» (51,3%). 28, 1% – в качестве приоритетных указывает на развитие морально-нравственных качеств: «уважение к пожилым людям, доброта, отзывчивость, милосердие» и формирование культуры поведения.
Следующую по значимости группу составляют такие качества как «умение свободно высказывать собственное мнение» (22, 5%), развитие произвольности: выдержка, настойчивость, умение отстаивать свою точку зрения» (20,6%). Эти характеристики отмечает каждый пятый педагог.
Далее по значимости следуют такие характеристики, как «умение творчески решать обучающие задачи и жизненные ситуации (15,0%), «развитие индивидуальных способностей и склонностей ребенка, его оригинальности» (14,6%), развитие познавательной активности» (13,5%).
Каждый восьмой педагог отмечает развитие физических качеств - «сила, ловкость, активность» (12, 7%), каждый девятый – развитие эстетических способностей (11,2%). Наконец, 8,2 % воспитателей отмечают такие качества как «гуманное отношение к сверстникам» и 7, 1 % фиксирует внимание на дисциплинированности и исполнительности: «умение точно и аккуратно выполнять поставленную взрослым задачу, следовать установленным правилам и нормам в выполнении какого-либо задания».
Практически не значимой в развитии личности оказалась идеологическая задача по воспитанию «патриота своей страны» - 2,2%.
7
иерархия целевых задач по развитию личности ребенка-дошкольника с позиции воспитателя
1
2
3
4
5
6
Принципы воспитательной деятельности
Принципы определяют ту норму отношений «взрослый-ребенок», в рамках которой разворачивается процесс воспитания.
Большинство педагогов в своей воспитательной работе ориентируется на реального ребенка, и принимают его как данность, пытаясь строить свои воспитательные воздействия сообразно особенностям его индивидуальности (действие по принципу «здесь и сейчас»).
В то же время, каждый пятый из опрошенных придерживается позиции, связанной с «угадыванием» тенденций развития, и строит свою воспитательную деятельность, придерживаясь либо своих субъективных представлений о том, каким должен быть ребенок, либо абстрактных представлений о норме. Этот тип воспитателей склонен «лепить» ребенка, исходя из своих собственных представлений.
Жестких авторитарных принципов среди воспитателей детских садов придерживаются немногие.
Лишь 10,1% считают, что ребенок «должен строго соблюдать нормы поведения и беспрекословно подчиняться требованиям взрослого».
Большинство же (61,0%) считают, что ребенок «должен иметь возможность свободно выражать свои эмоции и мнение по любому вопросу». Они сориентированы на представление ребенку возможности эмоционального и личностного самовыражения.
В отличие от них, другие, и таких 40,1% склонны ориентироваться не столько на свободу самовыражения, сколько на равноправие социально-ролевых позиций, - «ребенок должен быть равноправным со взрослым, партнером по общению».
Наличие собственного ребенка снижает установку воспитателя на реализацию жестких авторитарных принципов воспитания и ориентирует на принцип предоставления детям свободы эмоционального и личностного самовыражения.
Т.о., собственный родительский опыт воспитателя влияет на характер социально-ролевых отношений с детьми в детском саду.
Отношение воспитателей к наказанию детей
Около трети воспитателей детских садов считают, что детей наказывать вообще не нужно.
При этом 23,7% мотивируют свою позицию тем, что «ребенок должен сам понять что хорошо, а что плохо».
Другие 10, 7% считают, что наказания не нужны «поскольку это травмирует психику ребенка».
Большинство же воспитателей не исключает возможность применения наказаний как средства воспитательного воздействия. При этом выдвигаемые ими мотивировки, весьма разнообразны. Доминирующей является апелляция к наказанию как к необходимому механизму, обеспечивающему социализацию ребенка.
Так, по мнению большинства воспитателей (44,7%), наказания нужны, поскольку дети «должны соблюдать правила поведения, принятые в семье и обществе».
Другие мнения:
наказание является механизмом воспитания в ребенке самоорганизации (6,9%);
использование наказаний необходимо для поддержания статусно-ролевых отношений «взрослый-ребенок»: «ребенок должен чувствовать контроль со стороны взрослых» - 12, 6%; «ребенок должен уважать старших и подчиняться им» - 6,0%.
Отношение воспитателей к наказанию детей
В детском саду картина наказаний иная, чем в семье! Например, «постановка ребенка в угол» в детском саду – это не столько ограничение активности и свободы, сколько факт социального воздействия. Ребенок ставится в угол на виду у других детей, что ставит под угрозу социальную позицию ребенка в детском коллективе и поэтому наказание приобретает особый этический смысл.
То же можно сказать и о таком виде наказания как лишение прогулки и игры с другими детьми. Здесь тот же смысл – манипулирование социальных отношений с другими детьми.
Особенности социализации и воспитания в детском саду
Детский сад, организованный как социальный институт в поддержку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы, учебы, но и помогает воспитывать ребенка и что особенно важно для растущего человека – обеспечивает необходимые условия для организации и развития детского сообщества.
Во взаимодействии с разновозрастным детским сообществом нуждается каждый ребенок, поскольку оно – важный источник социокультурного развития.
Игра расцветает именно в детском сообществе, определяя разностороннее развитие ребенка дошкольника. Игры и занятия с детьми – яркое впечатление детства, которое и спустя годы вспоминают взрослые, занимаясь воспитанием собственных детей, переживая за разворачивающиеся отношения своей дочери (сына) со сверстниками (а также младшими и старшими по возрасту детьми).
Детский сад решает разные воспитательные задачи, среди которых: помочь детям научиться взаимодействовать с окружающим миром, эмоционально откликаясь на различные его проявления; научиться жить вместе, утверждая при этом собственную личность; выражать свои мысли, развивать речь; заниматься разнообразной творческой деятельностью.
Детский сад выполняет воспитательную миссию , дополняя воспитание, получаемое в семье, благодаря применению научно выверенных принципов взаимодействия с детьми.
Интеграция ребенка в группу происходит путем распределения и соблюдения правил, которые создаются в этой среде. Кроме того, в этой коллективной жизни ребенок находит возможности и средства воздействовать на окружающий мир и открывать его для себя, что в значительной мере способствует его развитию.
Отечественные и зарубежные специалисты, изучающие воспитательный потенциал детского сада, рассматривают его как систему, где отношения, устанавливающиеся между детьми, позволяют им лучше интегрироваться в общество, в котором мы живем .
В детском саду новый для ребенка взрослый – лицо уважаемое, и ребенок стремится наилучшим образом удовлетворить его требования.
Взрослые (воспитатели, помощники воспитателей, музыкальные руководители, психолог, специалисты дополнительного образования) выполняют функцию специфической поддержки и сопровождения ребенка для того, чтобы он мог лучше интегрироваться в коллектив.
Они пользуются определенным авторитетом, к которому примешиваются особые чувства. Именно эти люди призваны передать детям знания и воспитать культуру поведения.
Кроме специфических знаний и умений, составляющих неотъемлемую часть образовательной программы детского сада, первостепенно важная задача воспитателя – научить детей жить в коллективе.
Детский сад побуждает ребенка приобретать знания и умения, отличающиеся от тех которые он получил в первые годы жизни в семье.
В детском саду развиваются наблюдательность, любознательность, взаимоподдержка: качества необходимые для дальнейшего восхождения к культурным ценностям.
Перед ребенком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений с людьми. В детском саду ребенок должен научиться заботиться о себе и развивать свою автономность внутри коллектива. Поступление в детский сад заставляют ребенка изменить свои взгляды на «другого».
Не вызывая сильного нарушения межличностных связей внутри семьи, расширение социального мира ребенка придает семейным отношениям другую тональность, так как они обогащаются благодаря его встречам с другими людьми и другими группами. Ребенок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье.
Особенности социализации и воспитания в детском саду
Ребенок пребывает в точке схождения семейной и внесемейной, общественной системы детского сада, находясь в гармонии или противоречии с ними.
Чтобы не оставаться связанным только со своей семьей, ребенок должен научиться сочетать различные области социализации.
Семья
Семья
Детский сад
Детский сад
Ребёнок
Ребёнок
Взаимодействие с семьей – важное направлениедеятельности детского сада
Социально-экономические преобразования в стране в конце ХХ – начале ХХI в., повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, не могли не отразиться на воспитании детей в семье.
Наблюдаются:
- ухудшение состояния здоровья детей (физического, психического, социального);
- стратификация общества, ведущая к увеличению процента социально незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости;
- перераспределение материально-экономических функций внутри семьи;
- трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов;
- личностные проблемы родителей – усталость, психическое и физическое перенапряжение; тревога в связи со снижением безопасности жизни; рост чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствие понимания; событийные кризисы;
- а также глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм, психические проблемы; научно-технический прогресс, ведущий к процессу быстрого устаревания знаний и др.).
Взаимодействие с семьей – важное направлениедеятельности детского сада
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов.
Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка.
Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
Чрезвычайно важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи являются ответственность и активность.
Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия, как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей.
Под активностью в системах «человек-человек» понимается поведение социальных субъектов (личности, группы, общности), воспроизводящее или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их личностную структуру.
Применительно к системе «детский сад – семья» активность - это поведение педагогов, родителей (а также других членов семьи) и детей, определяющее развитие личности, как воспитывающего взрослого, так и ребенка.
Характеристиками, определяющими степень активности субъектов взаимодействия являются:
осознанность ценностей и смыслов взаимодействия;
разнообразие способов и сфер взаимодействия педагогов, родителей и детей;
привлечение к взаимодействию других субъектов воспитания (например, специалистов учреждений культуры);
мобильность в решении проблем воспитания ребенка;
творческий потенциал детского сада и семьи, установка на поиск новых форм взаимодействия.
Переход от ограничивающего взаимодействия к продуктивному, развивающему взаимодействию затрагивает все уровни управления детского сада, к которым относятся:
заведующий, Совет дошкольного образовательного учреждения, Совет педагогов;
медико-психологическая служба,
старший воспитатель (заместитель заведующего), заместитель по АХЧ;
педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;
детский коллектив.
Заведующий
Дошкольное учреждение возглавляет заведующий .
Он является символической фигурой, которая представляет организацию; недаром о заведующем говорят – «лицо и душа» детского сада.
На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду, как чувствуют себя в нем дети и родители, педагоги.
В должностные обязанности заведующего детским садом (применительно к рассматриваемому направлению) входит:
- обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (лицами их заменяющими).
Старший воспитатель
Старший воспитатель мобилизует и сопровождает педагогов в решении задачи взаимодействия с семьей, привлекает к ее решению родителей и общественность.
В соответствии с должностными обязанностями он:
- организует просветительскую работу для родителей, взаимодействует с родителями.
Педагог-психолог
Педагог-психолог – призван создавать психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса детского сада: детей, педагогов, родителей.
В соответствии с должностными обязанностями он:
- оказывает помощь воспитателям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
- составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
- формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в т.ч. и культуры полового воспитания;
- консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).
Старшая медицинская сестра
В поле профессиональной ответственности с таршей медицинской сестры находится совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка. От нее требуется индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье, развитие отношений с семьей на основе доверия, доброжелательности и сотрудничества.
Старшая медицинская сестра (в соответствии с должностными обязанностями):
- осуществляет консультативно-просветительную работу с педагогами и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики заболеваний и соблюдению санитарно-гигиенических правил, по предупреждению распространения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, формированию здорового образа жизни;
-оказывает (по возможности) необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей, дает рекомендации родителям (законным представителям) по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимости к другим специалистам;
- участвует совместно со специалистами других структурных подразделений (методического, психолого-педагогического и др. при их наличии): в медико-психолого-педагогическом обследовании состояния здоровья ребенка по запросам воспитателей и родителей (законных представителей) с привлечением специалистов других профилей;
- при поступлении ребенка в детский сад собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка;
- участвует в родительских собраниях.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части специалист, который организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на участке детского сада, противопожарную охрану, организацию труда обслуживающего персонала, оказывает помощь в озеленении участка детского сада. В его должностных обязанностях, в отличие от представленных специалистов, отсутствует указание на взаимодействие с семьей.
Воспитатель детского сада
Воспитатель детского сада – также управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников. Воспитатель больше, чем другие специалисты детского сада, входящие в систему управления, связан с семьей, поскольку он, как и родители, служит делу воспитания ребенка! В соответствии с должностными обязанностями воспитатель взаимодействует с родителями воспитанников (лицами их заменяющими).
Трудовые действия воспитателя направлены на:
использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
разработку (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
Необходимые знания воспитателя :
Об основных закономерностях семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Необходимые умения воспитателя :
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Социальный педагог
Содержание работы социального педагога в детском саду определяется потребностями дошкольного образовательного учреждения в решении социальных проблем воспитанников. Среди основных направлений социально-педагогической работы в детском саду: поддержание партнерских отношений с семьей детей с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка; взаимодействие с педагогами, родителями (либо лицами их заменяющими), специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства, в предоставлении им льгот, предусмотренных Правительством РФ.
Согласно должностным обязанностям социальный педагог:
- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;
- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
- выступает посредником между обучающимися (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- взаимодействует с учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимися в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальной ситуации;
Критерии качества взаимодействия детского сада и семьи
Критериями качества взаимодействия детского сада и семья являются:
ценностное отношение друг к другу;
информированность сторон об особенностях развития систем воспитания (семейной и общественной);
включенность в совместную деятельность.
Критерии оценки качества взаимодействия родителей и педагоговв проблемном поле воспитания дошкольника
Ценностное отношение друг к другу
Информированность сторон об особенностях развития систем (семейной и общественной)
открытость к взаимодействию через развитие демократического климата в детском саду
Включенность в совместную деятельность
о развитии систем, трудностях и перспективах диалога мира детства и мира взрослости
согласие, толерантность
совместное выявление специалистами и родителями достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка
(терпимость, принятие культурных отличий)
о достижениях систем в воспитании дошкольников
принятие самоценности субъектов взаимодействия (детей и взрослых)
совместная проектная деятельность в контексте актуальных проблем воспитания детей и взрослых
об услугах, оказываемых в детском саду и о возможности оказания услуги детскому саду семьей
совместное создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализация
Быть вместе (семье и детскому саду), быть нацеленными на общий результат (культурное со-развитие), поддерживать друг друга в решении возникающих проблем, взаимозаменять и дополнять друг друга; создавать атмосферу бодрого оптимизма и благожелательный климат: условия, позволяющие преодолеть существующие барьеры в отношениях, выступающие препятствием в развитии ребенка и взрослого.