1. Организационный момент: приветствие, выяснение причин отсутствия. Объяснение правил работы в 4 группах: в каждой группе выбрать руководителя, он при необходимости назначает отвечающих, все члены группы имеют свои бланки для фиксации ответов.
(2. Проверка домашнего задания. Визуальная проверка выполнения задания.)
2. Целеполагание урока. Вы уже достаточно знаете о трудовой деятельности дошкольников. Это: (перечисляют студенты из каждой группы)
сущность и своеобразие трудовой деятельности,
содержание и способы организации трудовой деятельности,
методику руководства трудовой деятельностью дошкольников.
Сегодня я предлагаю закрепить ваши знания и исследовать вопросы условий и средств воспитания дошкольников в труде.
Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока. Продолжите фразы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание дошкольников »
ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детейМДК 02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
Знаем:
сущность и своеобразие трудовой деятельности;
- содержание и способы организации трудовой деятельности;
- методику руководства трудовой деятельностью дошкольников.
Предлагается: исследовать вопросы условий и средств воспитания дошкольников в труде
Мы хотим сформировать…
Мы хотим
знать…
Мы хотим уметь…
Цель: Познакомиться с условиями и средствами воспитания дошкольников в труде
Задачи:
формировать умение организовывать посильный труд и самообслуживание;
отбирать различные условия и средства организации трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста;
определять необходимые условия и средства воспитания в трудовой деятельности детей дошкольного возраста;
закрепить умение работать с нормативными документами (программой);
формировать чувство коллективизма, умение работать в малых группах;
умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.
В процессе урока будет происходить формирование:
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ПК 2.3.
Организовывать посильный труд и самообслуживание
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Тестовые задания
Задание тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза или какой- либо существенный элемент текста, тесты на классификацию, сопоставление и ранжирование
Задание на опознание и различение
Инструкция:
дополните
Инструкция:
выберите правильный ответ
1. Исследователи проблемы трудового воспитания: а) А. П. Усова б) В. Г. Нечаева в) Т. Г.Казакова г) Т. И. Осокина 2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он: а) предусматривает создание материальных ценностей; б) имеет тесную связь с игрой; в) имеет компоненты трудовой деятельности; г) ребенок способен прогнозировать результат труда 3. Содержание хозяйственно-бытового труда включает: а) сбор природного материала; б) ремонт книг, коробок; в) мытье пособий к занятиям; г) мытье рук 4. В ДОУ организуются дежурствапо: а) умывальной; б) столовой; в) спальне; г) раздевальной.
5. К формам организации труда относится : а) самообслуживание; б) хозяйственно-бытовой труд; в) труд в природе; г) коллективный труд6. Компонентом труда не является: а) постановка цели; б) трудовые действия; в) наличие мотивов; г) связь с игрой7. Не является методическим приемом руководства трудом детей: а) дозировка нагрузки; б) оценивание труда дошкольника; в) распределение поручений; г) получение результата8. Содержание работы дежурных по занятиям: а) протирает листья растений; б) раскладывает бумагу; в) расставляет хлебницы; г) ремонтирует книги.
9. Поочередное систематическое выполнение трудовых обязанностей детьми в дошкольных учреждениях называется дежурство. 10. Отличительной особенностью труда детей является его тесная связь с игрой. 11. Основной ошибкой организации труда детей является выполнение большой части работы воспитателем. 12. Успешному выполнению деятельности способствует наличие у детей мотивов к деятельности.
Если у вас 12 + -оценка«5», 10-«4»,6- «3», меньше 6-«2»
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
- это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.)
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
- направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов
ТРУД В ПРИРОДЕ
уход за растениями,обитателями аквариума и животными,
выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
РУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей
Тема урока: «Условия и средства воспитания дошкольника в труде»
План:
1. Понятия «Условия», «Средства».
2. Характеристика условий воспитания дошкольников в труде.
3.Характеристика средств трудового воспитания.
Вы можете вести запись, используя таблицу
№ п. п.
Условия трудового воспитания
Средства трудового воспитания
Сергей Иванович Ожегов определяет Условия как:
Обстоятельства, от которых что-то зависит.
2. Правила, установленные в какой-либо области.
3. Требования, предъявляемые одной из договаривающихся сторон.
4. Устное, письменное соглашение.
Учёт индивидуальных интересов, склонности к тому или иному виду труда, мотивация
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
Обсуждение результатов труда, вручение наград
Условия организации
труда детей
Организация материальной среды трудового оборудования
Совместный труд взрослых и детей
Формирование основ экономического воспитания
Учет нагрузки, состояния здоровья , интересов, способностей ребенка
Средства организации труда
Собственная трудовая деятельность детей.
Ознакомление с трудом взрослых.
Художественные средства:
художественная литература,
музыка,
произведения изобразительного искусства,
диафильмы,
видеофильмы,
слайды.
С. И. Ожегов определяет Средства как:
Прием, способ действия для достижения чего либо.
Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления деятельности.
Собственная трудовая деятельность детей
Нельзя научиться чему-либо, не делая этого.
Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности?
Планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет:
«Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться».
Вопрос :
Какие 2 ошибки делает воспитатель в этой записи?
Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания.
Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Ознакомление с трудом взрослых
Данное средство направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.
2 подход:
( Козлова С. А., Шахманова А. Ш.)
нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду
1 подход:
(Логинова В. И., Крулехт М. В.)
ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда
Результат:
- формирование представления о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней (врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей)
Результат:
формирование у детей представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых,
воспитание уважения к труду.
Художественные средства
Художественная литература
Художественная литература
Произведения изобразительного искусства
Продолжите фразы:«Оказывается что………»
«Мы думаем что …?»
При организации трудовой деятельности дошкольников следует строго соблюдать технику безопасности
В процессе труда происходит
- накопление практического опыта;
- формирование навыков и умений;
- формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);
- формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);
- расширение кругозора;
- расширение словарного запаса;
- расширение представлений о сенсорных эталонах;
- участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения;
- позволяет получать оценку;
- ощущение радости от результата труда;
- проявления внимания к партнерам по труду.
Оцените свою работу на занятии по следующим критериям:- правильность и полнота ответа,- наличие примеров,- вклад в общее дело,- самокритичность;
за поставленные «+» студент получает:
8 - отметку «5»,
- «4»,
2 - «3»,
0 - «2».
Домашнее задание:
Составить библиографию «Условия и средства воспитания дошкольников в труде».
2) Продолжить заполнение таблицы наиболее интересной информацией.
3) Разработать правила техники безопасности при организации различных видов труда (оформить в папку).