В последнее десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма. Наблюдается рост агрессивности, токсикоманий, иных форм делинквентного поведения. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость, истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Одна из причин такого положения нейропсихологии называют нарушение, недоразвитие мозговой организации ребенка. В своей программе я использую теоретический и практический материал нейропсихолога, профессора МГППУ Семенович А.В., который изложен в её книгах:
«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».
«Введение в нейропсихологию детского возраста».
Суть нейропсихологических технологий состоит в комплексном подходе к развитию ребенка, а именно формирование базовых сенсомоторных взаимодействий наряду с когнитивными процессами. Речь идет о системном подходе к развитию психических функций ребенка, включающей в себе физическое, личностное, интеллектуальное развитие.
В программу включены дыхательные, двигательные, глазодвигательные упражнения. Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, фонематического слуха, интеллектуальных процессов. Когнитивные и двигательные методы в программе используются с учетом взаимодополняющего влияния.
Программа составлена исходя из потребностей и возможностей детей и не дублирует содержания обучения в первом классе.
Структура программы
На каждом НОД обязательно последовательно включаются все разделы программы т.к. воздействуя на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его возрасту) приводит к консолидирующему эффекту.
На занятиях, с помощью двигательных упражнениях происходит воздействие на сенсомоторный уровень и вызывает активизацию развития всех высших психических функций. В первой половине подготовительного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простаивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Все задания, упражнения на занятиях предлагаются в форме игры, с учетом индивидуальных особенностей.
Обязательным является спортивная форма.
Продолжительность НОД
Занятия проводятся в течение 29 недель: три занятия по 25 мин один раз в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школа будущего первоклассника»
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование
Школа будущего первоклассника
Автор:
Барашкова Галина Васильевна
Педагог-психолог
высшей категории
МАДОУ «Детский сад № 6 «Березка»
г. Мирный, 2015г.
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей (физическое развитие, социально – нравственное развитие, развитие познавательных процессов, укрепление здоровья);
Содействие адаптации ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Задачи программы:
Формирование произвольной саморегуляции с включением упражнений на формирование навыков внимания и преодоление поведенческих стереотипов;
Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий;
Формирование пространственных представлений;
Формирование слухо – речевого гнозиса (развитие фонематического слуха, через неречевые, речевые звукоразличия);
Развитие речи посредством знакомства с художественной литературой
Развитие мелкой моторики;
Развитие познавательной деятельности;
Формирование первоначальных навыков учебной деятельности (математике, письма и чтения);
Развития коммуникативных навыков.
Структура программы
На каждом НОД обязательно последовательно включаются все разделы программы т.к. воздействуя на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его возрасту) приводит к консолидирующему эффекту.
На занятиях, с помощью двигательных упражнениях происходит воздействие на сенсомоторный уровень и вызывает активизацию развития всех высших психических функций. В первой половине подготовительного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простаивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Все задания, упражнения на занятиях предлагаются в форме игры, с учетом индивидуальных особенностей.
Обязательным является спортивная форма.
Продолжительность НОД
Занятия проводятся в течение 29 недель: три занятия по 25 мин один раз в неделю.
Пояснительная записка
В последнее десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма. Наблюдается рост агрессивности, токсикоманий, иных форм делинквентного поведения. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость, истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Одна из причин такого положения нейропсихологии называют нарушение, недоразвитие мозговой организации ребенка. В своей программе я использую теоретический и практический материал нейропсихолога, профессора МГППУ Семенович А.В., который изложен в её книгах:
«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».
«Введение в нейропсихологию детского возраста».
Суть нейропсихологических технологий состоит в комплексном подходе к развитию ребенка, а именно формирование базовых сенсомоторных взаимодействий наряду с когнитивными процессами. Речь идет о системном подходе к развитию психических функций ребенка, включающей в себе физическое, личностное, интеллектуальное развитие.
В программу включены дыхательные, двигательные, глазодвигательные упражнения. Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, фонематического слуха, интеллектуальных процессов. Когнитивные и двигательные методы в программе используются с учетом взаимодополняющего влияния.
Программа составлена исходя из потребностей и возможностей детей и не дублирует содержания обучения в первом классе.
Тематическое планирование (87)
Формирование у ребенка пространственные представлений – одно из важнейших условий его достижений, первым шагом должна стать маркировка левой руки, на неё можно надеть красную тряпочку, браслет или часы. Таким образом - это создает прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от тела ребенка, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления.
Все двигательные упражнения необходимо закреплять дома с родителями, для этого предполагается проведение совместных занятий. Обязательным условием является выполнение домашних заданий, которые на каждом занятии должны проверяться, для того чтобы выяснить насколько хорошо дети дома отработали упражнения. В конце каждого занятия обязательное подведение итогов.
На первых порах важна четкая, повторяющаяся структура занятий, кроме того, начало работы требует достаточно жесткой позиции психолога, что способствует автоматизации алгоритма занятий. Допустимо проводить повторные занятия, если психолог видит, что дети с трудом выполняют упражнения.
№
1
Разделы
2
Часы
Внимание (Цель: настрой, разминка)
1-12 раздел 1ч в неделю.
Дыхательные упражнения (Цель: выработка правильного дыхания (медленное, глубокое, диафрагмальное), которое успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции.)
3
4
Общий двигательный репертуар
Игры с мячом
5
6
Растяжки
7
Глазодвигательный репертуар
Базовые сенсомоторные взаимодействия (Цель: формирование одновременных координаций рук и ног, сочетание движений правой и левой половины тела)
8
Цель: активизация кровоснабжения мозга, профилактика и коррекция зрения.
9
Базовые сенсомоторные взаимодействие с опорой на графическую деятельность.
10
Мелкая моторика
11
Соматогнозис (восприятие ребенком схемы своего тела, как некой целостности), тактильные и кинестические процессы.
12
Пространственные и «квазипространственные» (введение предлогов перед, за, на, под и т.д.) представления. (
Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. (Цель: развитие фонематического слуха с помощью неречевых звуков, бытовых шумов и чувстве ритма)
13
Цель: формирование внешнего и внутреннего пространства, пространства в тетраде, в книге.
14
Развитие речи
15
13-14 раздел 1ч в неделю, с чередованием
Развитие познавательных процессов: Внимание, Мышление, Память, Воображение
Учимся считать. (Цель: формирование начальных навыков счета и простых арифметических задач)
16
Понедельно
17
Учимся писать. (Цель: формирование начальных навыков письма)
15-17 раздел 1ч в неделю
Учимся читать. (Цель: формирование навыков чтения простых слов и предложений. Рассчитано на детей не имеющих стойких логопедических проблем)
Предполагаемый результат
К концу курса дети должны соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В первую очередь дети должны научиться регулировать свое поведение, от «я хочу» прийти к « я могу» и «мне нужно», т.е. иметь базовый уровень произвольной саморегуляции.
Уметь общаться со сверстниками и взрослыми. Развитую мотивационную сферу.
Достаточно развитую крупную и мелкую моторику, иметь пространственное представление, познавательную активность. Иметь представление о живой и неживой природе, знать времена года, дни недели, последовательность частей суток, передавать содержание литературных произведений, решать простые арифметические задачи.
Мониторинг развития
Цель: Изучение уровня развития ребенка; Оценка готовности к школьному обучению.
Предполагается проведение мониторинга в три этапа.
Перечень методик и литературы:
Н. Семага, М. Семага «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения»
С.Гаврина «Большая книга тестов»
Н. Вьюнова «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Е. Екжанова «Диагностико-прогностический скрининг»
Использованная литература:
А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Москва 2007г.
Е.А. Екжанова «Эффективная коррекция в играх и упражнениях»
Цель: подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению математики
Задачи:
Формирование представления о натуральном ряде чисел первого десятка, их составе;
Формирование количественных и пространственных представлений;
Обучение прямому и обратному счету в пределах 10, счеты конкретных и отвлеченных предметов;
Развитие геометрических представлений;
Формирование решать простые арифметические задачи.
Тематическое планирование (18ч)
Темы
Часы
Ориентировка в пространстве
1ч
Взаимное расположение предметов (наверху, внизу, слева, справа, над, под, за, перед, между, рядом)
1ч
Величина, сравнение предметов по размеру (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий)
1ч
Форма предметов (круглая, квадратная, треугольная)
Количественные понятия (много, мало, несколько, немного, столько же, поровну, одинаково)
1ч
1ч
Количество и счет; счет предметов в группе; число предметов и цифры, обозначающие их (от 1 до 10); счет в прямом и обратном порядке; порядковые и количественные числительные; числовая последовательность (предшествует, следует за, перед, между); получение числа путем прибавления 1 к предыдущему числу и вычитание 1 из последующего числа; наблюдение за составом чисел; сравнение множеств и чисел (больше, меньше, на 1 больше, на 1 меньше); решение простых задач на сложение и вычитание
9ч
Геометрические фигуры (круг, четырехугольник, треугольник)
2ч
Дни недели, части суток
1ч
Обобщение пройденного
1ч
Предполагаемый результат:
К концу курса дети должны:
Владеть количественным и порядковым счетом в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
Сравнивать числа в пределах 10;
Иметь пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между);
Различать формы предметов;
Соотносить числа и цифры с количеством предметов;
Знать дни недели, последовательность частей суток;
Решать простые арифметические задачи.
Знакомство с художественной литературой и развитием речи»
Цель: подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
Обогащение словарного запаса;
Формирование навыка пересказа художественного текста;
Развитие связной устной речи;
Развитие способности к анализу и синтезу;
Воспитание интереса к художественной литературе;
Воспитание культуры речевого общения.
Тематическое планирование (18ч)
Темы
Отгадывание загадок
Произведения
Часы
Сочини сказку
Загадки, скороговорки
Любимая игрушка
1ч
Русские народные сказки
Зима
А. Барто «Игрушки»
1ч
1ч
Братья наши меньшие
Стихи русских поэтов о зиме
1ч
М. Пришвин «Ребята и утята»
Культура общения
1ч
В. Осеева «Волшебное слово»
Родная природа
1ч
Давайте пофантазируем
Е. Чарушин «Медвежата»
Моя мечта
Н. Носов «Фантазеры»
1ч
Весна идет
1ч
В. Катаев «Цветики – семицветики»
1ч
Стихи русских поэтов о весне
Что за прелесть эти сказки!
Кто мы и откуда?
1ч
Сказки А. Пушкина
Школа
Любимые книжки
2ч
Придумай свою игру
1ч
Л. Толстой «Филиппок»
Дружба
1ч
Н. Носов «Затейники»
1ч
В. Осеев «До первого дождя»
Сто тысяч «почему»
1ч
«Почемучкины книжки»
Обобщение пройденного
1ч
1ч
Предполагаемый результат :
К концу курса дети должны уметь:
Составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (точка, восклицательный знак, вопросительный знак);
Передавать содержание небольших литературных произведений;
Цель: подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению письму.
Задачи:
Знакомство с основными структурными единицами графической системы письменных букв русского алфавита, их вариантами по размеру и пространственному положению;
Воспитание интереса к родному языку.
Тематическое планирование (18ч)
Темы
Часы
Обведение по контуру, закрашивание
1ч
Самостоятельное рисование по образцу и раскрашивание
1ч
Обведение по контуру, соединение точек, самостоятельное дорисовывание
1ч
Знакомство с основными направлениями штриховки (горизонтальное, вертикальное, наклонная вправо, наклонная влево)
1ч
Штриховка разных видов
1ч
Обведение по контуру и штриховка
1ч
Обведение по контуру, соединение точек, штриховка, рисование овалов, кругов
1ч
Письмо прямых линий (сверху вниз и слева направо)
1ч
Письмо прямой наклонной линии (короткой и длинной)
1ч
Письмо прямой наклонной линии с закругленным внизу или вверху
1ч
Письмо прямой наклонной линии петелькой внизу
1ч
Письмо удлиненной наклонной линии с петлей вверху
Письмо удлиненной наклонной линии с петлей внизу
1ч
1ч
Письмо правого и левого полуовалов
1ч
Дописывание по образцу с чередованием элементов букв
1ч
Обобщение пройденного
3ч
Предполагаемый результат :
К концу курса дети должны уметь:
Различать основные элементы букв по форме, используя шаблоны;
Писать в определенной, заданной последовательности, ориентируясь на сигнальную красную строчку со штрихом.
«Знакомство с окружающим миром»
Цель: расширить и систематизировать представления детей старшего дошкольного возраста о явлениях природы и общественной жизни.
Задачи:
Формирование общих представлений о живой и неживой природе, растениях, животных, планете Земля;
Формирование общих представлений о культуре быта;
Знакомство с правилами личной гигиены, поведения в транспорте и общественных местах;
Формирование представления о семье;
Воспитание бережного отношения к природе, уважения к старшим.
Тематическое планирование (4ч)
Темы и краткое содержание
Часы
Что нас окружает (мы живем на планете земля; воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа; значение природы в жизни людей; какие бывают растения; какие бывают животные времена года)
1ч
Наш дом (где мы живем: домашний адрес; что такое семья; почему нужно вести здоровый образ жизни и соблюдать режим дня; правила личной гигиены)
1ч
Наш город (откуда произошло название нашего города; как называется главные улицы; достопримечательности; транспорт; основные дорожные знаки; правила поведения в транспорте и общественных местах)
1ч
Россия – наша Родина (немного об истории и географическом положении; природа; крупные города; столица)
1ч
Предполагаемый результат :
К концу курса дети должны:
Иметь общее представление о живой и неживой природе;
Знать времена года;
Знать домашний адрес, имена и отчества родителей;
Иметь представление о стране, городе, в котором они живут;
Знать правила личной гигиены, поведения в транспорте и общественных местах.
Мониторинг развития детей по годам
Начало года
Конец года
Показатели успеваемости детей в конце первого класса