Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники
Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники
Бесспорно, базой для развития связной речи становится дошкольное учреждение, именно в детском саду, создана специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» процесс обучения детей связной речи направлен на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
1. развитие свободного общения между взрослыми и детьми;
Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники »
Татьяна Петровна
Никитова
Воспитатель
МБДОУ детского сада №34 «Теремок»
Стаж работы
в должности 4 года
Образование
Муромский педагогический колледж, 2014г.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Решение данных проблем на современном этапе возможно при условии преобразования процесса обучения в интересную, занимательную, развивающую деятельность.
Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
Принцип доступности:предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Цель:развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники .Задачи:
Развивать у детей:
- связную и диалогическую речь;
умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;
психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
- развитие связной и диалогической речи у детей;
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…;
Ведущая педагогическая идея
опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.
Длительность работы над опытом: Сентябрь 2012 года - май 2014года.
1 этап – начальный (констатирующий)- сентябрь 2012 года
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, подбор и создание дидактических пособий.
2этап – основной (формирующий) – сентябрь 2012- 2014 года
Апробация системы формирования связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста, открытые показы занятий для педагогов ДОУ, доступная развивающая среда.
3 этап – заключительный (контрольный) - апрель-май 2014 года
Становление опыта, оценка результатов, описание работы.
Диапазон опытапредставлен системой работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.
Новизна опытасостоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта мы решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.
Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицакаксвоеобразный зрительный план для создания монологов, помогает детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблица как дидактический материал по развитию связной речи детей:
- формировании культурно-гигиенических навыков,
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов,
- систематизировании знаний о сезонных изменениях.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
- посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).
В течение всего периода работы.
Консультативная:
- групповые и индивидуальные консультации.
В течение всего периода работы.
Информационная:
- устная и посменная информация (выпуск информационного листа);
- стендовая информация.
В течение всего периода работы.
Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.
Технология реализации опыта
Технология реализации опыта
Технология реализации опытаСредняя группа
Составление описательных рассказов
Пересказ художественной литературы
Технология реализации опыта
Работа с родителями
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!!».
В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание , а во втором - действует непроизвольное , основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.
Поэтому мы подготовили консультативный материал для родителей по изготовлению мнемотаблиц в домашних условиях, работы с детьми по разучиванию стихов, коротеньких рассказов с использованием мнемотаблиц.
Количественные показатели результативности педагогической деятельности
Уровень сформированности связной речи
2012
Низкий
5%
2014
Средний
Высокий
80%
0%
Изменение уровня
15%
65%
Уменьшение на
5 %
35%
Уменьшение на 15%
Увеличение на 20%
Результаты педагогической деятельности
•Связная речь детей соответствует критериям программы .
•Словарный запас детей из пассивного превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
Дети стали активнее, повысился уровень внимания, памяти, творческого воображения, мышления.
•Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составлять развернутые рассказы.
Появился интерес к заучиванию стихов.
Дети постепенно преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Родители стали более активно сотрудничать с воспитателем: принимать участие в мероприятиях ДОУ, обмениваться полезной информацией, делиться личным опытом, заинтересовались приемами мнемотехники, получили новые и полезные знания, практический материал, который успешно применяют в работе с детьми.
Использование метода мнемотехники в интегрированных занятиях приносит очень хороший результат:
- связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;
- словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;
- ребята активнее работают на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;
- дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции;
- активизировался интерес к заучиванию стихов;
Транслируемость практических достижений педагогической деятельности
Список литературы
Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
Громова О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}