kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бесспорно, базой для развития связной речи становится дошкольное учреждение, именно в детском саду, создана специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» процесс обучения детей связной речи направлен на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

1. развитие свободного общения между взрослыми и детьми;

2. развитие всех компонентов устной речи;

3. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники »

Татьяна Петровна Никитова  Воспитатель МБДОУ детского сада №34 «Теремок»  Стаж работы в должности 4 года  Образование Муромский педагогический колледж, 2014г.

Татьяна Петровна

Никитова

Воспитатель

МБДОУ детского сада №34 «Теремок»

Стаж работы

в должности 4 года

Образование

Муромский педагогический колледж, 2014г.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

- недостаточный словарный запас;

- употребление нелитературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:  Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.  Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.  Бедность речи. Недостаточный словарный запас.  Употребление нелитературных слов и выражений.  Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.  Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.  Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.  Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.  Плохая дикция. Решение данных проблем на современном этапе возможно при условии преобразования процесса обучения в интересную, занимательную, развивающую деятельность.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Решение данных проблем на современном этапе возможно при условии преобразования процесса обучения в интересную, занимательную, развивающую деятельность.

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)  Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка. Принцип доступности :
  • Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В.А.Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

  • Принцип творческого обучения и воспитания: максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
  • Принцип доступности : предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
  • Принцип личностной ориентации: личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
  • Принцип природосообразности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.

Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники . Задачи:

  • Развивать у детей:

- связную и диалогическую речь;

  • умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;

- умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

  • психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
  • Поделиться опытом профессиональной деятельности с педагогами ДОУ.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

- развитие связной и диалогической речи у детей;

- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;

- обучение детей правильному звукопроизношению;

- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…;

Ведущая педагогическая идея

опыта заключается в создании условий для внедрения мнемотехнических технологий в воспитательно-образовательный процесс с целью повышения уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом: Сентябрь 2012 года - май 2014года.

1 этап – начальный (констатирующий)- сентябрь 2012 года

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, изучение научно- педагогической литературы, изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети интернет, подбор и создание дидактических пособий.

2этап – основной (формирующий) – сентябрь 2012- 2014 года

Апробация системы формирования связной речи посредством мнемотехники у детей дошкольного возраста, открытые показы занятий для педагогов ДОУ, доступная развивающая среда.

3 этап – заключительный (контрольный) - апрель-май 2014 года

Становление опыта, оценка результатов, описание работы.

Диапазон опыта представлен системой работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Новизна опыта состоит в комбинировании традиционных и современных методик и технологий по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта мы решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица как  своеобразный зрительный план для создания монологов, помогает детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Мнемотаблица как дидактический материал по развитию связной речи детей: - формировании культурно-гигиенических навыков, - обогащения словарного запаса, - при обучении составлению рассказов, - при пересказах художественной литературы, - при отгадывании и загадывании загадок, - при заучивании стихов, - систематизировании знаний о сезонных изменениях. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблица как своеобразный зрительный план для создания монологов, помогает детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблица как дидактический материал по развитию связной речи детей:

- формировании культурно-гигиенических навыков,

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов,

- систематизировании знаний о сезонных изменениях.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей:

  • Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.
  • Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
  • Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
  • Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
  • Здоровье: физкультминутки.
  • Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
  • Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

II. Комплексно-тематический принцип:

1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

2) Виды«тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

Планируемые результаты:

Планируемые результаты:

  • Развитие связной речи у дошкольников.
  • Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей,
  • Владение детьми различными видами запоминания стихов и повышение интереса к их заучиванию.
  • Расширение кругозора.
  • Проявление желания у детей пересказывать тексты, придумывать интересные истории.
  • Включение приобретенных ЗУН в игровые действия детей (прикладной характер информации).
  • Повышение интереса родителей и воспитателей к приемам мнемотехники.

Структура педагогической деятельности:

Формы работы с детьми

1

Сроки реализации

Мониторинг динамики формирования интегративных качеств детей дошкольного возраста.

2

Сентябрь 2012г.

(средняя группа)

Май 2014г. (старшая группа)

Знакомство с символами мнемотехники

(рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).

3

4

Ноябрь – декабрь 2012г.

Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь).

5

Использование мнемоквадратов, мнемодорожек во время ООД и в процессе совместной с воспитателем деятельности.

В течение всего периода работы.

В течение всего периода работы.

Графическая зарисовка мнемотаблицы.

6

В течение всего периода работы.

Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс.

7

8

Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:

В течение всего периода работы.

  • во время ООД;

В течение всего периода работы.

Итоговое занятие внутри ДОУ

Оснащение ПРС с использованием мнемотаблиц

- в свободной деятельности;

- в продуктивной деятельности;

- в индивидуальной деятельности.

Апрель 2014г.

В течение всего периода работы.

Структура педагогической деятельности:

Сотрудничество с педагогами ДОУ

Сроки реализации

- посещение РМО;

- консультации;

- консультации психолога и логопеда;

- обмен опытом;

- взаимодействие со специалистами.

В течение всего периода работы.

- презентация опыта работы на педсовете ДОУ.

Май 2014г.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Просветительская:

- родительские собрания («Значения связной речи в жизни дошкольника»,

«Использование инновационных методов и приемов в развитии связной речи дошкольников в ДОУ и семье»;

- анкетирование «Развиваем речь детей».

Октябрь 2012г.

(средняя группа)

Сентябрь 2013г. (старшая группа) Сентябрь 2012г.

- выставка педагогической литературы;

- круглый стол «Как собирать детскую библиотеку?»;

- день открытых дверей;

- посещение открытых занятий;

- посещение мероприятий в ДОУ (праздники, спортивные мероприятия).

В течение всего периода работы.

Консультативная:

- групповые и индивидуальные консультации.

В течение всего периода работы.

Информационная:

- устная и посменная информация (выпуск информационного листа);

- стендовая информация.

В течение всего периода работы.

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:   1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.  2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).  3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.  4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.  5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов: 1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации). 3. Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно. 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

Технология реализации опыта

Технология реализации опыта

Технология реализации опыта

Технология реализации опыта

Технология реализации опыта  Средняя группа Составление описательных рассказов Пересказ художественной литературы

Технология реализации опыта Средняя группа

Составление описательных рассказов

Пересказ художественной литературы

Технология реализации опыта

Технология реализации опыта

Работа с родителями Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!!». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?  Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание , а во втором - действует непроизвольное , основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Поэтому мы подготовили консультативный материал для родителей по изготовлению мнемотаблиц в домашних условиях, работы с детьми по разучиванию стихов, коротеньких рассказов с использованием мнемотаблиц.

Работа с родителями

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!!».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание , а во втором - действует непроизвольное , основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Поэтому мы подготовили консультативный материал для родителей по изготовлению мнемотаблиц в домашних условиях, работы с детьми по разучиванию стихов, коротеньких рассказов с использованием мнемотаблиц.

Количественные показатели результативности педагогической деятельности Уровень сформированности связной речи 2012 Низкий 5% 2014 Средний Высокий 80% 0% Изменение уровня 15% 65% Уменьшение на 5 % 35% Уменьшение на 15% Увеличение на 20%

Количественные показатели результативности педагогической деятельности

Уровень сформированности связной речи

2012

Низкий

5%

2014

Средний

Высокий

80%

0%

Изменение уровня

15%

65%

Уменьшение на

5 %

35%

Уменьшение на 15%

Увеличение на 20%

Результаты педагогической деятельности

Связная речь детей соответствует критериям программы .

Словарный запас детей из пассивного превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

  • Дети стали активнее, повысился уровень внимания, памяти, творческого воображения, мышления.

Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составлять развернутые рассказы.

  • Появился интерес к заучиванию стихов.
  • Дети постепенно преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
  • Родители стали более активно сотрудничать с воспитателем: принимать участие в мероприятиях ДОУ, обмениваться полезной информацией, делиться личным опытом, заинтересовались приемами мнемотехники, получили новые и полезные знания, практический материал, который успешно применяют в работе с детьми.

Использование метода мнемотехники в интегрированных занятиях приносит очень хороший результат:

- связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;

- словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;

- ребята активнее работают на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;

- дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции;

- активизировался интерес к заучиванию стихов;

Транслируемость практических достижений педагогической деятельности

Транслируемость практических достижений педагогической деятельности

Список литературы Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Вахрушев А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва «Баласс», 2000.  Громова О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.    Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru http://www.eidotehnika.org http://www.authorstream.com http://www.syntone.ru

Список литературы

  • Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  • Вахрушев А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва «Баласс», 2000.
  • Громова О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
  • Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  • Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  • Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
  • Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб, «Детство-Пресс», 2000г.

  Интернет ресурсы:

http://dohcolonoc.ru

http://www.eidotehnika.org

http://www.authorstream.com

http://www.syntone.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники

Автор: Никитова Татьяна Петровна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "«Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники». "
    ["seo_title"] => string(66) "razvitiie-sviaznoi-riechi-doshkol-nikov-mietodom-mniemotiekhniki-1"
    ["file_id"] => string(6) "232355"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442826477"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Мастер-класс для педагогов «Особенности развития связной речи и использование развивающих игр с детьми с ТНР»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_dlia_pedagogov_osobennosti_razvitiia_sviaznoi_rechi_i_ispolzovanie_"
    ["file_id"] => string(6) "648837"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1712829209"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников"."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_ispolzovanie_mnemotekhniki_dlia_razvitiia_s"
    ["file_id"] => string(6) "585133"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1628539572"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства