Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников".
Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников".
Известно, что процесс развития речи дошкольников протекает под руководством взрослого. И чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
На мой взгляд, внедрение мнемотехники в образовательный процесс будет интерсно не только педагогам, но и способно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать их речевую активность разнообразием методов и приёмов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников".»
Консультация для педагогов.
Тема: Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
Цель: поиск рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.
Задачи:
- дать педагогам представление о мнемотехнике, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- дать рекомендации по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование: презентация на флеш-носителе, картотека карточек-символов; альбом с мнемотаблицами на разные темы; иллюстрированная книжка со сказкой «Теремок»; листы бумаги и цветные карандаши.
Современные дети живут в мощном потоке информации, но, к сожалению, часто живое общение заменятся общением с компьютером, телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой. Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Основоположник русской, и в частности, дошкольной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Учите детей пяти незнакомым словам, и они будут долго мучиться, свяжите двадцать слов с картинками, и они запомнят их на лету». Именно поэтому я обратила внимание на мнемотехнику, как технологию речевого развития дошкольников.
Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти - Мнемозины. Мнемоника - искусство запоминания. Мнемотехника - это совокупность методов и приёмов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запоминать информацию путём образования ассоциаций, на основе визуального, а так же чувственного представления. Это интересная организация учебного процесса в виде игры.
В основе мнемотехники лежит символическая аналогия – обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни. Речь человека записывается буквами – символами звуков; количество – цифрами, символами числа и т. д. Символическая аналогия бывает словесной и графической.
Вспомните, как мы в детстве запоминали порядок расположения цветов в радуге благодаря присказке об охотнике и фазане: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Современная фраза: «Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп». Начальная буква каждого цвета ассоциируется с начальной буквой слов в этой фразе. Или мы в школе запоминали падежи русского языка (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный): «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку». Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Подобным образом можно запечатлеть в памяти любую информацию.
Ещё приём мнемотехники – это рифмизация: например, чтобы запомнить числовое выражение величины числа π (~3,14159265…), нужно выучить мнемоническое четверостишие:
«Чтобы ПИ запомнить, братцы, Надо чаще повторять: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девять, двадцать шесть и пять».
В работе же с дошкольниками чаще всего используется графическая символическая аналогия, так как у детей ведущий вид памяти - зрительно-образный. Как писал Константин Дмитриевич Ушинский: «Ребёнок мыслит образами».
Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. То есть это своего рода конспекты в картинках.
Задачи мнемотехники:
- развитие связной речи;
- расширение объёма словарного запаса и знаний об окружающем мире;
- формирование умений составлять рассказ и пересказывать текст;
- облегчение процесса заучивания стихотворений;
- перекодирование информации: преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при изображении опорных рисунков;
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); образного мышления (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
Кроме того, мнемотехника помогает запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу; как правильно вымыть руки или приготовить овощной салат); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время).
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом:
первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Рисунок в квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Например, у ребёнка в детском саду на шкафчике, на кроватке и над его полотенцем прикреплено изображение котёнка. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся именно под этой картинкой.
Мнемодорожка – это последовательность четырёх или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребёнок составляет рассказ из нескольких простых предложений.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Глядя на рисунки, ребёнок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному тексту.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Для детей младшего дошкольного возраста изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребёнка, так как цветные образы быстрее запоминаются: ёлочка - зелёная, солнышко – жёлтое, небо – голубое. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – оранжевые треугольники (туловище, хвост) и круг (голова), волк – серые овалы (туловище, хвост) и круг (голова), и т. д. . Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.
Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком. В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении и в нужный момент дополнять текст взрослого, называя изображённую картинку.
Далее надо научить ребёнка понимать рисунки, наиболее подходящие по смыслу к определённому слову.
Для этого можно использовать следующие задания:
- называется слово, а детям необходимо выбрать картинку, которая поможет это слово запомнить. Давайте с вами попробуем поиграть. Смотрите на экран.
Лес - дерево, море - дельфин, луг - одуванчик, день - солнце, ночь - месяц,
- Следующее задание – противоположное: показываем картинку, а по ней надо вспомнить слово.
Далее необходимо научить детей заменять ключевые слова или понятия рисунками-символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него. Необходимо также обязательное ограничение времени на изображение для того чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении. Мы в группе используем песочные часы.
Предлагаю вам игру-задание «Запоминаем слова, рисуя». Берите листочки и карандаши. Я называю слово, а вам необходимо нарисовать к этому слову рисунок, который потом поможет вам это слово вспомнить.
Слова: дом, птица, ветер, сидит, смотрит, молчит.
Также можно создать совместно с детьми картотеку карточек-символов на часто встречающие слова и понятия. В нашей группе это вот такая картотека (показать).
Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов. Например, глядя на страницы сказки «Теремок», ребёнок может последовательно рассказать, или как любят говорить дети «прочитать», кто за кем приходил к теремку.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается изображение. Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:
- Выразительно прочитать стихотворение. Затем поставить перед детьми цель – заучить стихотворение наизусть.
- Повторно прочитать стихотворение, показывая изображение в мнемотаблице, где каждая ячейка соответствует одному слову или целой фразе (строчке) из стихотворения.
- Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного. Следует уточнить, все ли слова знакомы ребёнку. Если что-то не понятно или незнакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее надо прочитать стихотворение по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребёнок должен повторить, смотря на таблицу.
- В заключение, ребёнок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребёнок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнит. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких- то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.
После того как дети освоят способ символической графической аналогии при запоминании отдельных слов и понятий, можно предложить им «зарисовать» небольшие стихотворения.
Давайте вместе с вами зарисуем самое знакомое стихотворение Агнии Барто «Мячик».
Выполнение задания педагогами.
Наиболее сложный вид монологической речи, который трудно даётся детям – составление рассказа-описания, так как в силу возраста у детей не хватает словарного запаса и знаний, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.
Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:
- Озвучить для ребёнка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос изображён.
- Уточнить, понятно ли, почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребёнку непонятно, объяснить ему в простой форме.
- Показать на примере, как пользоваться таблицей.
- Попросить ребёнка, чтобы теперь он описал какой-то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.
Также эту мнемотаблицу можно использовать при составлении загадок. Алгоритм действий тот же, только первый квадрат в таблице не надо озвучивать.
На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт, но не называете нам и, опираясь на схему, нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.
Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи.
Подобные таблицы составляются на разные темы: «Времена года», «Профессии»; «Животные», «Птицы», «Семья», «Грибы», «Ягоды», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Бытовые приборы» и т.д.
Составлять загадки можно используя схематические рисунки. Попробуйте отгадать, какая загадка зашифрована на этой схеме. Внимание на экран.
Педагоги называют изображения в таблице: «Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками». Отгадка: ёжик.
А сейчас предлагаю вам зашифровать загадку: «Ни окон, ни дверей, полна горница людей».
Педагоги на листах бумаги изображают схематические рисунки.
Итак, мнемотехника - это замечательный дидактический материал, который развивает основные психические процессы; формирует умение перекодировать информацию; помогает делать выводы и схематизировать материал; а главное – развивает связную речь ребёнка и сокращает время запоминания текста.
Но не забывайте менять тематику мнемотаблиц, чтобы у детей не пропал интерес. На одном занятии учим стихотворение, на другом – пересказываем сказку, на третьем – составляем загадку о бытовых приборах.
Для эффективного развития речи дошкольников одних занятий в дошкольном учреждении недостаточно. Ребёнку постоянно нужна практика, поэтому родители тоже должны включиться в этот процесс, если хотят, чтобы ребёнок к школе мог легко и просто рассказать о любом предмете, животном, явлении природы и т.п.
Советую вам познакомить родителей с методом мнемотехники и в помощь приготовила познавательные буклеты.