Мастер-класс для педагогов «Особенности развития связной речи и использование развивающих игр с детьми с ТНР»
Мастер-класс для педагогов «Особенности развития связной речи и использование развивающих игр с детьми с ТНР»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирование опыта по использованию игровых технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников; ознакомление педагогов с особенностями развития связной речи и системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
Познакомить с особенностями развития связной речи детей с ТНР.
Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии.
Дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
Популяризировать инновационные идеи, технологии.
Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Особенности развития связной речи и использование развивающих игр с детьми с ТНР»»
Мастер-класс для педагогов
«Особенности развития связной речи и использование развивающих игр с детьми с ТНР »
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирование опыта по использованию игровых технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников; ознакомление педагогов с особенностями развития связной речи и системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
Познакомить с особенностями развития связной речи детей с ТНР.
Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии.
Дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
Популяризировать инновационные идеи, технологии.
Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование: пособия “Волшебные колечки”, кубики с картинками-опорами, колечки с картинками, цифрами, мелкие игрушки, клей.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые можно использовать в речевой работе с детьми.
Среди задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности. И задача педагогов не только скорректировать имеющееся нарушение, но и заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в этом процессе.
Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: “О, как же ты красива!”.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. С каждым годом всё больше детей с речевые нарушения различной степени сложности. Они испытывают затруднения при общении, не могут достаточно точно выразить свои мысли, стесняются из-за нечеткой речи (нарушений в звукопроизношении), из-за этого становятся не уверены в себе, замкнуты. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Чтобы это не переросло в комплекс, мы создаем для этого условия.
Занятия с детьми с ТНР проводятся индивидуально или небольшими подгруппами (2-3 чел). Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи и усваивают инструкции, обращенные лично к ним. Так же различаются темпы усвоения материала. Многократные повторения одних и тех же слов утомляют не только ребенка, но и взрослого. От повторений никуда не деться, особенно когда нужно научить ребенка слышать, строить предложения и т. д. И только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Игра – это основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». Поэтому работа педагогов особенно нуждается в использовании игровых технологий. Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Цель использования игровой технологии в логопедической практике: повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.
Игры, используемые на занятиях, выполняют следующие функции:
Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
Диагностическую (дают возможность диагностировать различные проявления ребёнка);
Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
При проведении и организации всех видов игр надо соблюдать следующие условия:
Выразительность проведения игр.
Необходимость включения педагога в игру.
Оптимальное сочетание занимательности и обучения.
Простота, доступность, ёмкость и наглядность.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.
Составление рассказов по вопросам педагога, становится проблемой для детей с ТНР. Дети не могут выразить свои мысли, составить правильно предложения. А этап автоматизации звуков, на котором приходиться многократно отрабатывать один и тот же речевой материал, особенно у детей, имеющих тяжелые речевые нарушения превращается в утомительный процесс.
В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
Несформированность грамматического строя речи.
Нарушения звукопроизношения.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и т.д.
Плохая дикция.
Чтобы интерес детей к занятиям не угасал, необходимо разнообразить приемы своей работы.
Но с ребенком надо делать все через игру… А в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями игра приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда, воспитателей – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Не только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить, но и в заучивании стихотворений, рассказывании сказок и т.д. , воспитатели также используют прием повторения.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
А сейчас мне бы хотелось более подробно остановиться на вопросе развития связной речи детей. Потому что, наряду с другими, перед нами стоит задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из методов развития связной речи является использование мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:
обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихов.
Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки». Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия «Волшебные колечки».
Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек представлен в рисунке 1 (Рисунок 1).
Рисунок 1
Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия «Волшебные колечки».
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
3 этап. Деление стихотворения на части.
В данном случае каждая часть связана с новым видом овощей.
4 этап. Чтение стихотворения по частям. Каждой часть сопровождается надеванием «колечка» на пальцы рук, начиная с левой. Рука лежит на столе ладонью вниз.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
- А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.
- Молодец! А теперь без моей помощи.
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
- А кто из вас может рассказать стихотворение без колечек?
Детям нравится работать с колечками. Можно использовать данные колечки по формированию математических представлений:
учить соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);
упражнять в счете до 10 и обратно;
ознакомление с составом числа;
использовать порядковые числительные (колечки с картинками);
формировать пространственные представления (лево-право) (колечки с картинками);
уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5).
Помогают колечки при подготовке к обучению грамоте:
при выделении изучаемых звуков в словах;
при формировании и дифференцировании понятий «твёрдый-мягкий звук».
при дифференциации сходных по звучанию или артикуляции звуки.
игры с колечками при проведении пальчиковых, пальчиковых шагов.
П ри обучение детей составлению предложений (по системе Новиковой-Иванцовой Т.Н.), где требуется работа с картинками и фишками, замечено, что у ребенка постоянно возникает желание держать что-нибудь в руках, к простым карточкам он быстро теряет интерес. А вот объемные фигурки, игрушки, являются стимулирующим звеном. Поэтому возникла идея создания многофункциональных «универсальных кубиков» со сменными картинками, которые бы позволяли и отрабатывать необходимый речевой материал и удерживать внимание дошкольника. Выстраивание кубиков в ряд дает ребенку понятие о структуре предложения, расположения слов в нем, а манипуляции с ними позволяют еще и почувствовать это. Разная степень усвоения материала приводит к частому повторению одних и тех же слов. А попеременные игры с карточками, кубиками, предметами позволяют не наскучить ребенку, отрабатывая один и тот же материал.
В дальнейшем, при составлении рассказов, кубики служат наглядной схемой, помогают выстроить цепочку предложений.
А так же использование сказочных героев при составлении рассказов по вопросам и автоматизации звуков у детей с ТНР является наиболее универсальным и комплексным методом воздействия в работе педагогов.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать естественную потребность в инициативной речи, прививают чувство родного языка, умение правильно произносить слова, позволяют лучше усваивать грамматические формы.
Игры-драматизации решают одновременно несколько задач: развитие связной речи, интонационной выразительности, развивают навыки театрально –исполнительской деятельности.
Дидактические игры направлены на развитие у детей речевого общения, речевой коммуникации, навыков контроля и самоконтроля .
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер-классе, пригодятся вам в работе.
Таким образом, с помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат достигаются следующие результаты:
у детей появляется желание пересказывать сказки заучивать стихотворения;
расширяется кругозор и активизируется словарный запас, формируются навыки правильного произношения слов и отдельных фраз;
дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, развиваются творческие способности.
Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, педагоги могут почти на 50 % улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Результатом использования игровой технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, высокая познавательная и речевая активность детей.
Таким образом, используя в коррекционной работе с детьми с ТНР игровые технологии, учитель-логопед может улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер-классе, пригодятся вам в работе.
Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя разные методы, тем лучше они будут подготовлены к школе, так как связная речь является главным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В своей работе использую данную литературу
Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985 — с.92
Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.