Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование
Участники проекта:
Воспитанники старшей разновозрастной группы (4-5 лет)
Воспитатели;
Родители.
Время проведения: 2 недели
Тип проекта: информационно-иследовательский
Образовательная область: Познавательная. Развитие речи. Художественно - эстетическое
Цель проекта:
раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.
Задачи проекта:
1.Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. 2.Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов. 3. Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения
Организация проекта:
1 этап.Подготовительный
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Играя в группе с мыльными пузырями, надувая воздушные шары к празднику детям стало интересно, почему надуваются шары и мыльные пузыри. Что помогает их надувать? Как это все происходит? В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: « Что такое воздух?» «Откуда он берется?» В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1)Узнать про воздух, как можно больше.
2) Провести опыты с воздухом.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Создание технической базы для детского экспериментирования:
Основное оборудование: ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта
2 этап
Организация исследования в рамках проекта.
1. Познавательные занятия
2. Наблюдения.
3.Беседы
4.Опыты и эксперименты.
Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, Конструирование, ручной труд
Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме
Просмотр содержимого документа
«Проект «Воздух - невидимка». »
Проект «Воздух
Проект «Воздух - невидимка».
Автор проекта воспитатель первой квалификационной категории Болташева Лариса Васильевна
МКОУ ООШ п.Пудожгорский
2015 г
Актуальность
Участники проекта:
Воспитанники старшей разновозрастной группы (4-5 лет)
Воспитатели;
Родители.
Время проведения: 2 недели
Тип проекта: информационно-иследовательский
Образовательная область: Познание. Мир природы. Безопасность
Цель проекта:
Задачи проекта:
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Почему без воздуха нет жизни?
Почему воздух называют невидимкой?
Как можно увидеть или потрогать воздух?
Что такое ветер?
Каким бывает ветер?
Как ветер может навредить или помочь людям?
Предполагаемый результат:
Воспитанники будут иметь представления о свойствах воздуха; смогут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животными человеку, приобретут знания о том, что воздух нужно беречь от загрязнения .
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
Организация проекта:
1 этап.Подготовительный
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Играя в группе с мыльными пузырями, надувая воздушные шары к празднику детям стало интересно, почему надуваются шары и мыльные пузыри. Что помогает их надувать? Как это все происходит? Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда воспитатель стал надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: « Что такое воздух?» «Откуда он берется?»
В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1)Узнать про воздух, как можно больше.
2) Провести опыты с воздухом.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Создание технической базы для детского экспериментирования:
Основное оборудование: ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта
2 этап
Организация исследования в рамках проекта.
1. Познавательные занятия
2. Наблюдения.
3.Беседы
4.Опыты и эксперименты.
Оформление выставки рисунков «Воздух –невидимка»
3 этап
Презентация результатов исследовательской деятельности. 1) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
2) Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».
3)Открытое занятие«Что мы знаем о воздухе».
Стихи про воздух и ветер
Физкультминутка:
маршируем на местекачаем руками над головой«плавающие» движенияруки треугольником над головойкачаем руками перед собойруки на пояс, наклоны в сторонуповорот на месте
Он – прозрачный невидимка,Лёгкий и бесцветный газ.Невесомою косынкойОн окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый,Как целительный настой,Пахнет свежестью смолистой,Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым,Веет холодом зимой,Когда иней лёг на стёклаПышной белой бахромой. Мы его не замечаем,Мы о нём не говорим.Просто мы его вдыхаем –Он ведь нам не обходим!
Загадки
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
.Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем (воздух)
Такой большой, что занимает весь мир
Такой маленький, что в любую щель пролезет (воздух)
По полю рыщет,Поет да свищет,Деревья ломает,К земле приклоняет. (Ветер).
1) Рукавами махнул — деревья нагнул. (Ветер)
2) Не зверь, а воет. (Ветер)
3) Крыльев нет, везде летает (Ветер)
4) Летает часто он кругом, Деревьев немало поломал, но никто, нигде и никогда его не видел, не держал. (Ветер)
5) Я березку качну, Я тебя толкну, Налечу, засвищу. Кто я? Можете угадать? (Ветер)
6) Без ног бежит, Без крыльев летит. (Ветер)
Опыты с воздухом
Опыт 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3.
Детям предлагается опустить в таз с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря) .
Вывод: Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт 4.
Детям предлагается подуть на вертушку. Выдыхаемый воздух, попадая на лопасти, начинает их вращать. Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, заставил вращаться лопасти вертушки.
Вывод: Воздух может двигать предметы.
Опыт 5. «Где спрятался воздух? »
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый) .
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг) .
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим) .
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение) .
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт 6. «Как увидеть воздух? »
Оборудование:
(движение воздуха – ветерок)
(Это воздух, который мы выдыхали)
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх)
Вывод:
Опыт №3. «Воздух - невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 7. «Движение воздуха»
Оборудование:
(качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта)
(вентилятор)
(Чувствуем, как воздух движется)
Вывод:
Опыт №3. «Воздух - невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 8. «Имеет ли воздух вес? »
Оборудование:можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары)
(Шарик без воздуха стал легче)
Вывод:
Опыт №3. «Воздух - невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 9.
«Загадочные пузырьки».
Задача – Оборудование –
Опыт 10
«Надувание мыльных пузырей».
Задача – Оборудование –
.
Опыт 11.
«Морской бой».
Задача – Оборудование –
Опыт с воздухом № 6.
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт с воздухом № 7
Опыт с воздухом № 10.
Опыт с воздухом № 11.
Опыт с воздухом № 12.
Опыт с воздухом № 9.
Опыт с воздухом № 13.
Планирование наблюдений с детьми средней группы по ознакомлению с воздухом.
Время года
Наблюдения
ОСЕНЬ
1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный.
2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака – высокие или низкие. Дать представление о кучевых (как кучи ваты) и перистых (словно перышки – легкие, полупрозрачные) облаках.
ЗИМА
1. Воздух в пасмурный (холодный и влажный) и в ясный день (сухой, «щиплет» нос и щеки).
2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду дым стелется; в морозную – дым столбом.
3. Наблюдения за поземкой. Объяснить, что это такое.
ВЕСНА
1. Весенний ветер: чистый, свежий, теплый.
2. Понаблюдать, как ветер гонит рябь по лужам. Почему бывают волны?
ЛЕТО
1. Наблюдение за ветром: теплый, легкий, прохладный. Если сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви – ветер сильный, порывистый. Если чуть колышутся листочки – ветер слабый. Понаблюдать, как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль.
2. Наблюдение за грозой. Объяснить, что чем меньше времени между вспышкой молнии и раскатом грома, тем быстрее начнется дождь.
3. Сравнение облаков и туч.
Опыты и эксперименты с воздухом для детей
Воздух нежно- голубой,
Дышится легко и вволю. Забываем мы порой-
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян,
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Берегите свою планету
Ведь другой на свете нету!
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух )
1. Неизвестно где живёт, Налетит – деревья гнёт. Засвистит – по речке дрожь, Озорник, а не уймёшь.
2. Без рук, без ног, А ворота открывает.
3. Бежал по тропке луговой – Кивали маки головой. Бежал по речке голубой – Речка сделалась рябой.
4. Ветки ломает – Пыль поднимает. Слышишь его, А не видишь его.
Осторожно ветер из калитки вышел; Постучал в окошко, побежал по крыше. Поиграл немножко ветками черёмух, Пожурил за что-то воробьев знакомых. И расправив бодро молодые крылья, Полетел куда-то вперегонку с пылью.
Правила работы с различными материалами:С водой:
По окончании работы:
движется
Вокруг насв группе, на улице, домавсегда есть воздух;Если мы станем надувать шар, воздух заполнит все предоставленное пространство.
В ходе окончания проекта детям будут задаваться следующие вопросы: «Для чего нужен воздух ?, Что такое воздух?».
Ожидаются примерно такие ответы:
-«Воздух помогает плыть кораблям»
-«Воздух, это сильный ветер, он помогает сбрасывать листья с деревьев, осенью…»
-«Еще когда сильный ветер, говорят что это ураган…»
-«Ветер делает волны на море и нам нравится в волнах плавать…» (и многие другие)