«Самарский государственный социально-педагогический университет»
(СГСПУ)
Факультет психологии и специального образования
Программа повышения квалификации
«Современные подходы к организации образовательного процесса по развитию проектной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект
на тему
«Воздух-невидимка»
Выполнил:
Щипанова Елена Викторовна
С/П ГБОУ НОШ пос.Заливной
«детский сад»
Богатовского района
Самарской области
06.02.2023 - 15.02
Итоговая работа по программе «Современные подходы к организации образовательного процесса по развитию проектной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Группа детей: ЗПР
Возраст детей: 5-6 лет
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Тема проекта: « Воздух - невидимка»
Ход проектной деятельности
№
п/п
Общая структура проектной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Приемы, побуждающие детей с ОВЗ к проявлению инициативных действий
Принимают тему проекта высказывают свое мнение, почему нужно рассуждать о заданной теме проекта
Беседы: "Что такое воздух", "Значение
воздуха для жизни и роста живых организмов",
"Носы нужны не только для красы", "Какую
пользу приносит ветер", "Где же пятый океан?",
Метод работы – микрофон, в ходе которого дети вместе с педагогом образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.
Формулирование проблемы проекта
Формулирует проблему
Обсуждают и принимают общие решения по выбору проблемы
Вхождение в проблему проекта (Модель
трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать?
Как узнать?) (мозговая атака, обсуждение
возникших вопросов);
Дебаты - метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.
Определение цели и задач проекта – поиск способа или способов решения проблемы проекта
Ставит перед каждой группой определенную задачу и цель
Принимают цели и задачи
Рассматривание иллюстраций, наглядно -
дидактических пособий;
Закрепление знаний о воздухе и его свойствах.
Знакомство и закрепление пословиц, поговорок,
загадок, стихотворений
Метод работы – цепочка,в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку.
Второй этап - организация проектной деятельности
Организация деятельности детей в группах
Помогает распределиться по группам. Выбирает амплуа каждого участника команды по характерным чертам личности: координатор, гинератор идей, критик, мотиватор
Принимают свою роль в проекте, обсуждают ход своей деятельности
Метод-жеребьевка
Берутся два рисунка ,каждый из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.
Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно – оборудует его
Планирование работы по решению задач проекта
Ставит задачу участникам команды, помогает найти пути ее решения
Обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку.
Метод - цепочка
Обсуждение возможных форм презентации результатов
Предлагает различные формы итога проекта
Высказывают свои предложения. Путем высказывания групп детей ,исходя из желания и возможностей команды выбирают презентацию проекта в виде картинной галереи на тему:
"Воздух нужен всем"
Музей "Мир воздуха" Презентация проекта на
родительском собрании
"Воздух - невидимка"
Круг идей — интерактивный метод обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание
Третий этап – осуществление проектной деятельности
Изготовление проектного продукта
Оказывает практическую помощь по необходимости .Организация развлечения "Воздух -
активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного
материала по ознакомлению с природными явлениями.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он
может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным
плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.
Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с
воздухом везде.
Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют
формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают
наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и
его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи,
делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые
проводят опыты и эксперименты.
Результат проекта
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе
совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинноследственных механизмов экосистемы;
- совершенствование экологической среды группы;
- формирование представлений о свойствах воздуха, его значении
в жизни живых организмов;
- использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;
- формирование у родителей интереса к проблеме экологического
воспитания детей
План реализации проекта
Этапы внедрения проекта
Виды деятельности
Содержание деятельности
педагог
дети
родители
1 этап
поготовительный
Информационный
Проведение педагогического часа -
формулировка проблемы и цели проекта
Учет запросов родительской
общественности группы
Создание проблемной ситуации для
воспитанников по обсуждению проекта
Подготовка буклетов о проекте
Информирование родителей о
реализации данного проекта
Педагогический мониторинг детей на
выявление первоначальных знаний о
воздухе.
Создание развивающей среды в группе,
определение места
Разработка конспектов познавательно -
экспериментальных мероприятий с
воспитанниками
Сбор информации и подготовка
методической литературы по теме
проекта.
1. Поиск художественной литературы для
чтения детям: Сказка "Южный ветерок".
С.Я. Маршак "Мяч", "Мыльные
пузыри". А.С. Пушкин "Ветер по морю
гуляет", "Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях" (отрывок: Ветер, ветер,
ты могуч...). В.М. Гаршин. Сказка
"Лягушка - путешественница". В. Катаев
"Цветик - семицветик". Г. Юдин
"Главное чудо света". Г.В. Сапгир "Ветер - ветерок". Детская энциклопедия здоровья. "Научные ответы на детские "почему?" Р. Ротенберг "Расти здоровым". Разучивание стихотворения "Каждый день я в шарик дую..." "Тополиные пушинки" Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников. Разработать технологическую карту сюжетно – ролевой игры по теме. Разработать картотеку игр, опытов. Оформление информационного стенда в группе по данной теме "Умная полочка".
Вхождение в проблему проекта (Модель трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) (мозговая атака, обсуждение возникших вопросов); Обсуждение целей по данной теме; Обсуждение стратегии информационнопрактического метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы; Рассматривание иллюстраций, наглядно - дидактических пособий; Закрепление знаний о воздухе и его свойствах. Знакомство и закрепление пословиц, поговорок, загадок, стихотворений (См. приложение № 1) Беседы, НОД: "Что такое воздух", "Значение воздуха для жизни и роста живых организмов", "Носы нужны не только для красы", "Какую пользу приносит ветер", "Где же пятый океан?", и др. (см. приложение № 2) Развлечение "Воздух - невидимка"
Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте. С целью включения родителей в проект знакомство с буклетом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность); Обсуждение общих вопросов; Анкетирование по данной теме Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе" Информация для родителей. Полезно узнать: "Эксперименты для детей в домашних условиях" (См. приложение № 4) Информационное задание – подобрать материал к игре "Что создано руками человека и что природой?" Привлечение к подборке материала по данной теме. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воздухе
2 этап
практический
1.Познавательно-игровой
2.Творческий
3.экспериментально-исследовательский
Организация познавательной деятельности детей. Провести серию познавательных бесед. Провести серию познавательных тематических мероприятий с включением здоровьесберегающих технологий. Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта. Направление и контроль за осуществлением проекта. Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр, с правилами при проведении опытов, с правилами безопасности по данной теме. Познакомить детей с подвижными играми, эстафетами. На прогулке: спортивные и командные игры. Организовать экскурсию в библиотеку.
Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности Сбор творческой информации через информационную сеть – интернет Оформление в группе: уголка экспериментирования для проведения опытов; мини - музея "Мир Воздуха"
Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов. Проведение инструктажа с детьми по охране жизни и здоровья ребенка
Познавательно - тематические мероприятия. Настольно - дидактические игры: "Куда дует ветер?", "Узнай по запаху", "Хорошо - плохо", "Собери картинку", "Найди пару, "Найди ошибки художника", Сюжетно - ролевые игры: "Путешествие", "Семья", "Мы - исследователи", "Магазин". Подвижные игры, эстафеты: "Северный и южный ветер", К своему флажку беги", "Сиамские близнецы", "Догонялки","Чье звено скорее соберется?", и др. Словесные игры: " Живое - не живое", "Да - нет"", "Назови " и др. Игровые упражнения: "Сдуй перышко". "Надуваем шарик" и др. (См. приложение № 5) Экскурсия в библиотеку обзор познавательной литературы по теме, Просмотр презентации "Воздух - невидимка". Экскурсии: в парк "Где можно найти воздух?" (с запусканием воздушного змея.); в подготовительную группу "Удивительное рядом". Чтение: Сказка "Южный ветерок" В.М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Разучить стихотворения "Каждый день я в шарик дую...", "Тополиные пушинки". Разучить загадки, пословицы, считалки. Развлечение "Воздух – невидимка.
Совместная деятельность детей с педагогом Художественно – эстетическое развитие Рисование. "Волшебный лес" (нетрадиционный метод - раздувание пятна). "Берегите воздух", "Северный ветер". Аппликация "По морям, по волнам...", Коллаж "Волшебный сад". Лепка из пластилина и соленого теста. "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.." Из строительного конструктора или мозаики (бросового материала) строим магазин, "Ветряную мельницу" (см. приложение №8) Изготовление дидактических игр: "Найди пару", "Собери картинку", "Какой ветер? "С горы с ветерком", "Салон природы". Пособие - карточки "Как человек использует силу ветра?"
Занимательные опыты с воздухом Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим. Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Опыт №4. Воздух может перемещаться. Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается. Опыт №6. Воздух всегда в движении. Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах. Опыт №8. Воздух имеет объем. Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры. Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать. Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух. Опыт №13. Плавающий апельсин. (см. приложение №4
Наглядная агитация в группе и родительском уголке по теме: "Воздух - невидимка" Выучить поговорки, пословицы, загадки, стихи, считалки. Изготовление атрибутов к развлечению, сюжетноролевым и подвижным играм. Изготовление костюмов, атрибутов к развлечению
Совместная деятельность дома 1.Совместно с ребенком создать альбом "Воздух вокруг нас" 2. Совместное творчество "Поделки в музей" 3. Спроектировать кроссворды (см. приложение № 7) 4. Совместно изготовить памятки, брошюрки Открытый просмотр творческого мероприятия.
Совместно с ребенком составить странички альбома «Воздух - невидимка» Совместный опыт дома Индивидуальные беседы: "Зачем детям опыты, эксперименты?", «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?» (см. приложение №6) Изготовление костюмов, масок, атрибутов для развлечения
3 этап
завершающий
1.контрольно-оценочный
2.исполнительский
Экскурсия для педагогов нашего детского сада: "Предметно - развивающая среда в группе". Семинар - практикум "Как знакомить детей с явлениями неживой природы" (на примере воздуха) Консультация «Как создать музей воздуха» Организация развлечения "Воздух - невидимка". Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе. Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности. Выработка планов на будущее
Экскурсия и презентация проекта для педагогической и родительской общественности. С помощью родителей организована фотовыставка по данной теме
Картотека «Опыты и эксперименты. Воздух» Развлечение " Воздух - невидимка"
Картинная галерея на тему: "Воздух нужен всем" Музей "Мир воздуха"
Пожелание родителей о проекте с занесением в журнал отзывов и пожеланий группы Подведение итогов
Презентация проекта на родительском собрании "Воздух - невидимка
Приложение № 1
Пословицы, поговорки, загадки, стихи о воздухе
• В запас воздухом не надышишься.
• Нам победа, как воздух, нужна.
• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
• Воздуха словами не наполнишь.
• Люди работали, а он воздухом торговал.
• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.
• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
• Гонять деньги по воздуху.
• Воздух – символ свободы.
• Свежая струя воздуха.
• Воздух словами не наполнить.
• Идея повисла в воздухе.
• Взлететь на воздух.
• Сделан из воздуха (практически из ничего) .
• Строить воздушные замки.
• Воздушный поцелуй.
• Воздух! (команда тревоги) .
• Держаться за воздух.
Загадки о воздухе
• Чего в комнате не видишь? (Воздух)
• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)
•Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)
• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)
• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
Стихи о воздухе
«Пахнет в воздухе дождем»
Пахнет в воздухе дождем!
Как хочу я босиком
Пробежаться по траве,
Улыбаясь детворе.
Ветерок меня подхватит,
Развевая мое платье.
Полечу я в небеса,
Вновь поверив в чудеса.
Сверху мир, как на ладошке!
Я в небесное окошко
Выгляну и улыбнусь,
И по радуге спущусь!
Воздух нежится грозой…
Воздух нежится грозой,
В облаках - дождинки,
Небо брызнуло слезой -
Слезками, слезинкой.
Славный праздничный салют
Молнии и грома!
Пусть потоки переждут,
Дав дойти до дома.
Мчится ветер-ураган,
Зонтики срывает.
Дождь в награду Богом дан -
Даже дети знают.
ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА
На рынке,
Где всегда народ,
Стоит торговец ловкий.
Он
Людям
Воздух
Продаёт
В красивой упаковке.
И видно,
До того хорош
Его цветной товар! -
Я сам
Последний
Отдал
Грош,
Купил
Воздушный шар.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы не грянула беда – целы они –
Все возродится снова.
С. Викулов
Задохнулся я от газа,
Зачесалися глаза –
Это три машины сразу
Отпустили тормоза.
Над дорогой сизый дым,
Как вам дышится под ним?
Дым клубится над трубою.
Бедный шарик, что с тобою?
Ты от дыма почернел,
Я же – просто заболел:
Стал и кашлять, и чихать, и опять глаза чесать.
Н. В. Старшова
Воздушный кинозал
Просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"
Что нужно Барашу для вдохновения? Может глоток свежего воздуха? Так Крош и Ёжик ему помогут.
Просмотр мультфильма "Фиксики. Воздушный шар".
Просмотр электронной презентаций «Свойства воздуха
Приложение № 2
Занимательные опыты с воздухом
Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.
Оборудование:
1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.
2. Бумажные салфетки – 2 штуки.
3. Маленький кусочек пластилина.
4. Кастрюля с водой.
Опыт: Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи
пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно
опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же
салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом
опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.
Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.
Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Оборудование:
1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.
2. Мелкие игрушки.
Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не
пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не
видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания
мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам.
Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает
бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду
через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ,
полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и
других живых существ. Мы не можем не дышать.
Опыт №4. Воздух может перемещаться
Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.
Оборудование:
1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).
2. Сдутый воздушный шарик.
3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.
Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно
ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку
раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет
воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем
играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.
Вывод: Воздух может перемещаться.
Опыт №5. Воздух всегда в движении
Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.
Оборудование:
1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.
3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать
флакон с духами).
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем
воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем
сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди
научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ
иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в
помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей
группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух
неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем
запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не
перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку
в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все
ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Опыт №6. Воздух содержится в различных предметах
Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Оборудование1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. 2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей. 3. Стеклянная кастрюля с водой. 4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.
Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.
Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.
Опыт №7. Воздух имеет объем
Цель: Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.
Оборудование: 1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном). 2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика. 3. Кастрюля с водой
Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.
Вывод: Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.
Сотрудничество с родителями
Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы
и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисковопознавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети
преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет и предполагает решение
следующих задач:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов,
символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения
их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий,
проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников
Уважаемые папы и мамы!
Полезно узнать:
Как увлажнять воздух и одновременно проветрить помещение?
Вопрос. Как увлажнить воздух и одновременно проветрить помещение? Как только закрывается окно, температура
становится 25-26 градусов. Открывая окно, увлажняем улицу.
Ответ. К сожалению, при низкой температуре воздуха на улице практически невозможно, проветривая помещение,
оставить при этом воздух в комнате влажным. Поэтому в зимнее время добиваться снижения температуры в помещении
следует, главным образом, воздействуя на источник тепла – батарею. Нужно закрутить краник, если таковой имеется, в
крайнем случае – закрыть батарею плотным покрывалом, пенопластом или чем угодно, на что хватит вашей фантазии.
Это позволит поддерживать в помещении оптимальную температуру, не открывая при этом постоянно окна.
Про влажность воздуха и ОРВИ.
Зимой в отопительный сезон уровень влажности в помещениях может быть 10-25%, а температура воздуха достигать 26-
28 градусов. В таких условиях даже здоровому человеку дышать становиться трудно. Сухой воздух – это идеальная
среда для развития вирусных инфекций в окружающем пространстве. Низкий уровень влажности в помещении
приводит к пересыханию и растрескиванию слизистых оболочек и кожных покровов, тем самым «открывая врата»
инфекциям. В условиях излишней сухости увеличивается восприимчивость детского организма к различным респираторным и хроническим заболеваниям, ослабевает местный иммунитет, в итоге дети часто болеют и плохо
адаптируются к детскому саду
Сухой воздух - вот главная причина всех ОРВИ, аденоидов, отитов, бронхитов, гайморитов, крупов, хронических
тонзиллитов и других болезней дыхательных путей. Также сухой воздух повышает чувствительность слизистых
оболочек к пыли и другим аллергенам, отсюда возникает риск развития аллергических болезней – от ринита до астмы.
Различные медикаменты: антибиотики, отхаркивающие средства, капли в нос и т.д. – это лишь бесконечная борьба со
следствием. Пока наши дети дышат сухим воздухом, наполненным бактериями и вирусами, они будут болеть. А мы
будем их снова и снова лечить, давая им горсти таблеток. Это факт нашей действительности.
Про обеззараживание воздуха.
Проветривание помещения, влажная уборка, УФ облучение – действенные меры по очистке помещения от патогенных
микроорганизмов в отсутствии детей. Что же происходит, когда детки возвращаются с прогулки? Сколько времени
потребуется, чтобы воздух в замкнутом помещении, тем более сухой, наполнился новыми бактериями и вирусами? Пара
чихов - и снова пошел процесс обмена заразой.
Итак! Влажность воздуха в норме, значит слизистые оболочки ребенка увлажнены, местный иммунитет работает.
Шансы не заболеть уже значительно выросли! Но! Кто-то из родителей привел в сад недолеченных детей, а вместе с
ними новые вирусы. Открыть окна, постоянно проветривать помещение в присутствии детей, тем более, зимой, не
возможно. Речи о кварцевании и различных видах ультрафиолетового облучения в присутствии детишек, вообще и быть
не может. Как еще можно остановить развитие болезнетворных микроорганизмов в воздухе и снизить риск
передачи инфекции от одного ребенка к другому? На сегодняшний день, если говорить только о безопасных для детей способах очищения воздуха от болезнетворных микроорганизмов, разрабатываются и существуют новые подходы к
этой проблеме. Современная технология насыщения распыляемой в воздух воды ионами серебра позволяет решать сразу
две важнейшие задачи: увлажнять воздух и очищать его от болезнетворных микроорганизмов на молекулярном
уровне. Ионное серебро - природный антибиотик, и в определенной концентрации абсолютно безопасный и
нетоксичный, уничтожающий более 700 видов болезнетворных бактерий и вирусов, воздействующий на патогенные
микроорганизмы, которые в результате не приобретают к нему устойчивости, а также в отличие от фармацевтических
антибиотиков, не разрушающий клетки тканей, продуцирующих полезные ферменты.
Приложение № 5
Анкета для родителей
1. Что такое экология?
2. Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?
3. Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?
4. Вы часто гуляете с ребенком? Где?
5. Как ваш ребенок относится к объектам природы?
6. Какую погоду вы любите, почему?
7. Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?
8. Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?
9. Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?
10.Как ребенок выражает свои эмоции если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?
11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с воздухом, водой, снегом, льдом?
12.Как вы думаете, получит ли ваш ребенок знания о природе в детском саду.
Список литературы
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2. Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
3. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.
4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М. : Просвещение,
1986.
6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
7. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
8. Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми
дошкольного возраста" методическое пособие»
9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
10. Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.
11. Зубкова Н. М. "Воз и маленькая тележка чудес" Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет
12. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет СПб: Речь,
2009.
13. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средниий дошкольный возраст. – М. : Пед.
общество России, 2005
14. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. «Организвция опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»