kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект на тему «Воздух-невидимка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный  подход к организаци  образовательного процесса по развитию проектной деятельности детей дошкольного возраста с ограничеными возможностями здоровья

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект на тему «Воздух-невидимка»»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

(СГСПУ)

Факультет психологии и специального образования



Программа повышения квалификации


«Современные подходы к организации образовательного процесса по развитию проектной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»



Педагогический проект

на тему

«Воздух которым мы дышим»




Выполнил:

Щипанова Елена Викторовна

С/П ГБОУ НОШ пос.Заливной

«детский сад»

Богатовского района

Самарской области





06.02.2023 - 15.02


Итоговая работа по программе «Современные подходы к организации образовательного процесса по развитию проектной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»



  1. Группа детей: ЗПР

  2. Возраст детей: 5-6 лет

  3. Тип проекта: познавательно - исследовательский

  4. Тема проекта: « Воздух которым мы дышим»


Ход проектной деятельности

п/п

Общая структура проектной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Приемы, побуждающие детей с ОВЗ к проявлению инициативных действий

Первый этап - погружение в проект

Мотивация деятельности

Создает проблемную ситуацию для

воспитанников по обсуждению проекта

Вживаются в игровую ситуацию

Обсуждение стратегии информационнопрактического метода, способа поиска

информации и возможности оформления

результатов работы;

Рассматривание иллюстраций, наглядно -

дидактических пособий;

Закрепление знаний о воздухе и его свойствах

Опрос детей

Выбор темы проекта

Мотивирует детей , вводит в игровую ситуацию.

Оформление информационного стенда в

группе по данной теме "Умная

полочка"

Принимают тему проекта высказывают свое мнение, почему нужно рассуждать о заданной теме проекта

Беседы: "Что такое воздух", "Значение

воздуха для жизни и роста живых организмов",

"Носы нужны не только для красы", "Какую

пользу приносит ветер", "Где же пятый океан?",

Метод работы – микрофон, в ходе которого дети вместе с педагогом образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Формулирование проблемы проекта

Формулирует проблему

Обсуждают и принимают общие решения по выбору проблемы

Вхождение в проблему проекта (Модель

трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать?

Как узнать?) (мозговая атака, обсуждение

возникших вопросов);

Дебаты - метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

Определение цели и задач проекта – поиск способа или способов решения проблемы проекта

Ставит перед каждой группой определенную задачу и цель

Принимают цели и задачи

Рассматривание иллюстраций, наглядно -

дидактических пособий;

Закрепление знаний о воздухе и его свойствах.

Знакомство и закрепление пословиц, поговорок,

загадок, стихотворений

Метод работы – цепочка,в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку.

Второй этап - организация проектной деятельности

Организация деятельности детей в группах

Помогает распределиться по группам. Выбирает амплуа каждого участника команды по характерным чертам личности: координатор, гинератор идей, критик, мотиватор

Принимают свою роль в проекте, обсуждают ход своей деятельности

Метод-жеребьевка

Берутся два рисунка ,каждый из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.


Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.


Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно – оборудует его

Планирование работы по решению задач проекта

Ставит задачу участникам команды, помогает найти пути ее решения

Обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку.

Метод - цепочка

Обсуждение возможных форм презентации результатов

Предлагает различные формы итога проекта

Высказывают свои предложения. Путем высказывания групп детей ,исходя из желания и возможностей команды выбирают презентацию проекта в виде картинной галереи на тему:

"Воздух нужен всем"

Музей "Мир воздуха" Презентация проекта на

родительском собрании

"Воздух - невидимка"

Круг идей — интерактивный метод обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание

Третий этап – осуществление проектной деятельности

Изготовление проектного продукта

Оказывает практическую помощь по необходимости .Организация развлечения "Воздух -

невидимка"

Готовит необходимый

материал для проведения опытов и

экспериментов.

Проведение инструктажа с детьми

по охране жизни и здоровья

ребенка


Художественно – эстетическое развитие

Рисование. "Волшебный лес"

(нетрадиционный метод - раздувание пятна).

"Берегите воздух", "Северный ветер".

Аппликация "По морям, по волнам...",

Коллаж "Волшебный сад".

Лепка из пластилина и соленого теста.

"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.."

Из строительного конструктора или мозаики

(бросового материала) строим магазин,

"Ветряную мельницу"

(см. приложение №8)

Изготовление дидактических игр: "Найди

пару", "Собери картинку", "Какой ветер? "С

горы с ветерком", "Салон природы".

Пособие - карточки "Как человек использует

силу ветра?"

Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1, №2. Способ обнаружения

воздуха, воздух невидим.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас,

мы его вдыхаем и выдыхаем.

Опыт №4. Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Из закрытого пространства

воздух не перемещается.

Опыт №6. Воздух всегда в движении.

Опыт №7. Воздух содержится в различных

предметах.

Опыт №8. Воздух имеет объем.

Опыт №9. Воздух имеет вес, который

зависит от его объема

Опыт №10. Объем воздуха зависит от

температуры.

Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.

Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.

Опыт №13. Плавающий апельсин.

(см. приложение №4

Репродуктивный метод, исследовательский метод. Музыкальное сопровождение

Обобщение

полученных

данных

Систематизирует знания о свойствах воздуха.

Обобщают и

систематизируют свои знания о свойствах воздуха

Дискуссия — метод коллективного обсуждения вопроса. К дискуссии привлекаются все дети.

Подготовка презентации результатов

Картинная галерея на тему:

"Воздух нужен всем"

Музей "Мир воздуха"

Готовят совместно с воспитателем продукт деятельности к презентации

Репродуктивный метод, исследовательский метод.Музыкальное сопровождение.

Четвертый этап – представление результатов проектной деятельности


Презентация

Организует мероприятие с участием родителей . «Воздух – невидимка»

Готовит презентацию

Представляют зрителям Рассмотреть картинную галерею ,участвуют в совместном мероприятии.

Музыкальное сопровождение.

Подведение итогов

Изучение мнения родителей о

пользе проекта в группе.

Анализ инновационного проекта в

детском саду и ее результативности.

Выработка планов на будущее

Делятся впечатлениями от полученного опыта и знаний

Дискуссия















ПРОЕКТ

«Воздух - невидимка»



Пояснительная записка

База внедрения проекта: воспитанники средней группы детей с ЗПР, родители воспитанников.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Образовательная область:

- «Социально - коммуникативное»

- «Речевое развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

- «Познавательное развитие»

- «Физическое развитие».

Проблема: Отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни

человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях,

мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.

Цель проекта: Формировать у детей знания о свойствах воздуха

на основе проводимых опытов и экспериментов.

Задачи.

Образовательные:

- формирование основ экологической культуры дошкольников

через практическую деятельность с неживыми объектами,

наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с

дидактическим материалом;

- формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на

окружающий мир.

Развивающие:

- развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы,

стремление к самостоятельному получению знаний опытным

путем по теме «Воздух»;

- развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в

ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и

обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями

в процессе экспериментальной работы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира,

разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового

образа жизни;

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам,

развитие умений видеть красоту окружающего природного мира,

разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир

природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей

среды.


Актуальность проекта

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой

личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал

экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его

окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам

природного происхождения, которыми он пользуется

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию

природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную

активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного

материала по ознакомлению с природными явлениями.

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он

может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным

плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с

воздухом везде.

Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют

формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают

наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и

его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи,

делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые

проводят опыты и эксперименты.


Результат проекта

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе

совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинноследственных механизмов экосистемы;

- совершенствование экологической среды группы;

- формирование представлений о свойствах воздуха, его значении

в жизни живых организмов;

- использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;

- формирование у родителей интереса к проблеме экологического

воспитания детей




План реализации проекта


Этапы внедрения проекта

Виды деятельности

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

1 этап

поготовительный

Информационный

Проведение педагогического часа -

формулировка проблемы и цели проекта

Учет запросов родительской

общественности группы

Создание проблемной ситуации для

воспитанников по обсуждению проекта

Подготовка буклетов о проекте

Информирование родителей о

реализации данного проекта

Педагогический мониторинг детей на

выявление первоначальных знаний о

воздухе.

Создание развивающей среды в группе,

определение места

Разработка конспектов познавательно -

экспериментальных мероприятий с

воспитанниками

Сбор информации и подготовка

методической литературы по теме

проекта.

1. Поиск художественной литературы для

чтения детям: Сказка "Южный ветерок".

С.Я. Маршак "Мяч", "Мыльные

пузыри". А.С. Пушкин "Ветер по морю

гуляет", "Сказка о мертвой царевне и

семи богатырях" (отрывок: Ветер, ветер,

ты могуч...). В.М. Гаршин. Сказка

"Лягушка - путешественница". В. Катаев

"Цветик - семицветик". Г. Юдин

"Главное чудо света". Г.В. Сапгир "Ветер - ветерок". Детская энциклопедия здоровья. "Научные ответы на детские "почему?" Р. Ротенберг "Расти здоровым". Разучивание стихотворения "Каждый день я в шарик дую..." "Тополиные пушинки" Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников. Разработать технологическую карту сюжетно – ролевой игры по теме. Разработать картотеку игр, опытов. Оформление информационного стенда в группе по данной теме "Умная полочка".

Вхождение в проблему проекта (Модель трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) (мозговая атака, обсуждение возникших вопросов); Обсуждение целей по данной теме; Обсуждение стратегии информационнопрактического метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы; Рассматривание иллюстраций, наглядно - дидактических пособий; Закрепление знаний о воздухе и его свойствах. Знакомство и закрепление пословиц, поговорок, загадок, стихотворений (См. приложение № 1) Беседы, НОД: "Что такое воздух", "Значение воздуха для жизни и роста живых организмов", "Носы нужны не только для красы", "Какую пользу приносит ветер", "Где же пятый океан?", и др. (см. приложение № 2) Развлечение "Воздух - невидимка"

Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте. С целью включения родителей в проект знакомство с буклетом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность); Обсуждение общих вопросов; Анкетирование по данной теме Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе" Информация для родителей. Полезно узнать: "Эксперименты для детей в домашних условиях" (См. приложение № 4) Информационное задание – подобрать материал к игре "Что создано руками человека и что природой?" Привлечение к подборке материала по данной теме. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воздухе

2 этап

практический

1.Познавательно-игровой












































2.Творческий


























3.экспериментально-исследовательский

Организация познавательной деятельности детей. Провести серию познавательных бесед. Провести серию познавательных тематических мероприятий с включением здоровьесберегающих технологий. Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта. Направление и контроль за осуществлением проекта. Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр, с правилами при проведении опытов, с правилами безопасности по данной теме. Познакомить детей с подвижными играми, эстафетами. На прогулке: спортивные и командные игры. Организовать экскурсию в библиотеку.






















Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности Сбор творческой информации через информационную сеть – интернет Оформление в группе: уголка экспериментирования для проведения опытов; мини - музея "Мир Воздуха"














Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов. Проведение инструктажа с детьми по охране жизни и здоровья ребенка

Познавательно - тематические мероприятия. Настольно - дидактические игры: "Куда дует ветер?", "Узнай по запаху", "Хорошо - плохо", "Собери картинку", "Найди пару, "Найди ошибки художника", Сюжетно - ролевые игры: "Путешествие", "Семья", "Мы - исследователи", "Магазин". Подвижные игры, эстафеты: "Северный и южный ветер", К своему флажку беги", "Сиамские близнецы", "Догонялки","Чье звено скорее соберется?", и др. Словесные игры: " Живое - не живое", "Да - нет"", "Назови " и др. Игровые упражнения: "Сдуй перышко". "Надуваем шарик" и др. (См. приложение № 5) Экскурсия в библиотеку обзор познавательной литературы по теме, Просмотр презентации "Воздух - невидимка". Экскурсии: в парк "Где можно найти воздух?" (с запусканием воздушного змея.); в подготовительную группу "Удивительное рядом". Чтение: Сказка "Южный ветерок" В.М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Разучить стихотворения "Каждый день я в шарик дую...", "Тополиные пушинки". Разучить загадки, пословицы, считалки. Развлечение "Воздух – невидимка.





Совместная деятельность детей с педагогом Художественно – эстетическое развитие Рисование. "Волшебный лес" (нетрадиционный метод - раздувание пятна). "Берегите воздух", "Северный ветер". Аппликация "По морям, по волнам...", Коллаж "Волшебный сад". Лепка из пластилина и соленого теста. "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.." Из строительного конструктора или мозаики (бросового материала) строим магазин, "Ветряную мельницу" (см. приложение №8) Изготовление дидактических игр: "Найди пару", "Собери картинку", "Какой ветер? "С горы с ветерком", "Салон природы". Пособие - карточки "Как человек использует силу ветра?"



Занимательные опыты с воздухом Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим. Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. Опыт №4. Воздух может перемещаться. Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается. Опыт №6. Воздух всегда в движении. Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах. Опыт №8. Воздух имеет объем. Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры. Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать. Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух. Опыт №13. Плавающий апельсин. (см. приложение №4


Наглядная агитация в группе и родительском уголке по теме: "Воздух - невидимка" Выучить поговорки, пословицы, загадки, стихи, считалки. Изготовление атрибутов к развлечению, сюжетноролевым и подвижным играм. Изготовление костюмов, атрибутов к развлечению



































Совместная деятельность дома 1.Совместно с ребенком создать альбом "Воздух вокруг нас" 2. Совместное творчество "Поделки в музей" 3. Спроектировать кроссворды (см. приложение № 7) 4. Совместно изготовить памятки, брошюрки Открытый просмотр творческого мероприятия.
















Совместно с ребенком составить странички альбома «Воздух - невидимка» Совместный опыт дома Индивидуальные беседы: "Зачем детям опыты, эксперименты?", «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?» (см. приложение №6) Изготовление костюмов, масок, атрибутов для развлечения

3 этап

завершающий


1.контрольно-оценочный



















2.исполнительский

Экскурсия для педагогов нашего детского сада: "Предметно - развивающая среда в группе". Семинар - практикум "Как знакомить детей с явлениями неживой природы" (на примере воздуха) Консультация «Как создать музей воздуха» Организация развлечения "Воздух - невидимка". Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе. Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности. Выработка планов на будущее




Экскурсия и презентация проекта для педагогической и родительской общественности. С помощью родителей организована фотовыставка по данной теме

Картотека «Опыты и эксперименты. Воздух» Развлечение " Воздух - невидимка"















Картинная галерея на тему: "Воздух нужен всем" Музей "Мир воздуха"

Пожелание родителей о проекте с занесением в журнал отзывов и пожеланий группы Подведение итогов

















Презентация проекта на родительском собрании "Воздух - невидимка







Приложение № 1

Пословицы, поговорки, загадки, стихи о воздухе

• В запас воздухом не надышишься.

• Нам победа, как воздух, нужна.

• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.

• Воздуха словами не наполнишь.

• Люди работали, а он воздухом торговал.

• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.

• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.

• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

• Гонять деньги по воздуху.

• Воздух – символ свободы.

• Свежая струя воздуха.

• Воздух словами не наполнить.

• Идея повисла в воздухе.

• Взлететь на воздух.

• Сделан из воздуха (практически из ничего) .

• Строить воздушные замки.

• Воздушный поцелуй.

• Воздух! (команда тревоги) .

• Держаться за воздух.

Загадки о воздухе

• Чего в комнате не видишь? (Воздух)

• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)

•Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)




• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)

• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

Стихи о воздухе

«Пахнет в воздухе дождем»

Пахнет в воздухе дождем!

Как хочу я босиком

Пробежаться по траве,

Улыбаясь детворе.

Ветерок меня подхватит,

Развевая мое платье.

Полечу я в небеса,

Вновь поверив в чудеса.

Сверху мир, как на ладошке!

Я в небесное окошко

Выгляну и улыбнусь,

И по радуге спущусь!

Воздух нежится грозой…

Воздух нежится грозой,

В облаках - дождинки,

Небо брызнуло слезой -

Слезками, слезинкой.

Славный праздничный салют

Молнии и грома!

Пусть потоки переждут,

Дав дойти до дома.

Мчится ветер-ураган,

Зонтики срывает.

Дождь в награду Богом дан -

Даже дети знают.

ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА

На рынке,

Где всегда народ,

Стоит торговец ловкий.

Он

Людям

Воздух

Продаёт

В красивой упаковке.

И видно,

До того хорош

Его цветной товар! -

Я сам

Последний

Отдал

Грош,

Купил

Воздушный шар.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три ее основы.

Какая бы не грянула беда – целы они –

Все возродится снова.

С. Викулов

Задохнулся я от газа,

Зачесалися глаза –



Это три машины сразу

Отпустили тормоза.

Над дорогой сизый дым,

Как вам дышится под ним?

Дым клубится над трубою.

Бедный шарик, что с тобою?

Ты от дыма почернел,

Я же – просто заболел:

Стал и кашлять, и чихать, и опять глаза чесать.

Н. В. Старшова

Воздушный кинозал

Просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"

Что нужно Барашу для вдохновения? Может глоток свежего воздуха? Так Крош и Ёжик ему помогут.

Просмотр мультфильма "Фиксики. Воздушный шар".

Просмотр электронной презентаций «Свойства воздуха















Приложение № 2

Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Оборудование:

1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2. Бумажные салфетки – 2 штуки.

3. Маленький кусочек пластилина.

4. Кастрюля с водой.

Опыт: Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи

пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно

опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же

салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом

опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

Вывод: Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

Оборудование:

1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2. Мелкие игрушки.

Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не

пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не

видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания

мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.





Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Оборудование:

1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам.

Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает

бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду

через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ,

полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и

других живых существ. Мы не можем не дышать.

Опыт №4. Воздух может перемещаться

Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Оборудование:

1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2. Сдутый воздушный шарик.

3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно

ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку

раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет

воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем

играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.


Вывод: Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Оборудование:

1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать

флакон с духами).

Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем

воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем

сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди

научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ

иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в

помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей

группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух

неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем

запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не

перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку

в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все

ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Опыт №6. Воздух содержится в различных предметах

Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Оборудование1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей. 2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей. 3. Стеклянная кастрюля с водой. 4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Опыт №7. Воздух имеет объем

Цель: Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

Оборудование: 1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном). 2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика. 3. Кастрюля с водой

Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

Вывод: Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.

Сотрудничество с родителями

Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы

и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление

мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисковопознавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети

преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет и предполагает решение

следующих задач:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть

многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов,

символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения

их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий,

проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников

Уважаемые папы и мамы!

Полезно узнать:

Как увлажнять воздух и одновременно проветрить помещение?

Вопрос. Как увлажнить воздух и одновременно проветрить помещение? Как только закрывается окно, температура

становится 25-26 градусов. Открывая окно, увлажняем улицу.

Ответ. К сожалению, при низкой температуре воздуха на улице практически невозможно, проветривая помещение,

оставить при этом воздух в комнате влажным. Поэтому в зимнее время добиваться снижения температуры в помещении

следует, главным образом, воздействуя на источник тепла – батарею. Нужно закрутить краник, если таковой имеется, в

крайнем случае – закрыть батарею плотным покрывалом, пенопластом или чем угодно, на что хватит вашей фантазии.

Это позволит поддерживать в помещении оптимальную температуру, не открывая при этом постоянно окна.

Про влажность воздуха и ОРВИ.

Зимой в отопительный сезон уровень влажности в помещениях может быть 10-25%, а температура воздуха достигать 26-

28 градусов. В таких условиях даже здоровому человеку дышать становиться трудно. Сухой воздух – это идеальная

среда для развития вирусных инфекций в окружающем пространстве. Низкий уровень влажности в помещении

приводит к пересыханию и растрескиванию слизистых оболочек и кожных покровов, тем самым «открывая врата»

инфекциям. В условиях излишней сухости увеличивается восприимчивость детского организма к различным респираторным и хроническим заболеваниям, ослабевает местный иммунитет, в итоге дети часто болеют и плохо

адаптируются к детскому саду

Сухой воздух - вот главная причина всех ОРВИ, аденоидов, отитов, бронхитов, гайморитов, крупов, хронических

тонзиллитов и других болезней дыхательных путей. Также сухой воздух повышает чувствительность слизистых

оболочек к пыли и другим аллергенам, отсюда возникает риск развития аллергических болезней – от ринита до астмы.

Различные медикаменты: антибиотики, отхаркивающие средства, капли в нос и т.д. – это лишь бесконечная борьба со

следствием. Пока наши дети дышат сухим воздухом, наполненным бактериями и вирусами, они будут болеть. А мы

будем их снова и снова лечить, давая им горсти таблеток. Это факт нашей действительности.

Про обеззараживание воздуха.

Проветривание помещения, влажная уборка, УФ облучение – действенные меры по очистке помещения от патогенных

микроорганизмов в отсутствии детей. Что же происходит, когда детки возвращаются с прогулки? Сколько времени

потребуется, чтобы воздух в замкнутом помещении, тем более сухой, наполнился новыми бактериями и вирусами? Пара

чихов - и снова пошел процесс обмена заразой.

Итак! Влажность воздуха в норме, значит слизистые оболочки ребенка увлажнены, местный иммунитет работает.

Шансы не заболеть уже значительно выросли! Но! Кто-то из родителей привел в сад недолеченных детей, а вместе с

ними новые вирусы. Открыть окна, постоянно проветривать помещение в присутствии детей, тем более, зимой, не

возможно. Речи о кварцевании и различных видах ультрафиолетового облучения в присутствии детишек, вообще и быть

не может. Как еще можно остановить развитие болезнетворных микроорганизмов в воздухе и снизить риск

передачи инфекции от одного ребенка к другому? На сегодняшний день, если говорить только о безопасных для детей способах очищения воздуха от болезнетворных микроорганизмов, разрабатываются и существуют новые подходы к

этой проблеме. Современная технология насыщения распыляемой в воздух воды ионами серебра позволяет решать сразу

две важнейшие задачи: увлажнять воздух и очищать его от болезнетворных микроорганизмов на молекулярном

уровне. Ионное серебро - природный антибиотик, и в определенной концентрации абсолютно безопасный и

нетоксичный, уничтожающий более 700 видов болезнетворных бактерий и вирусов, воздействующий на патогенные

микроорганизмы, которые в результате не приобретают к нему устойчивости, а также в отличие от фармацевтических

антибиотиков, не разрушающий клетки тканей, продуцирующих полезные ферменты.


















Приложение № 5

Анкета для родителей



1. Что такое экология?

2. Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3. Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4. Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5. Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6. Какую погоду вы любите, почему?

7. Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8. Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9. Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с воздухом, водой, снегом, льдом?

12.Как вы думаете, получит ли ваш ребенок знания о природе в детском саду.













Список литературы

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.

2. Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.

3. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.

4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.

5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М. : Просвещение,

1986.

6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.

7. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.

8. Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми

дошкольного возраста" методическое пособие»

9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

10. Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.

11. Зубкова Н. М. "Воз и маленькая тележка чудес" Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет

12. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет СПб: Речь,

2009.

13. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средниий дошкольный возраст. – М. : Пед.

общество России, 2005

14. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. «Организвция опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический проект на тему «Воздух-невидимка»

Автор: Щипанова Елена Викторовна

Дата: 20.05.2024

Номер свидетельства: 651002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства