Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете.
Уайлдер Рассел.
Эмоциональное выгорание
Это синдром , развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека
Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным
Факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Индивидуальные факторы
Социально - демографические
Стиль сопротивления
Возраст, пол, семейное положение.
Локус контроля.
Индивидуальные факторы
Стаж работы
Выносливость
Самооценка
Уровень образования
Личностные особенности
Тревожность
Экстраверсия
Организационные факторы
Признаки СЭВ у педагогов ДОО.
Недовольство собой и окружающими.
Апатия, безынициативность, равнодушие.
Эмоциональная нестабильность, нервные срывы.
Чувство опустошения и ненужности.
Сухое формальное общение.
Раздражение. Конфликтные ситуации.
Низкая самооценка. Ощущение несостоятельности.
Цель
Организовать в ДОО условия, способствующие профилактике у педагогов синдрома эмоционального выгорания.
Задачи
сформировать у педагогов знаний о эмоциональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению;
создать условия для личностного роста участников и актуализация их личностных ресурсов саморегуляции и стрессоустойчивости.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
Модель профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОО.
Формы работы с педагогами ДОО
Благоприятный микроклимат в коллективе
Тренинги на групповую сплочённость и профилактику разрешения конфликтов
Р. Кочюнас предложил следующие способы предупреждения синдрома выгорания:
культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных работ;
внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, медитации;
удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей (желательно других профессии), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
открытость новому опыту;
умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивного результата в работе и жизни;
обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем он сам);
чтение не только профессиональной литературы, но и другой литературы для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу;
участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
участие в работе профессиональных групп, дающей возможность обсудить возникновение личных проблем, связанных с работой; хобби, доставляющее удовольствие.
Во-первых: -хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни). -адекватная самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: -опыт успешного преодоления профессионального стресса; -способность конструктивно меняться в напряженных условиях; -высокая мобильность; -открытость; -общительность; -самостоятельность; -стремление опираться на собственные силы. В-третьих: -способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Способы саморегуляции
Естественные приемы саморегуляции организма
Смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном;
различные движения, типа потягивания, расслабления мышц;
наблюдение за пейзажем за окном;
рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
вдыхание свежего воздуха;
чтение стихов;
высказывание похвалы, комплиментов.
Упражнение «Я в лучах солнца». - На листе бумаги нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте свой автопортрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего. Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое качество.
Упражнение «Уровень счастья» - Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир.
Упражнение "Удовольствие“- Возьмите листы бумаги и напишите10 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем проранжируйте их по степени удовольствия - что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
Упражнение «Кольцо огня» -Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает все негативное, что может быть на вас направлено. Вам внутри тепло и спокойно.
Упражнение «Мысленное созерцание» -Не прерываясь и не отвлекаясь на что-нибудь, созерцайте любой предмет в течение 3-4 мин., затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях. После этого откройте глаза и сравните «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.