Просмотр содержимого документа
«Проект "Маленькие сказочники"»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад №65»
Творческий педагогический
образовательный проект
«Маленькие сказочники»
Выполнила воспитатель:
Титова Е. А.
Саранск
Творческий педагогический
образовательный проект
«Маленькие сказочники».
1. Актуальность проекта
2.Цели и задачи
3.Этапы реализации
4.Ожидаемые результаты
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: Информационно-творческий
По содержанию: формирование познавательного интереса к русским и мордовским народным сказкам.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста – педагоги – родители
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта: сентябрь 2019– декабрь 2019
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи —
На свете правды больше станет.
Актуальность
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Определить цель совместной деятельности взрослых и детей по реализации проекта – значит выяснить, зачем мы его проводим. Мы задали себе такие вопросы: Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Актуальны ли сказочные ситуации сегодня? Чему могут научить сказки?
Цель проекта:
развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
воспитание интеллектуально развитой личности, владеющей нормами культуры речевого общения.
раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей
Задачи исследования:
Образовательные:
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный) ; совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
Развивающие:
Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.
Воспитательные:
Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Методы исследования:
изучение литературных источников и информации в Интернете;
социологический опрос детей;
Гипотеза: Мы предположили, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Мы попытались решить её, используя театрализованную игру, которая доступная с самого раннего возраста.
Формы и методы работы с родителями:
Анкетирование, проведение опросов.
Семейный клуб, родительские собрания, педагогическая гостиная, консультации и сообщения творческой направленности для родительского уголка.
Совместные развлечения, праздники, КВН, викторины и т. д.
Участие в выставках, смотрах-конкурсах.
Совместная трудовая деятельность с детьми («Кукла для театра своими руками», изготовление декораций для постановок).
Совместные походы в театр.
Выпуск плакатов, листовок, буклетов.
Мастер – классы.
Материально-техническое обеспечение
Уголки театрализации в группах
Методический инструментарий по работе с детьми (картотека игр, конспекты бесед, занятий, сценарии развлечений и т.д.) и родителями (сценарии родительских собраний, активных форм работы по проблеме экологического образования).
Подборка методической литературы.
Аудио, теле и видео аппаратура, канцтовары (компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, канцелярские принадлежности и т.д).
Стратегия достижения поставленных задач
Подготовительный этап:
Изучение литературы по теме
Ознакомление с передовым опытом
Консультация для родителей
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал
Оформление книжного уголка
Основной этап:
Рассматривание иллюстраций русских и мордовских народных сказок
Чтение и рассказывание русских и мордовских народных сказок, беседа по прочитанной сказке
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Игровая образовательная ситуация «Путешествие Лисоньки»
Отгадывание загадок по сказкам
Аппликация «Лиса»
Выставка поделок из бросового материала «Герои сказок»
Создание картотеки русских и мордовских народных сказок в соответствии с возрастом
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Заключительный этап:
Инсценировка мордовской народной сказки «Счастье и горе»
Презентация музыкальной сказки «Кот Тимофей»
Оформление настольного театра «Заюшкина избушка»
План реализации проекта
№
п/п
Состав действий
Ожидаемые результаты
Сроки
Участники
Подготовительный этап
1
Изучение литературы по теме
Расширение знаний по теме проекта
1-2 неделя сентября
3 неделя сентября
Родители педагоги
2
Ознакомление с передовым опытом
3
Консультация для родителей
4
Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
Разработка плана реализации проекта
Педагоги
5
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды
Родители
педагоги
6
Оформление книжного уголка
Книжная выставка «Наши любимые сказки»
4 неделя сентября
Родители
педагоги
Основной этап
7
Рассматривание иллюстраций русских и мордовских народных сказок
Восприятие и формирование зрительных образов
1 неделя октября
Дети
8
Чтение и рассказывание русских и мордовских народных сказок, беседа по прочитанной сказке
Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам
2 неделя октября
Дети, родители, педагоги
9
Проведение настольно-печатных, дидактических, речевых игр
3 неделя октября
Дети, родители, педагоги
10
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
Расширение знания детей по сказке
4 неделя октября
11
Игровая образовательная ситуация «Путешествие Лисоньки»
Воспитывать интерес к русским народным сказкам
1 неделя ноября
12
Отгадывание загадок по сказкам
Расширение знания детей по сказке
2 неделя ноября
Дети, родители, педагоги
13
Аппликация «Лиса»
Воплощение зрительного образа героя сказки
3 неделя ноября
Дети, родители, педагоги
14
Выставка поделок из бросового материала «Герои сказок»
Дети, родители, педагоги
15
Создание картотеки русских и мордовских народных сказок в соответствии возрасту
Расширение знаний
4 неделя ноября
16
Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Умение узнавать и называть знакомые сказки
1 неделя декабря
Дети, педагоги
Заключительный этап
17
Оформление настольного театра «Заюшкина избушка»
Воплощение зрительного образа героев сказки
2 неделя декабря
Дети, родители, педагоги
18
Инсценировка мордовской народной сказки «Счастье и горе»
3 неделя декабря
19
Презентация музыкальной сказки «Кот Тимофей»
Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения
4 неделя декабря
Дети, родители, педагоги
Ожидаемые результаты проекта:
Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
Результаты работы:
-Дети познакомились с русскими народными сказками.
-Дети научились внимательно слушать, не перебивать воспитателя во время чтения, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, высказывать предположения.
-После просмотра настольного театра дети научились высказываться о том, что им больше всего понравилось и почему.
-Научились пересказывать сказки с опорой на схемы.
-Развитие связной речи.
-Подготовлены консультации, различная печатная информация для родителей.
-Выставка рисунков.
Пополнение уголка театрализации.
- Родители воспитанников стали больше времени уделять чтению с детьми.
Перспективы дальнейшего использования
Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.
Список литературы:
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008