Игра «Знатоки русского языка» 7 класс
Вступительное слово учителя.
В нашей школе проходит неделя русского языка.
- Язык – великое творение человека. Язык – основное средство общения. В языке одухотворяется весь народ и его родина. Наш президент Н. А. Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его послании, а именно в проекте «Триединство языков», сказано: «Казахстан должен восприниматься во всём мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык – государственный язык нашего народа, русский язык – язык межнационального общения, английский язык – язык успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны». И сегодня мы проводим игру среди 7-ых классов «Знатоки русского языка».
Девиз игры: Мир освещается солнцем, а человек знанием.
1. Конкурс «Созвездие смекалистых”
Команды получают по пакету со звёздами, из которых нужно составить “созвездие”, т. е. из частей слов составить высказывание. Команда, выполнившая задание, поднимает руку. Какая команда раньше составит, та получает право открыть игру, потом 2-я команда.
Ответ: Язык – река, которая течёт и меняется.
2. Конкурс «Полиглот»
Загадываются загадки, отгадки должны быть на трёх языках.
- В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (дневник – күнделік - diary)
- Белый, а не снег, сладкий, а не мёд (сахар – секер - sugar)
- То в клетку, то в линейку, написать по ней сумей - ка, можешь и нарисовать называюсь я… (тетрадь - дәптер - copy book)
- Белый камешек растаял на доске следы оставил (мел – бор - chalk)
- Круглое, румяное, оно растёт на ветке, любят его взрослые и маленькие дети (яблоко – алма - apple)
- Я люблю прямоту, я сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю (линейка - сызгыш - ruler)
- Четыре ноги, а ходить не может (стол - үстел - table)
- Кто молча учит? (книга – кітап - book)
- Февраль богат снегом, а апрель … (вода - су - water)
- Если б не было его, не сказал бы ничего (язык – тіл - language)
- Один костёр весь мир согревает (солнце – кун - sun)
- 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят(месяц - ай - months)
3. Конкурс «Собери слова»
Из букв слова ГОСУДАРСТВО учащиеся должны собрать как можно больше слов. (Товар, год, суд, дар, сосуд, город) За каждый правильный ответ 1 балл.
4. Конкурс «Нарисуй пословицу».
Участникам команды предлагается с помощью иллюстрации изобразить пословицу так, чтобы команда соперников смогла её угадать.
Пословицы:
Дареному коню в зубы не смотрят.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
Без труда - не выловишь и рыбки из пруда.
Делать из мухи слона.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5. Конкурс - игра "Фотоаппарат"
Посмотрите на картинку (30 с) и запомните все предметы нарисованные на ней.
В течение 2х минут записать, как можно больше предметов увиденных вами.
/У кого большее кол-во предметов, тот выиграл/.
6. Конкурс «Автобиография»
Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.
1 команда: Баба Яга, Карлсон
2 команда: Винни Пух, Крокодил Гена
7. Конкурс «С портфелем по жизни».
В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель». Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова.
Я пришел к тебе с портфелем, рассказать, что солнце встало (пришел с приветом)
Портфель - то я и не приметил (Слона – то я и не заметил).
Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ).
Все дороги ведут в портфель (Все дороги ведут в Рим).
Портфель спасет мир. (Красота спасет мир)
Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки).
8. Конкурс «Ситуация»
Для следующего конкурса нужно по 2 участника от каждой команды. Вы должны представить такую ситуацию: вы попали на незнакомую планету, и пытаетесь инопланетянам объяснить несколько элементарных для нас понятий. Ясно, что наш язык они не знают, поэтому объяснять придется при помощи жестов, мимики, только не словами. Слова: дерево, юрта, лампочка, весна, трава.
9. Найти пары.
Почти 44% слов в нашей речи составляют имя существительное -это почти каждое второе слово в разговоре.
Найти парные существительные жен. Р. к существительным муж. Р.
Брат — дояр — отец —
Сын — поэт — учитель —
10.Кому что принадлежит?
Рассмотрите рисунок. Назовите одушевлённые имена существительные. Кому принадлежат лицо, морда, голова, кожа, шерсть, чешуя, перья, рот, пасть, клюв, ноги, лапы, руки, крылья, плавники ?
11. Шерлок Холмс (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).
По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
Мне было восемь лет, когда я познакомился с писателем Гансом Христианом Андерсеном. Я начал читать и зачитался так, что почти не обратил внимания на нарядную елку. Удивительная, и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов человеческая доброта исходила от страниц этой книги.
(Из статьи К.Г. Паустовского «Великий сказочник»)
В нашем доме поселилась очень красивая черногалазая женщина с девочкой лет пяти. Девочка целыми днями играла во дворе. Ложась спать, она обязательно требовала, чтобы я пришел проститься с ней.
(Из повести М. Горького «В людях» )
Никита надел короткий полушубок, валенки, шапку и выбежал на крыльцо, сбежал с него по хрустящим ступеням. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка для катания.
(А.Н. Толстой «Детство Никиты»)
Она проснулась только утром. Под головой у нее лежала теперь мягкая кожаная подушка, а ноги ее были накрыты легкой простыней. Собаки на полу не было.
(А. Гайдар «Тимур и его команда»)
Мальчик сам не подозревал, что радость его будет такой большой. До сих пор он не думал о школе, до сих пор он только видел детей, идущих в школу.
( Ч. Айтматов «Белый пароход»)
Я, Асан Каирсынов, хочу иметь друга лет тринадцати, жизнерадостного, с беспечными разговорами, с веселыми глазами. Ищу друга, с которым можно побороться.
(М. Кабанбаев «Арстан, Я и виолончель»)
Итог игры. Завершая нашу игру, я хочу сказать, что язык – самый гибкий инструмент, с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных наций. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слова.