Сказкотерапия – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов.
Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сказкотерапия – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов.
Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Как действуют сказки?
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Сказкотерапия структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и т.п.;
сказки для гиперактивных детей;
сказки для агрессивных детей;
сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: например, проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем (детский энурез) и т.д.;
сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т.п.);
сказки для детей в случае утраты значимых людей или любимых животных
Особенности сказкотерапии при работе с детьми
От рассказчика требуется выполнение следующих условий:
при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
нельзя допускать затянувшихся пауз.
ребенку может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. – Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить ипрослеживать причинно-следственные связи.
сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.
способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Сказкотерапия
Основные методы сказкотерапии:
Рассказывание сказки;
Рисование сказки;
Сказкотерапевтическая диагностика;
Сочинение сказки;
Изготовление кукол;
Постановка сказки.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие умения выражать свои мысли.
Развитие памяти и внимания.
Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Сплочение группы.
Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон (даже глазами неодушевленных в обыкновенной жизни предметов).
Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком
В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему.
Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.
Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
Вы должны знать, насколько устойчиво внимание о ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
После прочтения сказки обсудите её с ребенком.
После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
О чем сказка?
Что запомнилось больше всего?
Какие герои запомнились? Почему?
Что случилось с тем или иным персонажем?
Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?