В наши дни, угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для дошкольного педсовета»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитании».
Воспитатель Шмер Марина
МБОУ « Озеркинская СОШ» дошкольные группы
Задачи :
1. Формировать элементарные научные экологические знания , доступные пониманию ребенка- дошкольника .
2. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
3. Развивать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
4. Формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать) ;
5. Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей) ;
6. Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы : изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам.Важно: Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитывать экологическое сознание .
Экологическое воспитание
- воспитание нравственности , духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса , а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Ребенок и природа
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет -
практическая,исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности .
« Что нам осень принесла»
исследовательской деятельность
Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к данной деятельности , как к ведущему способу познания окружающего мира и воспитания экологического сознания маленького человека
Наши открытия Откуда берутся лужи?
Куда бегут муравьи?
Сколько лет растут ели?
«Первоцветы»
« Осень. Последние цветы»
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира
Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств , накопления представлений об окружающем мире, развития способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Одной из форм, помогающей решать эти задачи, на наш взгляд, является познавательно-исследовательская деятельность.
Познавательно-исследовательская деятельность
обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений : и в изобразительной деятельности ; и в аппликации; и в конструировании активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус.
Конструирование
В проводимых играх-экспериментированиях и опытах
Дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
игры-эксперименты и опыты
В ознакомлении с природой
особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие .
Ознакомление с природой в дидактических играх
Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации на экологические темы .
Главная задача родителей :
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки ;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду;
- и, конечно же, быть во всем примером
Необходимо формировать понимание самой ценности природы:
Осознание ребенком себя как части природы;
Воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
Формировать эмоционально-положительное отношенияе к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;
-пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
Формировать у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
Помочь усвоить основы экологической безопасности ;
Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Заключение:
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира . Он хочет его познать . Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Наша задача - помочь детям в поисково- познавательных исследованиях . Сделать их полезными.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера» (А. Шапиро) .