Просмотр содержимого документа
«Презентация " Технологии исследовательской деятельности"»
Технология исследовательской деятельности
«То, что я услышал – я забыл.
То, что я увидел – я помню.
То, что я сделал – я знаю»
(Китайская пословица)
Технология– это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве(толковый словарь)
Педагогическая технология-это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса(Б.Т.Лихачёв)
Современные педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «ТРИЗ» и др.
Позиция взрослого по отношению к ребенку:
«Не рядом, не над ним, а вместе!»
Егоцель- содействовать становлению ребенка как личности.
Социальный заказ государства системе образования:
Воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Основной принцип ДО – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности(ФГОС ДО).
Самостоятельность ребенка- это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс.
Инициативность- это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.
Исследовательская деятельность
Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Цель исследовательской деятельности- формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.
Методы и приёмы организации исследовательской деятельности:
эвристические беседы
постановка и решение вопросов проблемного характера
наблюдения
моделирование
опыты
фиксация результатов
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
подражание голосам и звукам природы
использование художественного слова
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
трудовые поручения, действия
Типы исследовательской деятельности
1.Опыты(экспериментирование)
Состояние и превращение вещества
Движение воздуха, воды
Свойства почвы и минералов
Условия жизни растений
2. Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений
Виды животных
Виды строительных сооружений
Виды транспорта
Виды профессий
3. Путешествие по карте
Стороны света
Рельефы местности
Природные ландшафты и их обитатели
Части света, их природные и культурные «метки» - символы
4. Путешествие по «реке времени»Египет — пирамиды
История жилища и его
благоустройство.
Исследовательская деятельность - высшая форма исследовательской активности
Субъект спонтанной активности
субъект деятельности
Поисковая активность – главный двигатель исследовательского поведения
высокая мотивация
эмоциональная включенность
интерес
Ребенок — природный исследователь окружающего мира
Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игре.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Целью исследовательской технологии
является развитие познавательных
способностей дошкольников и создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
опыт = эксперимент
Опыт–единство знаний, умений, навыков, приобретённых в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.
Совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков
Экспериме́нт (от лат.experimentum — проба, опыт) служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.
Эксперимент или опыт- особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.
Задачи экспериментирования:
Расширение кругозора детей о предметах, явлениях, особенностях
Формирование способов познания путем сенсорного анализа
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, песочные часы и т.д.)
Создать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству
Создавать интересные проблемные ситуации
Четко формулировать проблемы
Обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности
Побуждать к самостоятельной постановке вопросов, выводам и обобщениям
Знакомить с историей великих открытий
Разделить детский коллектив на малые группы
Оформление результатов исследовательской деятельности
1 раздел«Что я прочитал (или мне прочитали) по теме…
2 раздел«Что я узнал о … (сбор информации по теме исследования)»
3 раздел«Вопросы, которые возникли у меня, когда я …»
4 раздел«Мои наблюдения и опыты по теме исследования»
5 раздел«Мои выводы о …»
6 раздел«Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)»
«Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К.Е.Тимирязев
«Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться у тому, что он узнал»