kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Развитие креативного мышления у учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие креативного мышления у учащихся"»

Развитие креативного мышления у учащихся   Разработала: Нуртазина Е.М., к.п.н., ст.преподаватель

Развитие креативного мышления у учащихся

Разработала: Нуртазина Е.М., к.п.н., ст.преподаватель

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому общеобразовательная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому общеобразовательная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Креативные способности учащихся  Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.  Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности .

Креативные способности учащихся

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности .

ТРИЗ  (теория изобретательских задач)    дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение.  «Воображение важнее знания..» - говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя.  Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ утверждает, что творческое воображение возможно нужно развивать, особенно у детей

ТРИЗ (теория изобретательских задач)

дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение.

«Воображение важнее знания..» - говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя.

Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ утверждает, что творческое воображение возможно нужно развивать, особенно у детей

Игра – самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех занятиях.

Игра

самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех занятиях.

Плюсами игровой формы  являются

Плюсами игровой формы являются

  • 1.Реальность ситуации
  • 2. Вовлеченность участников. Дух соревнования
  • 3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им).
  • 4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения
Пути решения

Пути решения

  • Пути решения
  • Развивать ассоциативное мышление
  • Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко для детей младшего школьного возраста..
  • Побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их.
Развитие ассоциативного мышления.   Цель:  - приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений;  -развивать связную речь, воображение.

Развитие ассоциативного мышления.

Цель:

- приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений;

-развивать связную речь, воображение.

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку,  связывающую понятия  « компьютерная мышь » и « солнце ».  ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую,  мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр,  по своей форме сыр напоминает солнце.

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « компьютерная мышь » и « солнце ».

ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце.

ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку,  связывающую понятия  « огонь » и « заяц ».
  • ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия « огонь » и « заяц ».

ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.

Алгоритм составления загадок  Выбрать объект На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения) Что такое же? Что делает? Кто делает так же?

Алгоритм составления загадок

  • Выбрать объект
  • На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения)

Что такое же? Что делает? Кто делает так же?

  • Чем отличается?
  • Вставить слова «Как», « но не», «а не»
  • Прочитать загадку
репейник еж колючий  Как  Но не  собака лохматый смола приставучий Колючий,как ёж, Лохматый, как собака, Приставучий, но не смола.

репейник

еж

колючий

Как

Но не

собака

лохматый

смола

приставучий

Колючий,как ёж,

Лохматый, как собака,

Приставучий, но не смола.

лампа Светит  НО НЕ  тает снег Светит, но не лампа, Тает, но не снег, Капает, но не дождь. дождь капает

лампа

Светит

НО НЕ

тает

снег

Светит, но не лампа,

Тает, но не снег,

Капает, но не дождь.

дождь

капает

  • Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Алгоритм  составления метафор

Алгоритм

составления метафор

1. Выбрать объект 2.Что делает? 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие) 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие) 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора 1. холодильник 2.морозит 3.айсберг 4.в доме 5.холодильник- домашний айсберг
  • 1. Выбрать объект
  • 2.Что делает?
  • 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие)
  • 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие)
  • 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора
  • 1. холодильник
  • 2.морозит
  • 3.айсберг
  • 4.в доме
  • 5.холодильник- домашний айсберг
Следующее направление ТРИЗа — знакомство детей с противоречиями На тризовском языке это звучит так: противоречие-наличие двух противоречивых качеств в одном  объекте , когда наличие одного свойства исключает возможность другого, например: солнце-это хорошо, потому что оно светит, греет, радует, но солнце-это плохо потому, сушит, жжёт, испепеляет. Или один говорит: «драться плохо - сделаешь больно», другой возражает; «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать . Как? Например « Как перенести воду в решете?»

Следующее направление ТРИЗа — знакомство детей с противоречиями

На тризовском языке это звучит так: противоречие-наличие двух противоречивых качеств в одном объекте , когда наличие одного свойства исключает возможность другого, например: солнце-это хорошо, потому что оно светит, греет, радует, но солнце-это плохо потому, сушит, жжёт, испепеляет. Или один говорит: «драться плохо - сделаешь больно», другой возражает; «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать .

Как? Например « Как перенести воду в решете?»

Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.

Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.

Понятие «Противоречие»  Цель: -Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь; -Развивать связную речь, воображение.

Понятие «Противоречие»

Цель:

-Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь;

-Развивать связную речь, воображение.

Работа в группах  -Составление ассоциативной цепочки « Лифт и строительная каска» -Составление загадки -Составление метафоры «Люстра» -Игра «Суд»

Работа в группах

-Составление ассоциативной цепочки « Лифт и строительная каска»

-Составление загадки

-Составление метафоры «Люстра»

-Игра «Суд»

Заключение

Заключение

  • На основе приемов ТРИЗа можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления.
  • Элементы этих приемов можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
  • Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. - Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с.

- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

- Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с.

  • - Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81. - Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с.
- Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с. - Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с.  - Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. - М.: Изд. дoм

- Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с.

  • - Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с.

- Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. - М.: Изд. дoм "Вoстoк", 2001. - 81 с.

Использованы материалы сайтов: www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm www.sad4.trg.ru/p38aa1.html http://www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm http : //www.trizway.com/art/primary/196.html www.trizminsk.org/e/23105.htm www.trisland.ru http : summerscamp.ru/index.php5/ www.altshuller.ru http : //www.trizland.ru/trizba.php ? id=1 http://www.natm.ru/triz

Использованы материалы сайтов:

www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm

www.sad4.trg.ru/p38aa1.html

http://www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm

http : //www.trizway.com/art/primary/196.html

www.trizminsk.org/e/23105.htm

www.trisland.ru

http : summerscamp.ru/index.php5/

www.altshuller.ru

http : //www.trizland.ru/trizba.php ? id=1

http://www.natm.ru/triz


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Развитие креативного мышления у учащихся"

Автор: Рахимбаева Анаргуль

Дата: 26.10.2019

Номер свидетельства: 524240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Мастер-класс "Использование творческих заданий в образовательном процессе,способствующих  развитию креативного мышления младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(159) "mastier-klass-ispol-zovaniie-tvorchieskikh-zadanii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-sposobstvuiushchikh-razvitiiu-krieativnogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125080"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414902936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Рефлексивный отчет коучинг занятия   «Использование элементов критического мышления, как средства развития познавательной  деятельности учащихся» "
    ["seo_title"] => string(168) "rieflieksivnyi-otchiet-kouchingh-zaniatiia-ispol-zovaniie-eliemientov-kritichieskogho-myshlieniia-kak-sriedstva-razvitiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "174339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424108580"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Использование ИКТ для развития творческого мышления."
    ["seo_title"] => string(60) "ispol-zovaniie-ikt-dlia-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247447"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446561628"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Развитие креативности учащихся на уроке изо "
    ["seo_title"] => string(52) "razvitiie-krieativnosti-uchashchikhsia-na-urokie-izo"
    ["file_id"] => string(6) "167039"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423041188"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства