Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением. Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста.
Для начала объясняю детям, что означает «положить в круг» , и что такое «положить предмет вне круга».Например: положите картинки с красными ягодами и фруктами в круг. Остальные ягоды, фрукты в этот круг не входят, они – вне круга.
Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.
Пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились дикие животные, а в другом –домашние.
В этом случае круги не пересекаются.
дикие
домашние
Когда какие-либо предметы входят и в первое множество и во второе, круги будут пересекающимися, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов, так как у них есть общие признаки.
Предлагаю задания для развития связной речи, в том числе составление описательных и сравнительных рассказов. Различия
описываемых предметов указываем в кругах. Сходства предметов, указываем в пересечении колец.
Сравнительно-описательный рассказ с использованием кругов Эйлера про лису и зайца.
Цель: Закрепить умения детей составлять сравнительно описательный рассказ с помощью кругов Эйлера.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умения детей составлять описательный рассказ по схеме. Формировать умения отвечать на вопросы воспитателя в правильной грамматической форме; правильно согласовывать существительные с прилагательными. Закрепить знания детей о диких животных, их повадки, среда обитания.
Развивающие:
Развивать связную речь, обогащать и активизировать слова детей.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Воспитывать умение, слушать собеседника не перебивая.
Л
з
Применение кругов Эйлера при проведении ООД в старшей группе «Акварельки».
Игра «Раздели профессии».
Синий круг: мужские профессии
Красный круг: женские профессии
Пересечение кругов: общие профессии
Сравнительно-описательный рассказ с использованием кругов Эйлера
про лису и зайца».
ВЫВОД: Наглядность, образность схемы, возможность практических действий с ее элементами, способствуют активизации речевых проявлений. Играя, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи, описывать предметы, выделять их характерные признаки, находить сходства и различия, отгадывать их по описанию, группировать предметы по различным свойствам, при этом обогащается словарный запас. Таким образом, отмечается практическая значимость кругов Эйлера в развитии связной речи дошкольников.
5. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.
6. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000.