Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ
Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ
" Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнеии с теми, кто такой школы не прошёл." К. Е. Тимирязев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
личностный: узнает свои личные возможности.
Примерный алгоритм :
1.Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Трудности
•Создание лаборатории.
•Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
•Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
•Планирование работы.
•Планирование занятий.
Варианты фиксации результатов
Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург
В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.
Набор развивающих карточек
Шапиро А.И.
«Секреты
О. В. Дыбина
О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков,
Н.П. Рахманова,
В.В.Щетинина
«Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009
О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы »
О.В.Дыбина «Я узнаю мир» рабочая тетрадь для дошкольника.6-7 лет, Сфера, 2012