kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнеии с теми, кто такой школы не прошёл."  К. Е. Тимирязев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»

Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ Автор :  Островерхова Наталья Владимировна, воспитатель группы «Речецветик»,  МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» 2016 год

Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ

Автор :

Островерхова

Наталья Владимировна, воспитатель группы «Речецветик»,

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»

2016 год

Мифы  о познавательно -исследовательской деятельности:   1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования. 2. Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат. 3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием. 4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п. 5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний. 6. Главный результат такой работы – победа на конференции. 7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.  

Мифы о познавательно -исследовательской деятельности:

  • 1. Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
  • 2. Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.
  • 3. В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
  • 4. Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.
  • 5. Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
  • 6. Главный результат такой работы – победа на конференции.
  • 7. Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

 

«Познание начинается с удивления» Аристотель   « Удивление  - это состояние,  вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь, поражающего неожиданностью,  необычностью, странностью или непонятностью.»  Толковый словарь Ушакова.

«Познание начинается

с удивления»

Аристотель

« Удивление - это состояние,

вызванное сильным впечатлением от чего-нибудь,

поражающего неожиданностью,

необычностью, странностью или непонятностью.»

Толковый словарь Ушакова.

« Расскажи – и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму.»

« Расскажи – и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.»

Познавательная

Познавательная

Дидактические игры Трудовые поручения Наблюдения Прогулка Моделировани е Эвристические беседы Формы, методы и приёмы Опыты Экскурсии Фиксации результатов Постановка вопросов проблемного характера Трудовая деятельность Путешествия

Дидактические

игры

Трудовые

поручения

Наблюдения

Прогулка

Моделировани е

Эвристические

беседы

Формы, методы и приёмы

Опыты

Экскурсии

Фиксации

результатов

Постановка вопросов

проблемного

характера

Трудовая

деятельность

Путешествия

Изобразительная деятельность Наблюдение ФЭМП Экспериментирование Развитие речи Труд Чтение художественной литературы Физическое воспитание Музыка

Изобразительная

деятельность

Наблюдение

ФЭМП

Экспериментирование

Развитие речи

Труд

Чтение

художественной

литературы

Физическое

воспитание

Музыка

Элементарность опытов: 1. в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;  2. в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;  3. они практически безопасны;  4. в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Элементарность опытов:

1. в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

2. в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

3. они практически безопасны;

4. в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Направления:    живая природа : многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.  неживая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.  человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Направления:

живая природа : многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

неживая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА   свойства и качества;  переход из одного состояния в другое;  -круговорот воды в природе, водная система планеты Земля;  рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;  природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы);  - Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна  и искусственные); - небесные тела (метеориты, кометы) - солнечное и лунное затмение.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

  • свойства и качества;

  • переход из одного состояния в другое;

-круговорот воды в природе, водная система планеты Земля;

  • рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;

  • природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы);

- Солнечная система – планеты, спутники (естественные – Луна  и искусственные);

- небесные тела (метеориты, кометы)

- солнечное и лунное затмение.

Объекты неживой природы для исследования : вода, свойства воды  воздух и его свойства  твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса   свет: отражение света, источники света  цвет: что такое радуга, смешение цветов  Звук  магнетизм: магнит и его свойства

Объекты неживой природы для исследования :

  • вода, свойства воды

  • воздух и его свойства

  • твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса

  • свет: отражение света, источники света

  • цвет: что такое радуга, смешение цветов

  • Звук

  • магнетизм: магнит и его свойства

  • увеличительное стекло
ЧЕЛОВЕК особенности строения человеческого тела;  особенности строения и функционирования органов и систем;  человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных;  экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);  роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;  выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.) ;  - использование растений и животных, искусственный отбор .

ЧЕЛОВЕК

  • особенности строения человеческого тела;

  • особенности строения и функционирования органов и систем;

  • человек как высшее биологическое существо, его отличие от животных;

  • экологические катастрофы (загрязнение воды нефтью и химическими отходами, высыхание водоемов, вырубка лесов и пр.);

  • роль человека в возникновении и разрешении экологических катастроф;

  • выращивание человеком растений и животных с учетом особенностей их строения и развития (стадии роста, особенности размножения, ухода и пр.) ;

- использование растений и животных, искусственный отбор .

РУКОТВОРНЫЙ МИР   предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);  свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т.п.);  качество материала ( сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый ит.п.);  связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением.  предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.);  компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).  многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;  - ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее );

РУКОТВОРНЫЙ МИР

  • предмет и его признаки (строение, функции. Форма, размер, цвет, назначение);

  • свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т.п.);

  • качество материала ( сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый ит.п.);

  • связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него, и назначением.

  • предметы и их значение для удовлетворения потребностей человека (духовных, интеллектуальных, игровых, социальных, трудовых, бытовых и др.);

  • компоненты трудового процесса (цель, мотив, действие, операции, средства, результат) и его этапы (алгоритм деятельности).

  • многообразие рукотворного мира, возможность его преобразования;

- ретро- и перспективный взгляд на предмет (прошлое – настоящее – будущее );

I . ПЕДАГОГ И ДЕТИ

I . ПЕДАГОГ И ДЕТИ

  • НОД (непосредственно – образовательная деятельность)
  • Наблюдения
  • Экологические экскурсии
  • Природоохранные акции
  • Беседы
  • Проектная деятельность
  • Экологические праздники, выставки, радиопередачи, викторины и олимпиады, КВНы...
  • Экспериментирование
  • Коллекционирование
  • Моделирование
НОД «Изменения растений осенью»   «Создание новых красок»

НОД

«Изменения растений осенью»

«Создание новых красок»

« Воздух ……»

« Воздух ……»

Наблюдения в природе    «Здравствуй, дождевой червяк»

Наблюдения в природе

«Здравствуй, дождевой червяк»

Экологические экскурсии

Экологические экскурсии

Природоохранные акции

Природоохранные акции

Экологические праздники, выставки, радиопередачи, викторины и олимпиады, КВН, досуг ...   «День Земли» «Досуг – вот такой эксперимент с пузырями»

Экологические праздники, выставки, радиопередачи, викторины и олимпиады, КВН, досуг ...

«День Земли»

«Досуг – вот такой эксперимент с пузырями»

Экспериментирование     « Вода работает»

Экспериментирование

« Вода работает»

II. ДЕТИ И ДЕТИ

II. ДЕТИ И ДЕТИ

  • Наблюдение на прогулке
  • Наблюдение в уголке природы
  • Труд в природе
  • Игры –экспериментирования
  • Дидактические игры
«Взвешивание – это интересно!»

«Взвешивание – это интересно!»

Наблюдения на прогулке «Моя тень» «Первые проталинки»

Наблюдения на прогулке

«Моя тень»

«Первые проталинки»

Наблюдение в уголке природы

Наблюдение в уголке природы

Труд в природе

Труд в природе

Игры –экспериментирования

Игры –экспериментирования

III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

  • Наблюдения
  • Игры с природным материалом
  • Дидактические игры
  • Опыты и эксперименты
  • Интегрированная детская деятельность
Игры с природным материалом   «МОЙ УШАСТИК!» «Узоры и цветы из каштанов и орехов»

Игры с природным материалом

«МОЙ УШАСТИК!»

«Узоры и цветы из каштанов и орехов»

Опыты и эксперименты   «Сухой и мокрый песок»

Опыты и эксперименты

«Сухой и мокрый песок»

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  • социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
  • личностный: узнает свои личные возможности.
Примерный алгоритм : 1.Выбор объекта исследования. 2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса. 3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления. 6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки). 7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.  8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Примерный алгоритм :

1.Выбор объекта исследования.

2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).

7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Трудности • Создание лаборатории. • Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать. • Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному. • Планирование работы. • Планирование занятий.

Трудности

Создание лаборатории.

Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.

Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование занятий.

Варианты фиксации результатов

Варианты фиксации результатов

Литература в помощь  Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург

В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

Набор развивающих карточек

Набор развивающих карточек

Шапиро А.И.

Шапиро А.И.

  • «Секреты
О. В. Дыбина О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009 О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы » О.В.Дыбина «Я узнаю мир» рабочая тетрадь для дошкольника.6-7 лет, Сфера, 2012 . О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2013 О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2004

О. В. Дыбина

О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков,

Н.П. Рахманова,

В.В.Щетинина

«Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009

О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы »

О.В.Дыбина «Я узнаю мир» рабочая тетрадь для дошкольника.6-7 лет, Сфера, 2012

.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,

В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2013

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,

В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2004

Исакова Н.В.: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Детство-Пресс, 2013 Веракса Н. Е., Галимов О. П.  Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.,  «Детское экспериментирование»  изд. Педагогическое о-во России, 2003 г. Организация экспериментальной деятельности дошкольников  Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.)  М: Аркти, 2008 Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, 3. А. Серова « Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников .» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

Исакова Н.В.:

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Детство-Пресс, 2013

Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Куликовская И.Э.,

Совгир Н.Н., «Детское экспериментирование»

изд. Педагогическое

о-во России, 2003 г.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008

Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование

З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,

Л. М. Кларина, 3. А. Серова « Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников .» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин  Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой        Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных – экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить свойства воздуха, постичь загадочную природу растений. .

Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой

Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных –

экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать

свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить

свойства воздуха, постичь загадочную природу растений.

.

“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так,  чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.  Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”  В.А. Сухомлинский

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”

В.А. Сухомлинский

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на наиболее высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»  К.Е. Тимирязев. 5

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на наиболее высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.»

К.Е. Тимирязев.

5

Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ

Автор: Островерхова Наталья Владимировна

Дата: 18.02.2018

Номер свидетельства: 458235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) ""Активизация познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через организацию игр-экспериментов" "
    ["seo_title"] => string(152) "aktivizatsiia-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-ighr-ekspierimientov"
    ["file_id"] => string(6) "207855"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430665750"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования с учетом ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_poznavatiel_no_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_doshkol_nikov_chier"
    ["file_id"] => string(6) "404739"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490804963"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(300) "Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему «Капелька волшебница»."
    ["seo_title"] => string(178) "konspiekt-nieposriedstviennoi-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-vo-vtoroi-mladshiei-ghruppie-na-tiemu-kapiel-ka-volshiebnitsa"
    ["file_id"] => string(6) "315574"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459924076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Квест-игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "kvest_igra_dlia_pedagogov_dou_teoriia_i_praktika_poznavatelno_issledovatelskoi_d"
    ["file_id"] => string(6) "536415"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1579436896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства