Просмотр содержимого документа
«Почему полезно читать детям сказки на ночь?»
КУЗ ВО «Воронежский областной специализированный дом ребенка
Доклад:
«Почему полезно читать детям сказки на ночь?»
Воспитатель: Лагутенкова Лариса Вячеславовна
Значение сказки в жизни ребенка
«Сказка входит в жизнь ребёнка с самого
раннего возраста, сопровождает его на
протяжении всего дошкольного детства и
остаётся с ним на всю жизнь. Со сказкой
начинается его знакомство с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим в целом»
В.А. Сухомлинский
Безусловно, каждый родитель знает, что книги — лучший помощник для детского развития: они расширяют кругозор малыша, учат новым понятиям, вещам, воображению.
Педиатры советуют познакомить ребенка с книгами, как можно раньше, поэтому многие мамы и папы начинают читать сказки своим деткам, когда те еще находятся в утробе матери.
Конечно, с самого рождения крохе помогают познавать мир сказок родители, и их главная задача — привить ребёнку любовь к чтению и книгам.
Почему необходимо читать ребёнку перед сном сказки, чем же полезны «вечерние сказки»?
Важные задачи семейного чтения перед сном :
1. Гармония в отношенияхВ современном мире очень быстрый ритм жизни, и времени на доверительные беседы или совместное семейное время
препровождение очень мало. Поэтому прекрасной семейной
традицией, которая создаёт атмосферу любви, может стать
чтение перед сном.
2. Вечернее спокойствиеРебёнку необходим выработанный режим, по которому он живёт, и чётко знает, какое действие его ждёт после выполненного. Так, во время прочтения сказки на ночь, малыш успокаивается, расслабляется и засыпает легко и быстро.
3. Развитие интеллекта
Безусловно, чтение полезно в любое время суток. Но, как доказали ученые, вечернее чтение лучше всего закрепляется в памяти человека.
Перед ночным сном, организм ребёнка расслаблен, а мозг, наоборот, лучше воспринимает новый информационный материал нежели утром. Поэтому обязательно читайте своему малышу перед сном, задавайте вопросы о героях, размышляйте о последующих событиях в сказке.
Знакомьте малышей с жизнь и творчеством русским писателей-сказочников. Благодаря такому вечернему чтению интеллект ребёнка развивается очень хорошо.
4. Любовь к книгам
С появлением современных технологий дети перестали читать книги, им больше нравятся компьютерные игры, просмотр различных телевизионных программ и т. п. Очень сложно привить любовь к чтению ребёнку, который хорошо разбирается в современных гаджетах. Поэтому, самое благоприятное время для формирования любви к книгам — время «маленького слушателя». Очень важно не упустить это время, так как потом может быть поздно.
5. Формирование мировосприятия
Когда малыш слушает сказку, он представляет себя в мире героев, переживает вместе с ними, пытается помочь. Благодаря этому ребенок учится переживать за другого, учится новым понятиям (например: добро и зло), фантазирует, размышляет. В педагогике такая методика получила название сказкотерапия. И, как правило, для чтения выбирают добрые сказки, в которых добро всегда побеждает зло, тем самым в сознании малыша закладываются модели отношений и поведения.
И не забывайте, что, читая ребёнку сказки, вы тоже должны получать удовольствие. И читать детям надо с открытым добрым сердцем.
Чтениенастраивает на сопереживание, сочувствие, ведь ребенок мысленно проходит весь путь с героем произведения. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, результат разных характерных поступков - все это делает сказку особенно интересной и волнующей.
Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Язык, речевые обороты сказок, насыщенны афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичны, они утончают и возвышают душу слушающих.
Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет
«Рукавичка», «Коза-дереза» украинская сказка, обр. Е. Благининой;
«Два жадных медвежонка», венгерская сказка, обр. А. Краснова и В, Важдаева;
«Упрямые козы», узбекская сказка, обр. Ш. Сагдуллы;
«У солнышка в гостях», переводе с словацкого С. Могилевской и Л. Зориной;
«Лиса-нянька», переводе с финского Е. Сойни;
«Храбрец-молодец», переводе с болгарского Л. Грибовой;
«Пых», белорусская сказка, обр. Н. Мялика;
«Лесной мишка и проказница мышка», латышская сказка, обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
«Петух и лиса», переводе с шотланского М, Клягиной-Кондратьевой;